1.8. АВТОМАТИЗАЦИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ.

Главная     Учебники Горное дело     Проходческо-очистные комбайновые комплексы калийных комплексов книга 1 

 поиск по сайту     

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  ..

 

 


1.8. АВТОМАТИЗАЦИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ.

Технический прогресс в создании высокопроизводительного оборудования для шахт и рудников выдвинул требования перехода от автоматизации отдельных установок к комплексной автоматизации производственных процессов. Такая тенденция наблюдается и на рудниках Верхнекамского месторождения.
В данном разделе излагаются особенности автоматизации очистных и подготовительных работ, подземного транспорта и стационарных установок.
Комплексная автоматизация проходческо-очистных работ может быть достигнута только при завершении механизации всех операций, выполняемых вручную, повышении надежности машин и оснащении их аппаратурой автоматического и дистанционного управления.
Автоматизированный проходческо-очистной комбайн по сравнению с неавтоматизированным комбайном обеспечивает повышение производительности труда, снижает трудоемкость работ и повышает их безопасность. Он оснащается разнообразными датчиками, регуляторами, исполнительными механизмами и сложной системой управления, которая позволяет:
- осуществлять автоматический выбор оптимального
режима работы комбайна путем регулирования скоростей
подачи и резания;
- автоматическое регулирование нагрузки главного привода и положения рабочего органа;
- осуществлять автоматическое регулирование положения
исполнительного органа по гипсометрии пласта;
- обеспечивать автоматическое вождение комбайна по
заданным направлениям или по «старой» дороге;
- осуществлять дистанционное управление комбайном при
движении в вертикальной и горизонтальной плоскостях и компенсацию бокового крена (как по проводам, так и по радиоканалу); 
обеспечивать передачу на выносной пульт управления информации о местоположения комбайна и других параметрах его работы;
- осуществить автоматический контроль безопасного состояния комбайна и окружающей среды, включая газовый режим в зоне выемки;
защищать электродвигатели комбайна от опрокидывающих перегрузок; обеспечивать поддержание тока статора в пределах ±10 % от заданной нагрузки и осуществлять другие виды электрических защит, блокировок, контроля и сигнализации;
- предотвращать возможность включения рабочих двигателей без подачи звукового сигнала;
снижать скорость подачи от максимальной до куля за время, не превышающее 3 сек и ограничивать скорость подачи комбайна с точностью ±10 % от максимальной скорости;
- обеспечить автоматическую укладку кабелей и шлангов; осуществить автоматическое управление и регулирование
связанных с комбайном механизмов.
Проходческо-очистные комбайны ПК-8МА, «Урал-20КС», «У рал-20 А», «Урал-10 А» и другие, применяемые на предприятиях ОАО «Уралкалий», как показано во второй части книги, не обеспечивают в полной мере перечисленных выше функций. Это объясняется отсутствием взрывобезопасных и надежных систем регулируемого электропривода, средств автоматического контроля и управления движением машин по пласту, систем стабилизации направленного движения в плане и профиле, а также оптимизаторов производительности, устройств контроля препятствий на комбайновой дороге, которые всё еще находятся в стадии создания или испытания опытных образцов.
Вместе с тем, следует отметить, что процесс добычи калийных руд проводится с высокой степенью механизации, а работы по совершенствованию техники продолжаются.
На всех калийных рудоуправлениях для доставки руды в околоствольный двор применяется конвейерный транспорт.
Для автоматизации конвейерных линий применяются аппаратуры: АУК-1м, АУК-10 (на БКПРУ-1 и БКПРУ-4); БИСУК и внедряется САУКЛ (на БКПРУ-2).
Процесс автоматизированного управления конвейеров устанавливает выполнение следующих технических требований. Пуск конвейерной линии осуществляется в направлении, обратном грузопотоку. Для разветвленной линии предусматривается возможность дистанционного выбора и раздельного пуска каждого маршрута. Перед пуском всех конвейеров автоматически подается предупредительный звуковой сигнал, передаваемый по трассе запускаемого маршрута. Включение каждого последующего конвейера в линии осуществляется автоматически после установления номинальной скорости движения тягового органа предыдущего конвейера. Время пуска конвейеров контролируется. Во время работы обеспечивается автоматический контроль скорости конвейера. Остановка конвейерной линии осуществляется как с пульта управления, так и с любой точки по ее трассе.
Для более полного представления о возможностях современной аппаратуры автоматизации конвейерных линий приведем перечень функций, выполняемых аппаратурой САУКЛ, которая позволяет управлять 60-ю конвейерами с неограниченным количеством ответвлений в схемных построениях и имеет хорошие перспективы на применение в рудниках ОАО «Уралкалий»:
1. Централизованное автоматическое управление пуском и остановом;
2. Местное управление пуском и остановом;
3. Дистанционное телеуправление сопутствующим
вспомогательным оборудованием;
4. Пуск конвейерных линий или дозапуск по командам диспетчера с пульта управления;
5. Оперативный останов конвейерной линии, части линии, отдельного конвейера с автоматическим отключением всех конвейеров подающих груз на остановившийся:
— по командам от диспетчера с пульта управления;
— обслуживающим персоналом с блока управления конвейером воздействием на кнопку «Стоп»;
— при размыкании цепи в линии взаимоблокировки;
— при переводе переключателя режима работы в «Местный» режим, если конвейер был запущен в автоматизированном режиме.
6. Аварийный останов конвейера (с наложением тормозов при снижении скорости ленты ниже 0,5 м/с) при следующих видах защитного отключения, а также в случаях по п. 7 для конвейеров, в конструкции которых не предусмотрены тормоза:
— при пробуксовке ленты относительно приводных барабанов более чем на 10 % от номинальной синхронной скорости и при непрерывной подаче сигнала о пробуксовке не менее 4 с;
— при снижении скорости приводного барабана более чем на 25 % от его номинальной синхронной скорости и при длительности сигнала в течение 4 с;
— при затянувшемся пуске, если за установленное время пуска (в пределах 10-60 с) скорость приводного барабана не достигла 75 % от номинальной синхронной скорости;
— при снижении скорости вала приводной звездочки
механизма с цепным тяговым органом более чем на 25 % от
номинальной синхронной скорости и в случае непрерывной подачи сигнала в течение 4 с;
— при заклинивании (обрыве) тяговой цепи, в случае
непрерывной подачи сигнала о наличии заклинивания (обрыва) в течение 4 с;
— при сходе ленты в сторону и в случае непрерывной подачи сигнала схода ленты в течение 4 с;
— при срабатывании электрических защит электропривода;
— при открытом состоянии ограждений приводных, натяжных
и концевых станций, конструкция которых предусматривает
возможность их съема;
— при самопроизвольном наложении тормозов в процессе работы конвейера при наличии датчиков;
— при нагреве барабанов свыше установленной нормы, при наличии датчика кон троля температуры барабана;
— при перегреве масла в турбомуфте, при наличии датчика
контроля температуры масла в турбомуфте;
— при отсутствии связи с пультом управления в течение времени более 30 с;
— при наличии короткого замыкания в цепях подключения дискретных датчиков;
— при наличии обрыва или короткого замыкания в линии связи с модулями линейными.
7. Экстренный останов конвейера с наложением тормозов одновременно с подачей команды на отключение привода конвейера при следующих видах защитного отключения:
— при превышении скорости барабана на 10 % от его номинальной синхронной скорости и длительности сигнала в течение 4 с;
— при подаче человеком команды на экстренное отключение конвейера из любой точки по его трассе;
— при превышении допустимого уровня транспортируемого материала в местах перегрузки с конвейера на конвейер, при длительности сигнала 1-3 с;
— при поступлении команды на отключение от средств обнаружения пожара;
— при срабатывании датчиков обрыва или ловителей ленты, при наличии соответствующих датчиков.
8. Блокировки, запрещающие:
— включение двигателей конвейера без подачи предупредительной сигнализации длительностью не менее 5 с;
— включение двигателей конвейера при превышении допустимого уровня транспортируемого материала в местах перегрузки;
— включение двигателей конвейера с пульта управления, если блок управления конвейером находится в режиме местного управления;
— запуск с пульта управления всех конвейеров, расположенных за конвейером, находящимся в режиме местного управления;
— работу конвейера в местном режиме при фиксации кнопки «Пуск»;
— повторный пуск конвейера с пульта управления до момента ручной (на блоке управления конвейером) деблокировки в случаях:
— пробуксовки ленты относительно приводного барабана;
— снижения скорости приводного барабана;
— заклинивания (обрыва) тяговой цепи;
— снижения скорости вала приводной звездочки конвейера с цепным тяговым органом;
— превышения скорости приводного барабана на 10 % от номинальной синхронной скорости;
— срабатывания электрических защит электропривода;
— затянувшегося пуска конвейера;
— подачи команды по линии экстренного отключения на останов конвейера;
— самопроизвольного наложения тормозов в процессе работы конвейера;
— срабатывания ловителей ленты или датчика обрыва ленты;
— поступления команды на отключение от средств обнаружения пожара;
— снижения скорости цепи конвейера с цепным тяговым органом;
— включение двигателей конвейера:
— при предельном положении натяжного барабана;
— при открытом состоянии ограждений приводных, натяжных, концевых станций, конструкция которых предусматривает возможность их съема;
— при наложенных тормозах;
— при перегреве масла в турбомуфте, приводных барабанов, обмоток электродвигателей;
— при наличии схода ленты в сторону (в
автоматизированном режиме управления);
— при наличии сигнала от датчика экстренного останова;
— при наличии сигнала от датчиков средств
обнаружения пожара;
— при обрыве ленты;
— при наличии короткого замыкания в цепях
подключения дискретных датчиков;
— при наличии короткого замыкания в цепях кнопок «Пуск» и «Сирена»;
— при обрыве в цепи кнопки «Стоп»;
— при: наличии обрыва или короткого замыкания в линии связи с модулями линейными;
— при отсутствии предупредительного звукового
сигнала заданной длительности.
9. Сигнализацию и индикацию:
— предупредительную предпусковую звуковую сигнализацию длительностью более чем 5 с перед пуском конвейера (конвейерной линии), слышимую по всей его длине;
— аварийную прерывистую звуковую сигнализацию при возникновении всех видов защитных отключений на аварийно отключившемся конвейере длительностью не менее 30 с;
— вызывную кодовую звуковую сигнализацию по любому выбранному диспетчером маршруту;
— оперативную индикацию на блоке управления конвейером, содержащую сообщения о режиме работы и типе конвейера;
— аварийную индикацию на блоке управления конвейером с расшифровкой всех видов защитных отключений и блокировок;
— отображение причин защитных отключений на пульте управления с расшифровкой всех видов отключений и блокировок, а также номера конвейера, на котором произошли защитные отключения или блокировка;
— отображение на пульте управления номера датчика экстренного останова, схода ленты, превышения температуры электродвигателей и т. д. и номера конвейера, на котором произошло срабатывание этих датчиков;
— оперативное отображение на пульте управления состояний управляемых объектов и сопутствующего вспомогательного оборудования;
— прерывистый звуковой сигнал на пульте управления об экстренном или аварийном отключении любого конвейера, или о его отключении обслуживающим персоналом путем воздействия на кнопку “Стоп'’.
10. Двухстороннюю телефонную связь между диспетчером и пунктами ус тановки блоков управления конвейерами.
11. Управление конвейером с много двигательным приводом.
12. Контроль и защитное отключение конвейера при залипании силовых контактов магнитного пускателя.
13. Телеуправление сопутствующим вспомогательным оборудованием.
На БКПРУ-1 наряду с конвейерным транспортом используется электровозная откатка, где с целью обеспечения безопасности движения и увеличения пропускной скорости составов применяется аппаратура автоматического управления сигнальными огнями светофоров и приводными стрелочными переводами.
Аппаратурой оборудованы узлы с одно- и двухпутными перегонами, а также однопутные приемно-отправочные пути, имеющие пружинные и автоматизированные стрелки.
Аппаратура применяется также для автоматической светофорной блокировки, т.е. управление движением с помощью огней светофоров. Перевод стрелок в этом случае осуществляется по команде, подаваемой машинистом из кабины движущегося электровоза.
Аппаратура автоматизации должна обеспечивать:
- автоматическое открытие после произведенного запроса зеленого (разрешающего) огня светофора, если данный маршрут свободен и стрелки переведены;
- автоматическое переключение нормально горящего красного (запрещающего) сигнала на мигающий красный при срабатывании датчиков запроса на занятом участке ;
- автоматическое переключение мигающего красного сигнала на зеленый после освобождения занятого участка;
- возможность накопления маршрутов с последующим их заданием;
- автоматическое переключение разрешающего огня на запрещающий при выходе состава за светофор;
- автоматическую разделку маршрута после освобождения блок-участка движения;
- автоматический выбор маршрута;
- очередность задания (предпочтение) маршрута при нескольких запрошенных (накопленных) маршрутах;
- автоматический перевод приводных стрелок в маршруте;
- автоматическое открытие разрешающего мигающего огня при наличии в маршруте стрелок, еще не переведенных в нужное положение;
- подачу команды на включение предохранительной сигнализации “Берегись электровоза” с момента включения разрешающего огня до момента разделки маршрута;
- возможность одновременного задания нескольких свободных маршрутов;
- возможность отмены маршрута.
Аппаратура должна предотвращать возможность одновременного задания занятых маршрутов.
Действие аппаратуры автоматизации основано на приеме и обработке сигналов, поступающих от датчиков связи подвижного состава со схемами управления, выдаче электрических сигналов (команд) на исполнительные механизмы и оптические сигнальные устройства, а также контроле исполнения команд в зависимости от занятости блок-участка путевого развития и состояния исполнительных механизмов.
В настоящее время применяемая на руднике БКПРУ-1 система автоматизации электровозного транспорта СЦБ морально и физически устарела и не обеспечивает выполнения многих перечисленных функций.
На светофорах при электровозной откатке предусматриваются четыре разновидности огней:
- красный, показывающий, что маршрут занят или свободен, но запроса на него нет;
- красный мигающий, показывающий, что запрос принят, но маршрут занят;
- зеленый, показывающий, что маршрут свободен и приводные стрелки находятся в нужном положении для данного маршрута (въезд на блок-участок разрешен);
-зеленый мигающий, показывающий, что маршрут свободен, но приводные стрелки не приведены в необходимое положение.
Для разгрузки вагонеток в околоетвольном дворе БКПРУ-1 применяются опрокидыватели. Разгрузка вагонеток осуществляется без их расцепки в составе. Для автоматизации процесса разгрузки опрокидывателями применяются толкатели, стопоры и другие вспомогательные устройства.
Груженый состав подается электровозом в зону действия толкателей, которые обеспечивают подачу вагонеток в опрокидыватель и их дальнейшее проталкивание.
Автоматизация процесса разгрузки предусматривает автоматическое управление всем комплексом механизмов разгрузки, при котором с пульта оператора подается только первоначальный импульс на запуск. В остальном работа механизмов по разгрузке поданных вагонов должна осуществляться автоматически, без участия оператора. Пульт управления установлен в месте, обеспечивающем хороший обзор работающих механизмов. Автоматическая работа оборудования обуславливает необходимость обеспечения различного вида защит и блокировок.
Предусмотрены следующие виды защиты:
- от перегрузки двигателей и тока короткого замыкания;
- от самопроизвольного повторного включения двигателей после исчезновения и последующего появления напряжения в сети (нулевая защита);
- от токов утечки в электросети.
В схеме предусмотрены блокировки, исключающие возможность:
- включения опрокидывателя при работающем толкателе, при открытых стопорах или при заполненном приемном бункере;
- включения толкателя при работающем опрокидывателе или когда опрокидыватель не находится в исходном положении;
- включение толкателя при подаче на него груженого состава до отцепки и ухода локомотива ( эта блокировка отсутствует, если электровоз не отцепляется);
- включение механизмов разгрузки при приходе локомотива за порожняком или полностью занятом порожняковом пути.
Схема автоматизации обеспечивает автоматический контроль:
- верхнего и нижнего уровней руды в приемном бункере;
- исходного положения опрокидывателя;
- положения стопоров перед опрокидывателем;
- наличия вагонеток в толкателе.
Взаимовяз анная работа оператора по разгрузке вагонеток и машиниста электровоза, прибывшего в околоствольный двор, обеспечивается с помощью световой сигнализации на пульте управления и специальных табло, устанавливаемых на грузовой и порожняковой сторонах пути.
Оператору поступают сигналы: о возможности начала разгрузки после отцепки локомотива от поданного груженого состава; о возможности продолжения разгрузки после ухода порожняка; о заполнении приемного бункера.
Машинист электровоза должен получать сигналы: о запрещении подачи груженого состава в зону действий толкателя; об установке на толкателе головной вагонетки подаваемого состава; о разрешении подхода электровоза за порожняком.
На сегодняшний день система разгрузки вагонеток на БКПРУ-1 не является автоматической.
В околоствольном дворе руда с конвейерных линий (и вагонеток на БКПРУ-1) поступает в бункерное устройство, работа которого непосредственно увязана как с работой участка шахтного подъема, так и работой внутрирудничного транспорта.
При заполнении бункера подается сигнал запрета на работу конвейеров (и опрокидывателя). Количество руды в бункере контролируется специальными изотопными датчиками. Дозировка руды перед загрузкой скипов осуществляется по объемному весу с помощью мерного ящика, в который поступает дозированное
количество руды на один скип. Работа дозаторных устройств полностью автоматизирована.
Система автоматизации шахтных подъемных установок обеспечивает выполнение следующих основных требований:
1. Предусматривает следующие виды управления подъемной машиной:
- для скипового подъема - автоматическое по импульсу от
загрузочного устройства; полуавтоматическое с подачей импульса с пульта подъемной машины; ручное,
- для клетевого подъема - автоматизированное с пульта в
машинном помещении; ручное с пульта в машинном помещении подъема;
2. Предусматривает следующие виды управления
вспомогательными приводами подъемной машины,
независимо от вида управления подъемной машиной:
- дистанционное управление из машинного помещения
преобразователями питания цепей управления постоянным током, двигателями насосов системы смазки, устройствами
электрического торможения, двигателями вентиляторов обдува
машин постоянного и переменного тока; преобразовательного агрегата и т.д.;
автоматическое управление вспомогательными приводами тормозной системы (пневматической) в зависимости от давления, подогревателями в зависимости от температуры масла;
3. Перевод подъемной установки с одного вида управления на другой производится при заторможенной машине и установке всех рукояток управления на пульте в исходное (нулевое) положение. При изменении вида управления должно накладываться предохранительное торможение. Перевод подъемной установки с ручного на автоматическое управление возможен только в конечных положениях подъемных сосудов, а с автоматического на ручное управление - при любом положении подъемных сосудов в стволе;
4. Пуск подъемной машины в автоматическую работу должен осуществляться, когда подъемные сосуды находятся в конечных положениях;
5. При нарушении нормального режима работы подъемной
машины, которое может привести к аварийному состоянию, осуществляется автоматическое наложение
предохранительного тормоза. При этом в системе “Г-Д” автоматически снимается возбуждение с генератора. Прекращение действия предохранительного торможения должно осуществляться только машинистом подъема или обслуживающим персоналом подъемной установки после выявления и устранения причины аварийного останова;
6. Независимо от вида управления, в любой момент движения машины предусмотрена возможность её аварийного останова: из загрузочного и разгрузочного устройств - для грузовых подъемов, с горизонта и приемной площадки - для клетевых подъемов, а также с пульта управления машиниста;
7. При автоматическом управлении должна выполняться заданная диаграмма скорости подъема. При этом:
скорость выхода скипа из разгрузочных кривых не должна превышать 1,5 м/сек;
величина замедления должна выдерживаться в пределах, заданных расчетной диаграммой скорости;
скорость перемещения груженого скипа в разгрузочных кривых не должна превышать 0,5 м/сек;
8. Стогюрение машины в конце цикла движения при автоматическом управлении осуществляется рабочим тормозом по сигналу датчиков конечного положения подъемных сосудов. Точность останова машины должна обеспечивать нормальную работу подъема;
9. Автоматизированные подъемные машины оборудованы двумя независимо действующими ограничителями скорости. При этом один из них может иметь общий привод с аппаратом программного управления, а другой должен иметь независимый привод. Допускается применение одного ограничителя скорости при дублировании его электрических схем и наличии аппарата., контролирующего целостность кинематической связи ограничителя скорости с элементами подъемной машины;
10. Предусмотрены следующие виды защиты, вызывающие предохранительное торможение подъемной машины:
от переподъема, осуществляется двумя выключателями на копре и двумя выключателями, установленными на программном аппарате;
от превышения максимальной скорости на 15%; от подхода скипа к нормальному верхнему положению (к разгрузочным кривым) со скоростью выше 1,5 м/сек; от провисания струны и напуска каната;
максимальная токовая защита подъемного электродвигателя, нулевая и максимальная защиты силового преобразовательного агрегата;
от однофазного замыкания на. землю высоковольтного ввода преобразователя;
от обрыва цепи возбуждения или недопустимого ослабления поля подъемного двигателя постоянного тока; от повреждения электрических ограничителей скорости; от недопустимого износа тормозных колодок; от исчезновения напряжения в цепях управления; от снижения (при стопорении подъемной машины) давления в цилиндре рабочего тормоза ниже расчетного, обеспечивающего номинальный тормозной момент;
от снижения давления в цилиндрах предохранительного тормоза и в сети воздухопровода;
от обратного хода подъемных сосудов (наложение тормоза должно происходить при скорости обратного хода, не превышающей 0,5 м/сек);
от нарушения исправности механической передачи между валом подъемной машины и аппаратом программного управления;
от превышения температуры обмоток статора синхронного двигателя и машин постоянного тока (для машин со встроенными термодатчиками) и некоторые другие;
11. Предусмотрены следующие виды защиты, допускающие завершение цикла с запретом дальнейшего пуска:
от замыкания на землю в главной цепи привода постоянного тока; от перегрева подшипников подъемной машины, редуктора двигателя и преобразовательного агрегата;
от перегрева компрессора тормозной системы подъемной машины;
от недопустимого отклонения давления масла и нарушения смазки подшипников подъемной машины, редуктора, электрических машин привода постоянного и переменного тока при принудительной смазке подшипников;
от превышения температуры охлаждающей среды подъемного двигателя и преобразовательного агрегата для электрических машин с принудительной системой вентиляции;
12. Независимо от вида управления подъемной машиной предусмотрены блокировки, исключающие возможность.
включения подъемного двигателя после переподъема или зависания скипа в сторону увеличения переподъема или напуска каната;
неправильных действий при изменении вида управления;
снятия предохранительного тормоза с переставного барабана, если
последний не находится в полном зацеплении с заклиненным (для
подъемных машин с разрезными барабанами);
снятия предохранительного тормоза, если рукоятка рабочего
тормоза не находится в положении «Заторможено», а рукоятка
управления - в нулевом положении;
работы подъема при открытом затворе дозатора;
включения подъема при производстве ремонтных работ в
загрузочном и разгрузочном устройствах;
включения автомата главного тока при наличии значительного напряжения на якоре генератора (для системы Г-Д) и некоторые другие;
13. В помещении подъемной машины предусмотрена следующая сигнализация:
аварийная, указывающая, какой аппарат защиты сработал; запретная, указывающая причину запрета пуска подъемной машины по условиям, приведенным в п. 11;
оперативная: о положении муфты механизма перестановки
барабанов; о состоянии предохранительного тормоза; о состоянии
- оперативная: о положении муфты механизма перестановки
барабанов; о состоянии предохранительного тормоза; о состоянии масляных выключателей фидера подъема; о наличии напряжения в цепях управления подъемной машиной; о состоянии напряжения с сельсинного указателя глубины.
14. Предусмотрена подача следующих сигналов на пульт диспетчера:
- о рабочем состоянии подъемной установки;
- об аварийном отключении подъемной машины;
- о числе подъемов.
К участку шахтного подъема относятся калориферные установки.
Наружный воздух, поступающий в шахту, обогревается калориферной установкой и поступает в ствол за счет разрежения, создаваемого вентилятором главного проветривания или нагнетательным способом за счет специального вентилятора.
Автоматизация калориферных установок высвобождает обслуживающий персонал и дает экономию топлива, затрачиваемого на производство пара.
Электрическая схема управления калориферными установками обеспечивает:
- автоматический контроль и стабилизацию температуры воздуха в стволе шахты в заданных пределах посредством регулирования тепловой производительности изменением расхода воздуха, проходящего через калориферы, и дросселированием пара с помощью регулирующего устройства;
- автоматическое, дистанционное и местное управление исполнительным механизмом регулирующего клапана холодного воздуха;
- автоматическое и местное управление конденсатным насосом;
- контроль давления пара в калориферной, давления конденсата в гидрозатворе, положения регулирующего клапана (открыт, закрыт), включения конденсатного насоса, аварийного отключения двигателя насоса и исполнительного механизма.
Вентиляторная установка главного проветривания обеспечивает жизнедеятельность людей в руднике и поэтому к ней предъявляются исключительно высокие требования по надежности работы. В связи с этим, предусмотрена установка двух независимых вентиляторов, которые находятся в работе поочередно по одному месяцу.
Вентиляторная установка оснащается различными вспомогательными механизмами с электродвигателями (лебедками переключения ляд. сервоприводами направляющего аппарата, маслонасосами, вентиляторами обдува и др.).
Комплект унифицированной аппаратуры позволяет осуществлять:
- автоматизированное управление пуском вентиляторной установкой с диспетчерского пульта из машинного помещения;
- местное управление отдельными механизмами вентиляторной установки;
- автоматический контроль работы установки;
- частичное регулирование производительности вентилятора поворотом лопаток направляющего аппарата или изменением скорости (на БКПРУ-4);
- автоматическое включение резервного вентилятора в случае аварийного отключения рабочего;
- реверсирование воздушной струи изменением положения ляд.
При возникновении аварийных ситуаций вентиляторная установка автоматически отключается PI диспетчер извещается об этом световым и звуковым сигналами. При нарушениях режимов работы, не приводящих к аварии, подаются предупредительные световой и звуковой сигналы.
Схемой управления предусмотрен контроль:
- разгона двигателя по времени. При затянувшемся пуске происходит аварийное отключение агрегата или снятие команды на пуск;
- положения ляд;
- положения лопаток направляющего аппарата, осуществляемый конечными выключателями (пуск вентилятора и перестановка ляд должны происходить при закрытом направляющем аппарате);
- депрессии и производительности вентиляторов с сигнализацией об отклонении этих параметров от заданных значений. Осуществляется дифференциальными манометрами и вторичными приборами;
- температуры обмоток электродвигателя вентилятора;
- температуры подшипников двигателя и вентилятора;
- потока и давления хмасла в системе смазки.
Схемой управления предусмотрены блокировки, исключающие:
- одновременную работу двух вентиляторов;
- повторное и самопроизвольное включение привода вентилятора после оперативного или аварийного отключения без новой

команды на пуск и до устранения причины, вызвавшей аварийное отключение;
- неправильную установку ляд.
Схема управления обеспечивает защиту двигателей вентиляторов и вспомогательных механизмов.
Система автоматизации насосных установок гидрозакладки обеспечивает:
- автоматическое управление - пуск насосов с предварительной заливкой;
- местное (ручное) управление отдельными агрегатами для наладочных и ремонтных работ,
- поочередную работу насосов и их дистанционный пуск;
- местное управление любым числом насосных агрегатов без нарушения работы остальных агрегатов в автоматическом режиме;
- разновременность пуска электродвигателей насосных агрегатов;
- включение и одновременную работу нескольких насосных агрегатов в зависимости от уровня воды в рассолосборнике;
- автоматическое включение резервного насосного агрегата при аварийном отключении работающего агрегата;
- аварийный останов насосов при снижении или потере производительности, перегреве подшипников, исчезновении напряжения в цепях управления, коротких замыканиях;
- блокировки, исключающие возможность пуска насосного агрегата при не залитом насосе, включения привода задвижки до пуска насосного агрегата, останова насосного агрегата до полного закрытия задвижки, дистанционного отключения насосов при отсутствии воды в рассолосборнике, повторного включения аварийно отключившегося насоса до устранения причины аварийного отключения;
- контроль производительности насосов, перегрева подшипников и положения задвижек;
- гидравлическую защиту, защиту от перегрева подшипников скольжения и другие виды защит;
- сигнализацию.