Ремонт представляет собой комплекс технических
мероприятий, направленных на устранение неисправностей, возникающих в
механизмах, и восстановление работоспособности машины.
При правильной организации, своевременном и тщательном выполнении
операций технического обслуживания краны ремонтируют через определенные
промежутки времени, установленные в зависимости от срока службы групп
деталей. В систему ППР автомобильных кранов входят текущий и капитальный
ремонты.
Текущий ремонт является основным видом планово-предупредительного
ремонта. От качества выполнения его зависит работоспособность машины в
межремонтный период. При текущем ремонте заменяют изношенные детали,
срок службы которых равен межремонтному периоду, а также выполняют
ремонтные работы: заварку трещин в металлоконструкциях, правку вмятин,
рихтовку лент и т. п.
Текущие ремонты выполняют машинисты кранов вместе с рабочими различных
специальностей (слесарями, сварщиками, электриками и др.). Текущие
ремонты выполняют в ремонтных мастерских организации — владельца крана.
Перед остановкой крана на текущий ремонт машинист крана вместе с
механиком устанавливают по фактическому техническому состоянию крана, а
также по записям в журнале учета ремонтов перечень необходимых ремонтных
работ, определяют потребность в запасных частях, материалах и
дополнительной рабочей силе.
При текущих ремонтах выполняют полную ревизию всех механизмов: проверяют
состояние стальных канатов, фрикционных муфт, тормозов, шестерен.
Выполнение этих операций повышает
надежность работы крана в межремонтный период.
После теку^ щего ремонта кран испытывают.
Капитальный ремонт кранов выполняют на специализированных ремонтных
предприятиях, имеющих соответствующее грузоподъемное и станочное
оборудование.
В объем работ при капитальном ремонте входят: полная разборка машины,
замена всех изношенных узлов и деталей, ремонт базовых деталей (шасси,
неповоротных и поворотных рам), а также выполнение необходимых работ по
модернизации крана. Последнее мероприятие выполняют по согласованию с
заводом — изготовителем крана и органами Госгортехнадзора. Техническое
состояние капитально отремонтированного крана должно отвечать всем
требованиям, предъявляемым к новой машине, согласно «Правилам устройства
и безопасной эксплуатации грузоподъемных машин».
После капитального ремонта кран обязательно испытывают на холостом ходу
и под нагрузкой. Сдачу машины в ремонт и приемку ее из ремонта оформляют
приемо-сдаточным актом. По окончании ремонта в технический паспорт крана
записывают сведения о ремонте: вид ремонта, дату проведения его и
выполненные основные работы.
Если строительная организация имеет несколько (не менее пяти) однотипных
кранов, целесообразно ремонт их организовать агрегатно-узловым методом.
При таком методе изношенные узлы снимают с машины и отправляют на
ремонт, а вместо них на машину устанавливают другие, заранее
отремонтированные узлы, взятые из оборотного фонда.
Применение агрегатно-узлового метода ремонта позволяет сократить простои
кранов в ремонте, а следовательно, увеличйть время их полезной работы.
Планирование технических обслуживаний и ремонтов заключается в
составлении единых графиков проведения этих мероприятий по каждому крану
в зависимости от отработанного им времени и предполагаемого времени
работы крана в планируемый период.
Периодичность проведения технических обслуживаний и ремонтов принимается
в соответствии с нормами, приведенными в «Инструкции по проведению
планово-предупредительного ремонта строительных машин» (СН 207-68),
введенной в действие с 1 января 1969.
Согласно этой инструкции технические обслуживания и ремонты
автомобильных кранов грузоподъемностью до 16 Т включительно проводятся
через следующие промежутки времени: ТО через 300, текущий ремонт через
1500, капитальный через 12 000 маш.-ч работы автомобильного крана.
Планы-графики технических обслуживаний и ремонтов составляют механики
организаций, эксплуатирующих краны. Зна-ние и своевременное выполнение
этих планов является обязательным для каждого машиниста крана.
Цель планирования ремонтов (годового и месячного) — определение
необходимого числа отдельных видов технических обслуживании и ремонтов,
сроков выполнения их, расчета потребности в рабочей силе, запасных
частях, материалах и денежных средствах.
График ППР включает в себя оба вида ремонта (текущий Т) и капитальный
(К), находящихся в эксплуатации машин и техническое обслуживание (ТО). В
нем указываются марка и номер машины, вид ремонта и время его
проведения. В месячном плане указывают марку и номер машины, вид, точную
дату начала и окончания технического обслуживания или ремонта.
Графики технического обслуживания и ремонта утверждает руководитель
организации — владельца крана. Ответственность за своевременное
выполнение и качество технического обслуживания и текущего ремонта крана
несут машинист крана и механик участка. Они организуют работу так, чтобы
все операции технического обслуживания и ремонта были выполнены в полном
объеме и в установленные графиком сроки.
Контрольные вопросы
1. На какие виды подразделяется износ деталей и каковы причины появления
каждого вида износа?
2. В чем заключается система ППР и каково ее значение?
3. Что такое техническое обслуживание кранов и какие виды технического
обслуживания применяют в системе ППР?
4. Какова периодичность технического обслуживания и какие работы
выполняют при ТО?
5. Какие виды ремонта применяют в системе ППР и какова их периодичность?
6. Каков принцип планирования технических обслужнваний и ремонтов?