В общей схеме доставки руды на рудниках можно выделить две взаимосвязанные
подсистемы участкового и магистрального транспорта, а также имеющий
подчиненное значение вспомогательный транспорт.
В качестве примера на рис. 1.19 представлена схема
подземного транспорта крыла одного из калийных рудников.
Участковый транспорт обеспечивает доставку отбитой руды от забоя до
магистральных выработок (выработки главных
направлений, главные откаточные и конвейерные штреки).
Магистральный транспорт обеспечивает доставку руды по выработкам главных
направлений до общешахтных бункеров в околоствольных дворах.
Вспомогательный транспорт обеспечивает доставку людей к месту работы и
обратно, доставку материалов и оборудования.
Участковый транспорт, в зависимости от применяемой технологии выемки и
способа подготовки выемочного участка, представлен различными средствами
доставки.
При комбайновом способе выемки дост авка отбитой руды от забоя до выемочного
или конвейерного штрека осуществляется самоходными вагонами типа 5ВС-15М
грузоподъемностью 15 т. В случае складирования отбитой руды в камере ( при
буровзрывной выемке ) для ее доставки до рудоспуска или конвейера
применяются погрузочно-транспортные машины типов ПД или самоходные вагоны в
комплексе с погрузочными машинами типов ПНБ. При выемке карналлилового
пласта В для доставки руды по камере применяют скреперные лебедки «Калий-4»
или самоходное погрузочно-транспортное оборудование 2ПНБ-2 и 5ВС-15М или
погрузочно-доставочные машины типа ПД-8РВ.
Рис. 1.20 Схема участкового транспорта с применением мощных ленточных
конвейеров
1 — комбайн: 2 — самоходный вагон; 3 — рудоспускная скважина; 4, 5
—ленточный конвейер типа КЛЗ-500; 6 — участковый бункер;- 7 — ленточный
конвейер типа ЛК-1200; в — магистральный конвейер типа ЛК-1200
При полевой подготовке выемочных участков для доставки руды по выемочным
штрекам до пунктов перегрузки на откаточные или конвейерные штреки
используют скребковые конвейеры типа СП-301 или СПШ-1.
Преобладающим средством доставки руды по панельным (блоковым) транспортным
выработкам являются ленточные конвейеры типов КЛЗ-500, KЛ-600
производительностью до 600 т/ч. В связи с тенденцией концентрации горных
работ, все чаще в качестве участкового транспорта по групповым конвейерным
штрекам применяются более мощные ленточные конвейеры типа 1Л- 120, 2Л-120В
производительностью до 1500 т/ч.
В узловых пунктах загрузки и перегрузки транспортируемой ленточными
конвейерами руды устраивают аккумулирующие емкости (бункеры) вместимостью от
80 т и выше. Устройство бункеров повышает эффективность и надежность работы
конвейерных линий, нормализует работу горных комплексов и добычных участков.
На рис. 1.20 приведена наглядная схема транспортировки руды от забоя до
магистрального конвейера при полевой подготовке панелей.
В камерах на пластах АВ и Красный II отбитая комбайнами (1) руда самоходными
вагонами (2) доставляется до рудоспусков (3). Затем руда попадает по
панельным конвейерам КЛЗ-500 (4,5) в участковый бункер (6), который
разгружается на групповой, а потом на магистральный конвейер (7,8) типа 1
Л-120.
Магистральный транспорт на руднике БКПРУ-1 представлен электровозной
откаткой. Доставка сильвинитовой руды осуществляется в вагонетках УВГ-4,
УВГ-4,5 при помощи одинарных или спаренных электровозов 14КР-2, 10КР-2. Для
транспортировки карналлитовой руды используются также вагоны ВГ-1,2, ВШ-143.
Ширина колеи на БКПРУ-1 принята равной 900 мм. На главных откаточных
выработках уложены рельсы Р-43, Р-33, а на
вспомогательных - Р-24.
На остальных рудниках в качестве магистрального транспорта применяются
мощные ленточные конвейеры типа 1 Л-120, 2Л-120В производительностью до 1500
т/ч (см, раздел 4).
Управление участковыми и магистральными конвейерами осуществляется
дистанционно с помощью аппаратуры АУК-1М, БИСУК, САУКЛ. Конвейерные линии
оборудуются средствами пылеподавления и пожаротушения.
Магистральные конвейеры доставляют руду в общешахтные бункеры емкостью
600-800 м\ При двух скиповых стволах между бункерами установлены реверсивные
конвейера для перенаправления грузопотока.
На рудниках с конвейеризацией магистрального транспорта, доставка материалов
и оборудования на участке осуществляются с использованием тракторов типа
ТДТ-55, ТДТ-40, МТЗ-52,
самоходных машин «Мули-Т», 1ВОМА и др. (см. раздел 5). Доставка людей
осуществляется на автомобилях «Минка-26М-67», МТ-353, МТЛ-363.
На рудниках с электровозной откаткой доставка материалов и оборудования по
откаточным выработкам производится контактными электровозами типа К-10,
14КР-2 в обычных и специально оборудованных вагонетках. Доставка людей на
горные участки осуществляется с использованием вагонеток ВП-18. Подъем и
спуск материалов и оборудования по гезенкам осуществляется лебедками типа
Л.МГ-6300.
Руда, выдаваемая на гора скипами по вертикальным стволам согласно
технологическому процессу поступает на обогатительные и химфабрихи
поверхностного комплекса.