ПРИБОРЫ СИСТЕМЫ ПИТАНИЯ ДИЗЕЛЯ АВТОМОБИЛЕЙ С КРАНАМИ

  Главная      Учебники - Автокраны     Автомобильные краны (Астахов А.И.) - 1969 год

 поиск по сайту           правообладателям

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   .. 29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  ..

 

 

ПРИБОРЫ СИСТЕМЫ ПИТАНИЯ ДИЗЕЛЯ АВТОМОБИЛЕЙ С КРАНАМИ - ЧАСТЬ 2

 

 

 

 

Фильтр грубой очистки (рис. 37, а) состоит из корпуса 5 с крышкой 1 и фильтрующего элемента 4, представляющего собой сетчатый каркас с навитым на него ворсистым хлопчатобумажным шнуром. Поступающее в корпус фильтра топливо проходит по подводящей трубке 2, а затем через фильтрующий элемент, на ворсинках шнура которого оседают механические примеси. После фильтрации топливо по трубке 3 поступает к топливному насосу. В нижней части корпуса фильтра имеется сливное отверстие, закрытое пробкой 6, а в крышке — пробка 7, закрывающая отверстие, предназначенное для удаления воздуха из корпуса фильтра при заполнении системы топливом.

 

Рис. 37. Фильтры грубой (а) и тонкой (б) очистки топлива:
1 — крышка, 2 и 3 — трубки, 4 — фильтрующий элемент, 6 — корпус» 6 и 7 — пробки, 8 ~ стержень, 9 — болт, 10 — кран

 



Фильтр тонкой очистки (рис. 37, б) состоит из корпуса 5 с крышкой 1, центрального стержня 8 и установленного на нем фильтрующего элемента 4. Крышка крепится к корпусу болтом 9, который ввертывается в центральный стержень 8, приваренный к нижней части корпуса. Фильтрующий элемент представляет собой металлический каркас, который заполнен древесной мукой, пропитанной клеящим веществом (пульвербакелитом). В собранном виде фильтрующий элемент прижимается к крышке фильтра пружиной.

Топливо поступает в фильтр по топливопроводящей трубке 2, проходит через набивку фильтрующего элемента в полость его сетчатого каркаса и поступает к выходному отверстию, соединенному топливопроводом с насосом высокого давления. Через нижнее отверстие в корпусе фильтра, закрытое краном 10, из корпуса сливают отстой. Воздух из фильтра удаляют через отверстие в его крышке.

В корпусе фильтра тонкой очистки устанавливают перепускной клапан (или жиклер), рассчитанный на давление 1,6— 1,7 кГ/см2. Если давление превышает указанную величину, клапан открывается и часть топлива по сливной трубке стекает в топливный бак.

Топливный насос высокого давления предназначен для подачи в определенное время в цилиндры двигателя через форсунки определенного количества топлива под высоким давлением. На двигателе ЯМЗ-236 применяют топливный насос высокого давления. Он установлен между рядами цилиндров и прикреплен к блоку болтами. Насос приводится в действие от шестерни, находящейся на распределительном валу двигателя. Скорость вращения вала насоса вдвое меньше скорости вращения коленчатого вала двигателя: за два оборота коленчатого вала, в течение которых в каждом из шести цилиндров двигателя происходит по одному рабочему ходу, вал насоса совершает один оборот, во время которого насос осуществляет подачу топлива ко всем цилиндрам.

Насос (рис. 38, а) имеет шесть секций, каждая из секций представляет собой самостоятельный плунжерный насос, обслуживающий один цилиндр двигателя. Все шесть секций объединены в общем корпусе 17. В нижней части корпуса установлен на шариковых подшипниках кулачковый вал 29 насоса, имеющий шесть кулачков и эксцентрик для привода подкачивающего топливного насоса 1. Кулачки на валу расположены в соответствии с порядком работы цилиндров и угловыми интервалами между моментами прихода поршней в в. м. т. У двигателя ЯМЭ-236 эти интервалы по порядку работы цилиндров равны: 1-й цилиндр—0; 4-й — 45°; 2-й — 75°; 5-й — 45°; 3-й — 75°; 6-й — 45°.

 

 

 

 

 

 

Рис. 38. Топливный насос высокого давления (а и б) и схема его работы (в);
1— подкачивающий насос, 2 и 12 — пробка, 3— опорная шайба, 4 — втулка, 5, 15 и 34 — пружины, 6— зубчатый венец, 7—плунжер, 8 — винт, 9 — перепускное отверстие, 10 — канал для отвода топлива, 11 — гильза, 13 — седло нагнетательного клапана, 14 — нагнетательный клапан, 16 н 37 — штуцеры, 17 — корпус, 18 — впускное отверстие, 19 — канал подвода топлива, 20 и 21 — паз, 22— круговая проточка, 23 — зубчатая рейка, 24 — выступы плунжера, 25 — регулировочный болт, 26 — толкатель, 27 — ролик толкателя, 28 — кулачок, 29 — кулачковый вал, 30 — ведомая полумуфта, 31 — корпус муфты. 32 — ось, 33 — ведущая
полумуфта, 35 — палец, 36 — грузы, 38 — корпус регулятора

 

 

 

 



Роликовые толкатели 26 размещены над кулачками и могут свободно перемещаться в направляющих отверстиях корпуса насоса. На переднем конце кулачкового вала установлена полу-муфта 30 автоматического опережения впрыска топлива, которая при установке насоса на двигатель соединяется с муфтой вала ведомой шестерни привода насоса; на заднем конце — шестерня привода центробежного регулятора числа оборотов. Корпус 38 регулятора прикреплен к корпусу насоса болтами.

Поворот плунжеров 7 секций насоса осуществляется зубчатой рейкой 23, которая установлена в продольном сверлении верхней части корпуса насоса. На гильзе каждой секции имеется втулка 4 с укрепленным на ней зубчатым венцом 6. Зубчатый венец находится в зацеплении с зубчатой рейкой. Нижняя часть втулки имеет два вертикальных паза, в которые входят выступы 24 плунжера. Длина плунжера допускает свободное перемещение по вертикали на всю величину его хода. При перемещении зубчатой рейки вперед или назад (вдоль ее оси) одновременно по-ворачиваются все втулки 4 и соединенные с ними плунжеры. Вдвигание рейки насоса в корпус увеличивает подачу топлива, выдвигание — уменьшает. Зубчатая рейка приводится в движение системой рычагов регулятора числа оборотов.

 

 

 

 

Рис. 38, в. (Продолжение). Схема работы топливного насоса высокого давления (позиции те же, что на рис. 38, а)

 

 

 

 

В корпусе насоса имеются сообщающиеся между собой каналы 10 и 19, по которым от подкачивающего насоса и фильтра тонкой очистки поступает к секциям топливо. Для поддержания в этих каналах постоянного давления под корпусом 31 установлен пружинный клапан. Если давление в каналах возрастает сверх нормального, клапан открывается и перепускает часть топлива в корпус перепускного клапана фильтра грубой очистки и далее в топливный бак.

Подшипники кулачкового вала насоса, кулачки и толкатели смазываются дизельным маслом, заливаемым в картер корпуса через отверстие, закрываемое пробкой 2. Уровень масла контролируют маслоизмерительным стержнем, укрепленным на пробке. Плунжеры и гильзы секций смазываются дизельным топливом, проникающим в зазоры между ними.

Основными деталями секции насоса являются: гильза 11, плунжер 7, нагнетательный клапан 14 и его седло 13. Все эти детали изготовлены с высокой точностью и попарно притерты (плунжер с гильзой и насос с седлом). В верхней части секции имеется штуцер, к которому присоединен топливопровод, соединяющий секцию с форсункой.

Гильза установлена в отверстии корпуса насоса и укреплена в нем винтом 8. В верхней части гильзы имеется впускное 18 и перепускное 9 отверстия, сообщающие полость гильзы с просверленными в корпусе насоса каналами 10 и 19. Плунжер может перемещаться внутри гильзы вверх и вниз, выполняя роль поршня насоса, цилиндром которого служит гильза. Нижний конец плунжера имеет проточку для опорной шайбы 3 пружины 5. Верхним концом пружина 5 упирается в головку насоса. Силой давления пружины опорная шайба прижата к регулировочному болту 25 толкателя 26, а ролик 27 толкателя — к поверхности кулачка 28 вала насоса.

Когда выступ кулачка подходит под ролик, толкатель поднимается и перемещает плунжер вверх, сжимая пружину 5. По мере того как кулачок поворачивается и его выступ выходит из-под ролика толкателя, пружина возвращает плунжер и толкатель в нижнее положение. Во время подъема плунжера осуществляется нагнетающий ход, во время опускания — всасывающий.

На верхнем конце плунжера изготовлена круговая проточка 22. Когда плунжер находится в гильзе, эта проточка образует кольцевую полость, которая сообщается с полостью гильзы над плунжером (надплунжерным пространством) фасонным пазом, имеющимся на боковой поверхности головки плунжера. Верхняя

часть 20 паза представляет собой прямолинейную канавку, а нижняя 21 выполнена по винтовой линии.

К верхнему торцу гильзы плотно прилегает торец седла 13 нагнетательного клапана, которое прижато к гильзе штуцером 16. Клапан удерживается в закрытом положении пружиной 15.

Секция насоса действует следующим образом. При опускании плунжера в гильзе образуется разрежение и все надплун-жерное пространство, а также полость проточки плунжера заполняются топливом, поступающим из канала 19 в корпусе насоса через отверстие 18 (рис. 38, е) гильзы (положение I). В начале движения вверх плунжер вытесняет топливо из полости гильзы обратно в канал 19 (рис. 38, б) корпуса насоса. После того как плунжер перекроет впускное отверстие гильзы (см. рис. 38, в, положение И), его дальнейшее движение вверх резко увеличивает давление в надплунжерном пространстве, так как топливо, как и все жидкости, почти несжимаемо. Под давлением топлива открывается нагнетательный клапан, и топливо начинает поступать по топливопроводу высокого давления к форсунке и через нее в цилиндр двигателя.

Нагнетание топлива продолжается до момента, когда кромка винтообразной части паза плунжера подойдет к перепускному отверстию 9 гильзы (положение III). После этого топливо из над-плунжерного пространства начнет перетекать по пазу в головке плунжера в полость по проточке и далее через перепускное отверстие в канал 10 (см. рис. 38, а) корпуса насоса. Давление в надплунжерном пространстве резко снизится, нагнетательный клапан закроется и подача топлива в цилиндр прекратится. Следовательно, начало подачи топлива насосом к форсунке соответствует моменту закрытия головкой плунжера впускного отверстия 18 гильзы, а конец подачи — моменту открытия перепускного отверстия 9.

Момент открытия перепускного отверстия гильзы и начала перепуска топлива из надплунжерного пространства гильзы в канал корпуса насоса называется отсечкой подачи топлива. Отсечка происходит, когда при движении плунжера вверх верхняя кромка винтообразной части 21 фасонного паза подходит к перепускному отверстию, в связи с чем эту кромку называют отсечной.

Конструкция насоса высокого давления дает возможность изменять количество подаваемого в цилиндры двигателя топлива. В связи с тем что величина хода плунжера постоянна, а начало подачи топлива насосом происходит при одном и том же положении движущегося вверх поршня, количество подаваемого насосом топлива увеличивают или уменьшают изменением момента открытия перепускного отверстия гильзы (отсечки конца подачи). Это достигается поворотом плунжеров при помощи зубчатой рейки.

 

Изменять момент открытия перепускного отверстия во время работы двигателя позволяет винтообразная форма отсечной кромки.
 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   .. 29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  ..