МЕХАНИЗМЫ ПОВОРОТА ГРУЗОПОДЪЁМНОЙ МАШИНЫ - часть
2
Задаваясь предельным моментом, передаваемым муфтой,
определим усилие N сжатия пружины, обеспечивающее передачу момента в
пределах значений момента, на который она рассчитана.
Крепление редуктора к раме должно быть выполнено так чтобы
обеспечивалась необходимая точность установки механизма, причем
крепежные болты при этом должны быть максимально разгружены. Этим
условиям удовлетворяет крепление редуктора, показанное на рис. 10.2.
Редуктор в горизонтальном направлении фиксируется обработанными
поверхностями (заточками) в отверстиях листов 11 и 12. которые приварены
к раме при монтаже механизма после тщательной выверки зацепления
последней зубчатой пары кинематической цепи. Такое крепление редуктора
обеспечивает восприятие горизонтальных нагрузок, действующих на шестерню
выходного вала, не болтами, а заточками корпуса редуктора. При этом
болты воспринимают только реактивный крутящий момент относительно
вертикальной оси редуктора, уменьшенный силами трения между нижней
плоскостью корпуса редуктора и поверхностью поворотной рамы, и случайные
нагрузки в вертикальном направлении.
На рис. 10.3 показан механизм поворота башенного крана, включающий
электродвигатель 2 с двумя выходными концами валов и планетарный
редуктор, установленный на поворотной части крана. На верхнем конце вала
электродвигателя закреплен тормозной шкив), на который накладываются
тормозные колодки тормоза.
Рис. 10.3. Механизм поворота башенного крана с
зубчатым планетарным редуктором
Электродвигатель посредством фланцевой вставки
присоединен к верхней части планетарного редуктора. Нижний конец вала
электродвигателя посредством зубчатой муфты соединен с входным валом
планетарного редуктора.
Планетарный редуктор имеет корпус 5, внутри которого по высоте
неподвижно установлены три зубчатых венца 3 с внутренним зацеплением.
Расстояние между этими венцами фиксируется дистанционными кольцами.
Каждый зубчатый ненец 3 находится в зацеплении с тремя сателлитами 8,
расположенными стносительно друг друга под углом 120° по
окружности и закрепленными на цапфах водил 7. В ступицах двух верхних
водил 7 на шлицах закреплены валы-шестерни, находящиеся в зацеплении с
последующей группой
сателлитов 8, из трех колес. В последнем, третьем нижнем водиле 7
посредством шлицов и торцовой шайбы закреплен выходной вал редуктора, на
нижнем конце которого неподвижно насажена выходная шестерня б,
взаимодействующая с зубчатым венцом, установленным на неповоротной части
крана.
В центральной части редуктора между валами, закрепленными в ступицах
водил, предусмотрены упорные шариковые подшипники, фиксирующие положение
элементов редуктора по высоте.
Планетарный редуктор работает следующим образом. Крутящий момент от
электродвигателя 2 через зубчатую муфту передается на входную
вал-шестерню 4 редуктора, которая находится в зацеплении с тремя
сателлитами 8, размещенными на цапфах водила 7. Приведенные во вращение
сателлиты 8, перемещаясь по зубчатому венцу 3 с внутренним зацеплением,
увлекают за собой цапфы водила 7 и соответственно следующую вал-шестерню
4. Аналогичным образом вал-шестерня 4 верхнего водила 7 приводит во
вращение сателлиты второй ступени зубчатой передачи и т. д., заставляя
вращаться выходную шестерню б редуктора, которая, взаимодействуя с
зубчатым венцом на неповоротной части, приводит во вращение поворотную
часть кранов.
Выходной вал редуктора нагружен только крутящим моментом, так как
радиальные составляющие, действующие в зацеплении выходной шестерни б
редуктора, передаются через подшипники, установленные во внутренней
полости шестерни на цилиндрическую поверхность нижней части корпуса 5
редуктора.
Для предотвращения протекания масла из внутренней полости редуктора
предусмотрены манжетные уплотнения.