СОПРОТИВЛЕНИЯ ПОВОРОТУ В ОПОРАХ СТАЦИОНАРНЫХ КРАНОВ

  Главная      Учебники - Краны     Грузоподъемные машины (М.П. Александров, Л.Н. Колобов) - 1973 год

 поиск по сайту           правообладателям

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..   100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  ..

 

 

 

10.5.

СОПРОТИВЛЕНИЯ ПОВОРОТУ В ОПОРАХ СТАЦИОНАРНЫХ КРАНОВ

Статические сопротивления повороту крана, преодолеваемые механизмом вращения, определяют в соответствии с конструкцией опорных элементов и внешними нагрузками, действующими на кран.

Поскольку восприятие радиальных (горизонтальных) и осевых (вертикальных) нагрузок разграничено по опорам стационарных кранов и по элементам внутри опор, расчет сопротивлений сводится к определению сопротивлений в элементах опор с последующим их суммированием. Верхняя и нижняя опоры (см. рис. 10.6 и 10.8), воспринимающие радиальные (горизонтальные) нагрузки и выполненные из самоустанзвливзющихся сферических подшипниках качения, создают момент сопротивления вращению

 

 

 

10.6.

СОПРОТИВЛЕНИЯ ПОВОРОТУ В ОПОРНОПОВОРОТНЫХ УСТРОЙСТВАХ СТРЕЛОВЫХ КРАНОВ

В связи с разнообразием конструкций опорно-поворотных устройств существуют различные способы определения сопротивлений повороту. Существенное влияние при этом оказывают тип опорно-поворотного устройства, форма катка и кругов катания, конструктивное использование подшипниковых узлов и т. п. Рассмотрим некоторые наиболее характерные способы определения сопротивлений повороту в различных опорно-поворотных устройствах.

Сопротивления в малоопорных опорно-поворотных устройствах. Малоопорные поворотные устройства выполняют с коническими или цилиндрическими катками. Имеются две схемы установки конических катков. Первая схема (рис. 10.18, а) имеет конический рельс, изготовление которого затруднено вследствие большого диаметра обрабатываемой поверхности, и кронштейн симметричной формы, удобной для механической обработки. Вторая схема (рис. 10.18, б) имеет плоский круговой рельс, что позволяет выполнять его из стального проката при соответствующей укладке и выверке поверхности при сборке. По этой схеме каток устанавливают на наклонной оси, что значительно усложняет механическую обработку и установку кронштейна.

Обязательным условием качения катка по круговому рельсу без проскальзывания является совпадение вершин конусов катка и кругового рельса в одной точке, расположенной на оси вращения поворотной платформы. Исходной нагрузкой, действующей на опору, является сила V со стороны поворотной платформы.

 

 

 

Опорно-поворотные устройства на цилиндрических катках находят более широкое применение на кранах вследствие их простого изготовления. Однако цилиндрические катки при перемещении по рельсу, кроме качения, имеют постоянное проскальзывание, связанное с поворотом оси катка в горизонтальной плоскости, что увеличивает сопротивление передвижению и изнашивание катков и рельса. Движение цилиндрического катка по круговому рельсу можно представить как качение без проскальзывания по прямым участкам АВ и ВС (рис. 10.19, а), причем каток поворачивается относительно рельса в горизонтальной плоскости на угол d<p (рис. 10.19, а, б).

Таким образом, вращение поворотной платформы на цилиндрических катках малоопорного круга катания преодолевает следующие сопротивления: сопротивление качению катка по круговому рельсу; сопротивление в подшипниках оси катка основным (вертикальным) нагрузкам; сопротивление скольжению катка по рельсу; сопротивление в подшипниках оси катка дополнительным силам, действующим в плоскости поворотного устройства и вызванным силами трения катка по рельсу.

Первые два сопротивления определяют аналогично сопротивлениям механизма передвижения крана. Момент от этих сопротивлений, приведенный к оси поворота платформы,
 

 

 

Сопротивление в многоопорных опорно-поворотных устройствах.
Эти устройства на цилиндрических роликах представляют собой роликовую обойму, установленную между верхним и нижним круговым рельсами. Обе контактные зоны ролика с рельсами испытывают полную нагрузку. Аналогично предыдущему при вращении поворотной платформы преодолеваются следующие сопротивления: сопротивление качению ролика по нижнему и верхнему круговым рельсам; сопротивление скольжению ролика по нижнему и верхнему круговым рельсам.

Сопротивлениями сил трения на осях роликов от вертикальных нагрузок можно пренебречь, так как расчетные нагрузки в них практически отсутствуют.
 

Если роликовая обойма центрируется на центральной цапфе, то в этой системе ролики следует выполнять безребордными. Если роликовая обойма с ребордными роликами не центрируется на центральной цапфе, то, кроме указанных сопротивлений, возникает сопротивление трению в ребордах. Сопротивление трению в ребордах можно определить на базе экспериментальных исследований.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..   100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  ..