Специализация отдельных видов работ дает значительный эффект.
В объединении «Мослифт» (и в ряде других лифторемонтных организациях)
производится специализация многих участков ремонта лифта.
Ремонт купе кабины. Любой ремонт купе (неметаллического), замена купе,
ремонт пола, а также отделка купе специальной пленкой или пластиком
выполняет специальный деревообрабатывающий участок, где сосредоточены
специалисты (столяры, плотники, подсобные), есть необходимый материал и
станочное оборудование.
Электроизмерительные работы. Сопротивление изоляции и заземления «на
растекание» замеряют на лифте не реже 1 раза в год. Как правило, эти
работы приурочиваются к капитальному ремонту лифта, но иногда проводятся
и в другие сроки, когда это связано, например, с затоплением лифта, с
неочередной сменой электропроводки и др. Эту работу может выполнить
электромеханик. Но учитывая специфические условия обращения с
измерительными приборами, целесообразно поручать производство замеров
специальной группе, находящейся в ведении вышестоящей организации или
руководства РСУ.
По времени первые замеры делаются обычно одновременно с ведомостью
дефектов, а окончательные — после или в процессе ремонта. Эксплуатация
лифта разрешается после ремонта только при положительных результатах
замеров изоляции и заземления.
Ремонт лебедок. В данном случае речь идет не об агрегатной замене,
которую нужно бесспорно производить специальной группе, связанной с
производственной базой, а о ремонте лебедок на месте, сопряженном с
разборкой редуктора, тормозного устройства, канатоведущего шкива.
В объединении «Мослифт» было установлено, что мелкий ремонт на лебедке,
не связанный с разборкой, производится электромехаником, обслуживающим
лифты.
К таким работам относятся: регулировка тормозных устройств; доливка и
замена масла; подтяжка сальниковых уплотнений и их замена, если это не
связано с разборкой редуктора и регулировкой червячной пары; смена
пальцев на обеих полумуфтах (без разборки редуктора) и другие.
Работы, связанные с разборкой редуктора (снятие канатоведущего шкиба или
тормозного устройства в целом), выполняет специальная группа
лебедочников, находящаяся в ведении производственной базы объединения —
механического завода. Завод при этом обеспечивает ремонт или
изготовление новых деталей лебедки и транспортировку лебедочников вместе
с деталями с объекта на объект.
При необходимости полной разборки, снятии канатоведущего шкива, а также
при агрегатной замене лебедки установка кабины на ловители, противовеса
на подставки, снятие канатов, страховка кабины, отсоединение
электропроводов производятся электромеханиками, которые выполняют эти же
работы в обратном порядке после сборки или установки новой лебедки.
Контроль. После окончания капитального ремонта контролируют качество
ремонта и освидетельствуют лифт в соответствии с ПУБЭЛ (обычно ремонт
приурочивается к срокам годового освидетельствования).
Согласно ПУБЭЛ освидетельствование производит инспектор Госгортехнадзора
или лицо из числа ИТР специализированной лифторемонтной организации,
аттестованное в местных органах Госгортехнадзора. Такой контролер
(прораб-контролер, инженер-контролер) при предъявлении ему лифта,
прошедшего капитальный ремонт, проверяет качество ремонта и проводит
освидетельствование лифта, руководствуясь следующими документами: ПУБЭЛ,
техническими условиями на ремонт лифтов, правилами технической
эксплуатации электрических установок потребителей (ПТЭ), ведомостью
дефектов, нарядом на ремонт.
В соответствии с ПУБЭЛ контролер проверяет также паспорт лифта, журнал
техосмотров, удостоверения лифтеров, диспетчеров.
При удовлетворительных результатах осмотра и проверке лифта, а также при
проведении статических и динамических испытаиий контролер делает
соответствующую запись в паспорте лифта и разрешает эксплуатацию лифгга
на очередной срок.
Требования ПУБЭЛ предусматривают статическое испытание лифтов двойным
грузом. В большинстве случаев, при отсутствии тарированного груза, для
этих целей употреблялись разнообразные предметы, старые грузы
противовеса, кирпичи, металлический лом и т. п.
Транспортировка груза к лифту, загрузка в кабину и выгрузка после
испытания занимали у электромехаников много времени, да и вес груза
часто определялся «на глазок». Применение специального нагружателя
лифтового статического (НЛС), разработанного группой авторов, дает
большую экономию в затратах.