Основной транспорт на геологоразведочных работах — автотракторные
средства. Автотракторная промышленность выпускает автомобили, тракторы,
гусеничные транспортеры, полуприцепы различного назначения. Применение в
геологоразведочных организациях различной автотранспортной техники
приводит к неэффективному ее использованию, усложнению обслуживания и
ремонта и значительному удорожанию перевозок.
В настоящей главе приводятся необходимые сведения об основных параметрах
подвижного состава, находящегося в эксплуатации или рекомендуемого для
применения. Эти сведения могут быть полезными как для выбора наиболее
рациональных типов автомобилей, тракторов и прицепов в зависимости от
видов и объемов работ и природно-климатических условий, так и для
правильной их эксплуатации.
В целях сокращения номенклатуры транспортных средств, применяемых на
геологоразведочных работах, в табл. VII. 1 приведена разработанная в СКВ
Министерства геологии СССР рекомендация по комплектации этими средствами
геологоразведочных организаций в зависимости от вида выполняемых работ.
Автомобильный подвижной состав делится на грузовой и пассажирский. На
геологоразведочных работах наиболее распространен грузовой подвижной
состав. К нему относятся грузовые автомобили, автомобили-тягачи, прицепы
и полуприцепы. В зависимости от устройства кузовов и других
конструктивных особенностей грузовые автомобили, прицепы и полуприцепы
делятся на транспортные средства общего назначения и специализированные.
Автомобили, прицепы и полуприцепы общего назначения имеют
неопрокидывающийся кузов и используются для перевозки без тары различных
грузов, кроме жидких. Специализированный автомобильный транспорт
предназначен для перевозки определенных грузов и подразделяется на
самосвалы, фургоны, цистерны и др. Автомобили-тягачи используются для
буксировки прицепов и полуприцепов и по способу соединения с прицепным
подвижным составом делятся на седельные (для работы с полуприцепами) и
тягачи (для работы с прицепами). Автомобиль-тягач с прицепом называется
автопоездом.
По степени приспособленности к работе в различных
дорожных условиях автомобильный транспорт подразделяется на автомобили
обычной проходимости (в основном для езды по благоустроенным дорогам) и
повышенной проходимости (для систематической езды по неблагоустроенным
дорогам и бездорожью) .
Контрольный расход топлива — расход топлива для полностью обкатанного и
технически исправного автомобиля, движущегося со скоростью 30—40 км/ч на
прямой передаче в летнее время на сухом горизонтальном участке гладкого
шоссе. Контрольный расход служит для определения технического состояния
автомобиля и не является эксплуатационной нормой.