Стандартизация объединяет все пути повышения качества в единое целое и
является эффективным средством организации и управления продукцией.
Качество продукции — это совокупность свойств продукции, обусловливающих
ее пригодность удовлетворять потребности в соответствии с ее
назначением. Качество одной и той же продукции может быть признано
удовлетворительным при использовании ее для одних целей и
неудовлетворительным для других. Например, фанера марки ФБА — прекрасный
материал для изготовления конструкций, работающих в закрытых помещениях,
и в то же время качество фанеры этой марки оказывается
неудовлетворительным при использовании ее для изготовления конструкций,
работающих в атмосферных условиях.
Качество продукции включает в себя не все ее свойства. Так, говоря о
качестве стула, мы имеем в виду не все свойства стула, а лишь те,
которые представляют для нас интерес с точки зрения удовлетворения наших
практических потребностей. Нас прежде всего интересует удобство
пользования стулом, его прочность, внешний вид и т. д.
Выпускаемая продукция подлежит аттестации. Аттестация промышленной
продукции — это комплекс мероприятий, связанных с оценкой уровня
качества продукции и присвоением ей специального знака или аттестата
качества. Государственный Знак качества для обозначения аттестованной
продукции в нашей стране был утвержден в 1967 г. (ГОСТ 1.9—67).
Аттестация промышленной продукции требует решения большого комплекса
технических, организационных, экономических и хозяйственных задач. Она
производится по двум категориям качества — высшей и первой. Продукция
высшей категории качества должна по своим технико-экономическим
показателям соответствовать лучшим отечественным и мировым стандартам
или превосходить их, быть конкурентоспособной на внешнем рынке, иметь
повышенные стабильные показатели качества,
обеспечивать экономическую эффективность, и
удовлетворять потребности народного хозяйства.
Продукция первой категории качества должна по своим
тех-нико-экономическим показателям соответствовать современным
требованиям стандартов и технических условий и удовлетворять потребности
народного хозяйства и населения страны. Продукция второй категории
качества по своим технико-экономическим показателям не соответствует
современным требованиям народного хозяйства и населения страны, морально
устарела и подлежит модернизации или снятию с производства.
Высшую и первую категории качества присваивают продукции
производственно-технического назначения сроком до 3 лет, а товарам
народного потребления — до 2 лет. При этом установленный срок действия
категории не может превышать срока действия нормативно-технической
документации, по которой должна выпускаться аттестуемая продукция. По
продукции, отнесенной ко второй категории качества, государственные
аттестационные комиссии дают рекомендации по срокам снятия ее с
производства или модернизации.
Разработка и проведение мероприятий по аттестации продукции возлагаются
на министерства союзных республик, промышленные объединения и комбинаты.
Работу по аттестации проводят в соответствии с планами комплексных
мероприятий по повышению уровня качества выпускаемой продукции.
Управление качеством продукции в стране на базе стандартизации получило
название комплексной системы управления качеством продукции (КС УКП). КС
УКП — это совокупность мероприятий, методов и средств, направленных на
установление и ' поддержание необходимого уровня качества продукции при
ее разработке, изготовлении, обращении и эксплуатации или потреблении.
КС УКП предназначена для совершенствования организации производства с
целью постоянного обеспечения соответствия качества продукции
потребностям народного хозяйства и населения и систематического
повышения на этой основе эффективности производства. Эта цель
достигается: 1) созданием и освоением в заданные сроки новых видов
продукции, которая по качественным и технико-экономическим
характеристикам соответствует достижениям мировой науки и техники или
превосходит их и может быть отнесена к высшей категории в общем объеме
производства товарной продукции; 2) планомерным улучшением показателей
качества выпускаемой продукции для внешнего рынка; 3) своевременным
снятием, заменой или модернизацией продукции второй категории качества;
7) улучшением экономических показателей деятельности предприятия.