Ограничитель грузоподъемности автокранов

  Главная      Учебники - Автокраны     Автомобильные краны (Астахов А.И.) - 1969 год

 поиск по сайту           правообладателям

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..   80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  ..

 

 

ПРИБОРЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ АВТОМОБИЛЬНЫХ КРАНОВ - ЧАСТЬ 3

 

 

 

Ограничитель грузоподъемности автокранов предназначен для отключения механизмов при подъеме грузов, вес которых превышает грузоподъемность крана на данном вылете крюка. Применяют механические (рис. 133) и электрические органичители грузоподъемности.

Ограничитель состоит из корректирующего и исполнительного механизмов. Конец стрелового каната при помощи клиновой втулки 1, скобы 2 и пальцев 16 и 23 закреплены на валу 18. К валу 18 приварен рычаг 15, воздействующий через рычаги 4 и 14 на пружину 3.

Усилие Р, возникающее в стреловом канате от Leca стрелы и подвешенного на крюке груза, создает относительно вала 18 вращающий момент, уравновешиваемый пружиной 3. При перегрузке под действием возросшего усилия в канате равновесие рычага 15 нарушается Рычаг 15, поворачиваясь вместе с валом 18, воздействует на рычаг 14, жестко соединенный валиком с рычагом 4, и сжимает пружину 3. При этом регулируемый упор 17 на конце рычага 15 нажимает на кнопку конечного выключателя 6, который замыкает цепь электропневматического вентиля выключения сцепления. Сцепление выключается.

После этого можно только опустить груз или поднять стрелу, что обеспечивается специальными блокировочными электровыключателями. Вращающий момент, создаваемый усилием Р относительно оси вала 18, изменяется в зависимости от вылета стрелы, так как изменяется усилие в канате, соответствующее предельной грузоподъемности крана для каждого вылета. Для обеспечения равновесного положения рычага 15 на каждом вылете корректирующий механизм изменяет усилие пружины 3 так, что момент, создаваемый усилием Р относительно оси вала 18 при подъеме номинального груза для каждого вылета, равен моменту, создаваемому усилием пружины на рычаге 15.

Основной частью корректирующего механизма является кулачок 10, установленный на оси вращения стрелы. Кулачок 10 через фиксатор подпружиненного рычага 11 жестко связывается со стрелой и поворачивается вместе с ней при изменении вылета. При повороте кулачка 10 качающийся рычаг 9 отклоняется, по-ворачиваясь на оси 27 на строго определенный угол, определяемый криволинейной поверхностью кулачка. Рычаг 9 соединен посредством тяг 5 и 8, укрепленных на осях 21 и 20 промежуточ* ного качающегося рычага 7, с пружиной 3. Под действием усилия пружины ролик 26, укрепленный на оси 25 рычага 9, прижимается к криволинейной поверхности кулачка.

Угловое перемещение рычага 9 вызывает изменение деформации пружины 3, а следовательно, и развиваемого ею усилия.

 

 

 

 

 

 

Рис. 133. Схема устройства ограничителя грузоподъемности крана КС-2561 Д:
1 — втулка клиновая, 2 — скоба, 3 —пружина, 4, 7, 9, 11, 14 и 15 — рычаги, 5 и 8 — тяги, 6 — конечный выключатель. 10 — кулачок, 12 и 17 — упоры, 13 и 19 — подшипники качения, 16, 23 и
28 — пальцы, 18 — вал, 20, 21, 25 а 27 — оси, 22 и 24 — пресс-масленки, 26 — ролик

 

 

 

 

Каждой грузовой характеристике крана соответствует определенный участок криволинейной поверхности кулачка. Для переключения ограничителя грузоподъемности на требуемую характеристику у кулачка 10 имеются спицы с отверстиями под фиксатор (рычаг//).

Для включения требуемой характеристики необходимо нажать на рычаг 11 до выхода фиксатора из отверстия в спице кулачка и повернуть его до совмещения соответствующего отверстия в спице с фиксирующим штырем в рычаге 11, при этом штырь фиксатора и отверстие в спице должны располагаться на продольной оси симметрии стрелы.

На спицах кулачка ограничителя грузоподъемности (у отверстия под фиксатором) нанесены условные обозначения:

К-3—работа с основной стрелой на откидных опорах при кратности грузового полиспаста К-3;

К-2 — работа с основной стрелой на откидных опорах при кратности грузового полиспаста К-2;

У — работа с удлиненной стрелой на откидных опорах при кратности грузового полиспаста К-2;

Г — работа с удлиненной стрелой и гуськам на откидных опорах при кратности грузового полиспаста К-2;

БД — работа с основной стрелой без установки на откидные опоры при кратности грузового полиспаста К-3 и К-2;

П — передвижение крана с грузом на крюке основной стрелы при кратности грузового полиспаста К-3 и К-2

 

 

Для регулировки усилия пружины 3 имеется натяжная гайка, установленная на резьбовом конце тяги 5.

Для первоначальной регулировки (настройки) ограничителя грузоподъемности в тяге 8 ив рычагах 7 и 9 имеются специальные отверстия под пальцы 23 и 28 крепления тяги 8. Использование тех или иных отверстий зависит от характеристики пружины, перестановка пальцев 23 и 28 требуется только при замене пружины.

Регулировочный упор 12 предназначен для ограничения хода рычага 15 при срабатывании ограничителя и для предохранения конечного выключателя 6 от поломки. При переключении с одной характеристики на другую дополнительно регулировать ограничитель не требуется. Точность срабатывания ограничителя зависит от зазора между регулируемым упором 17 и кнопкой конечного выключателя (зазор должен быть минимальным), от потерь в шарнирах датчика и от регулировки пружины.

Подшипники качения 13 и 19 смазывают при разборке, для смазки подшипников скольжения установлены пресс-масленки 22 и 24.

На большинстве моделей современных кранов (К-46, К-64, К-67, К-1014, К-162) установлены ограничители грузоподъемности типа ОГП-1 (рис. 134). Основными узлами ограничителя грузоподъемности ОГП-1 являются: датчик усилий с потенциометрическим преобразователем рычажного типа, датчик угла, блок

промежуточной аппаратуры, панель сигнализации. Датчик усилий установлен в системе стрелового полиспаста крана, датчик угла — на кронштейне поворотной рамы, блок промежуточной аппаратуры и панель сигнализации — в кабине крановщика.

 

 

 

 

Рис. 134. Принципиальная электрическая схема ограничителя грузоподъемности ОГП-1:
1 и 17 — датчики усилий и угла, 2 — реле поляризованное, 3 — микро-амперметр, 4 и 18 — сопротивления постоянные, 5 — сопротивления переменные, 6 — переключатель, 7, 10,16 — дополнительные сопротивления, 8 и 11 — реле электромагнитные, 9 и 12 — электролитические конденсаторы, 13 — реле промежуточные, 14 — сигнальные лампы, 15 — звуковой сигнал, 19 — диоды, 20 — плавкий предохранитель

 

 

 

 

В автоматическом ограничителе грузоподъемности используется принцип сравнения электрических сигналов от датчика усилий и датчика угла подъема стрелы, соответствующих величине нагрузки на крюке и величине вылета стрелы. При максимально допустимой нагрузке на крюке для данного вылета стрелы разность электрических сигналов равна нулю — и ограничитель срабатывает.

 

 

 

 

 

Рис. 135. Креномер:
I — ось, 2 и 6 — наружный и внутренний корпуса, 3 — крышка, 4 — стекло, 5 — стрелка, 7 — маятник, 8 — рукоятка, 9 — кронштейн

 

 

 



В качестве преобразователей величины нагрузки и угла подъема стрелы в электрические сигналы используются потенциометры, соединенные по схеме моста, в одну из диагоналей которого включен источник постоянного тока, а в другую — обмотка поляризованного реле. Ограничитель ОГП-1 позволяет работать на различных характеристиках крана. Переключение ограничителя на каждую характеристику производится вручную пакетным переключателем 6. Ограничитель срабатывает при перегрузке крана на 10%. При этом выключается и затормаживается привод механизмов и загорается красная лампочка на приборном щитке крановщика.

Для нормальной работы ограничителя необходимо, чтобы в электрической цепи поддерживалось постоянное напряжение 12 в. При транспортировке крана снимают нагрузку с датчика усилия, для чего стрелу опускают на поддерживающую стойку и ослабляют стреловые канаты.

Проверяют работу ограничителя и настраивают его в соответствии с указаниями инструкции по эксплуатации.

Креномер служит для определения величины крена крана по отношению к горизонту.

На большинстве моделей кранов применяют креномеры маятникового типа (рис. 135). Он состоит из наружного 2 и внутреннего 6 корпусов и стрелки 5, шарнирно установленной на маятнике 7. Маятник 7 подвешен на двух взаимно перпендикулярных осях 1.

Сверху корпус креномера закрыт стеклом 4, на котором нанесена шкала с ценой деления 1°, и крышкой 3. В корпус креномера залито масло.

При установке крана на выносные опоры величину крена крана определяют по отклонению стрелки креномера. Верхний конец стрелки 5 отклоняется в сторону крена и указывает его величину в градусах. В транспортном положении во избежание поломки креномера маятник закрепляют в корпусе, для чего рукоятку 8 поворачивают по часовой стрелке.

Контрольные вопросы

1. Какие приборы безопасности работы установлены на кранах и каково их назначение?

2. Как устроены указатель вылета стрелы, ограничитель угла подъема стрелы н ограничитель высоты подъема крюка?

3. Какие типы ограничителей грузоподъемности применяют на кранах?

4. Как устроен и работает ограничитель грузоподъемности крана КС-2561Д?

5. Каков принцип действия ограничителя ОГП-1?

6. Для чего служит и как устроен креномер?

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..   80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  ..