Нормирование расхода топлива на дизельных
электростанциях
Потребление топлива в партиях и экспедициях Мингео СССР планируется на
основе анализа статистических данных за предшествующий период. Однако
отчетные данные потребления топлива не могут быть объективными,
поскольку на их получение влияют: квалификация обслуживающего персонала
и зависящее от нее техническое состояние двигателей (соответствие
регулирования техническим условиям, современное техническое
обслуживание, ремонт и др.), режим нагрузки приводных двигателей,
условия эксплуатации.
В технически обоснованном методе расчета расхода топлива необходимо
учитывать:
переменный характер нагрузки;
только те параметры двигателя, которые указываются в технических
характеристиках для удобства использования расчетных формул;
атмосферные условия, в которых эксплуатируется электростанция.
Основной показатель рабочего состояния и, следовательно, расхода топлива
— режим работы, который определяется нагрузкой и условиями эксплуатации.
11оминальпые значения мощности и удельного расхода топлива, а также
других основных показателей работы двигателя гарантируются при
стандартных или нормальных атмосферных условиях. При эксплуатации
геологоразведочного оборудования с дизельным приводом параметры
атмосферного воздуха могут значительно отличаться от стандартных,
например в высокогорных условиях, в условиях жаркого и холодного
климата.
В соответствии с Международным стандартом нормальные атмосферные условия
определяются следующими параметрами воздуха: давлением раг=100 кПа,
температурой Гаг = 300 К, относительной влажностью ф=60%, температурой
среды, охлаждающей нагнетаемый воздух Гсг=300 или 350 К. При
эксплуатации дизелей в нестандартных условиях возникает необходимость
определения допустимой мощности двигателя с целью предотвращения его
перегрузки и расчета изменения расхода топлива. Для дизельных двигателей
без наддува суще-
ствуют два способа ограничения нагрузки: сохранение
неизменности коэффициента избытка воздуха; сохранение неизменности
температуры выходящих газов. Способ ограничения нагрузки устанавливается
предприятием-изготовителем и указывается в паспорте двигателя.
Для учета влияния атмосферных условий на мощность и и расход топлива
Международным конгрессом двигателестрое-ния и специальным комитетом СЭВ
рекомендована методика, основанная на применении степенной зависимости
индикаторной мощности дизеля от параметров атмосферного воздуха н учета
изменений к. п. д. при вычислении эффективных показателей двигателя. В
основу методики положены формулы К. Циннера, которые применяются в ряде
стран Западной Европы и в странах СЭВ. В СССР подобные формулы являются
основой отраслевых стандартов ОСТ 24.060-27—78 и ОСТ 24.060.07.
Таким образом, первый член формулы (VI.2) учитывает влияние давления и
влажности атмосферного воздуха, второй — влияние температуры охладителя
наддувочного воздуха. Влажность воздуха учитывается только для дизелей
без наддува при ограничении мощности по условию сохранения неизменности
коэффициента избытка воздуха. В остальных случаях, как видно из табл. VI.
17, влажность воздуха не учитывается.