АВТОМОБИЛЬНЫЕ ШИНЫ

  Главная      Учебники - Геология     Справочник механика геологоразведочных работ (Гланц А.А., Алексеев В.В. ) - 1987 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..   80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  ..

 

 

§ 2.

АВТОМОБИЛЬНЫЕ ШИНЫ

Типы шин и их эксплуатационные качества

Пневматические шины — один из важнейших элементов автомобиля. Характеристики шин влияют как на конструктивные параметры автомобиля, так и на основные его эксплуатационные свойства. Шины — трудоемкая и дорогостоящая продукция. К основным показателям качества шин относится их долговечность, определяемая величиной пробега до полного износа или разрушения.

Расходы на эксплуатацию шин составляют 10—15% всех эксплуатационных расходов, поэтому улучшению работы шин необходимо уделять большое внимание. Для грузовых автомобилей, автобусов, прицепов и полуприцепов шины выпускают в соответствии с ГОСТ 5513—75. Шины некоторых типов изготовляются по специальным техническим условиям и ГОСТам. Пневматические шины выполняют следующие функции: воспринимают и передают на поверхность дороги нагрузку от массы автомобиля, смягчают толчки и поглощают удары от неровностей дороги, обеспечивают сцепление колес с поверхностью дороги.

Автомобильные шины классифицируются по применению и конструктивным признакам. В зависимости от применения они делятся на легковые — для легковых автомобилей и грузовые—для грузовых автомобилей, в зависимости от конструктивных особенностей — на камерные и бескамерные. Шины с шириной профиля 600 мм выпускаются только бескамерными. Камерные шины для грузовых автомобилей состоят из покрышки, камеры и ободной ленты.

Бескамерная шина (рис. VII. 1) по внешнему виду близка к камерной. Вместо камеры на внутреннюю поверхность покрышки нанесен герметизирующий слой резины 1 толщиной 2—3 мм с низкой газопроницаемостью. На бортах шины имеется уплотняющий резиновый слой 2, обеспечивающий герметичность прижатия бортов шины к ободу колеса. Бескамерная шина монтируется на специальный герметичный обод. Вентиль 3 крепится непосредственно в обод колеса. Герметизация между ободом колеса и вентилем обеспечивается резиновыми прокладками. Преимущество бес.камерных шин по сравнению с камерными заключается в повышении безопасности движения, так как внутренний герметизирующий резиновый слой при проколе шины не вызывает резкого падения давления воздуха в шине.

 

 

 

 

 

 

По конструкции каркаса шины делятся на диагональные и радиальные. В отличие от диагональных шин, которые имеют диагональное расположение нитей корда в каркасе, шины типов Р и PC (рис. VI1.2) имеют радиальное расположение нитей корда (радиальные шины). Число слоев корда в каркасе этих шин несколько меньше, чем в каркасе диагональных шин. Шины типа PC (рис. VI 1.2, б, в) отличаются от шин типа Р (рис. VI 1.2, а) наличием съемных протекторных колец (рис.

VII.2, в). По сравнению с диагональными радиальные шины обладают большей грузоподъемностью и меньше нагреваются при движении автомобиля.

По постоянству внутреннего давления бывают шины с постоянным давлением и с регулируемым. Шины с регулируемым давлением предназначены для автомобилей повышенной и высокой проходимости с централизованной системой контроля и регулирования внутреннего давления воздуха в шине. Они могут быть с камерами и без них. Давление воздуха в шине может снижаться до 0,05 МПа, что обеспечивает увеличение площади опоры на грунт и, следовательно, лучшую проходимость автомобиля по мягкому грунту и тяжелым грунтовым дорогам.

По форме профиля шины делятся на: обычного профиля, широкопрофильные, арочные и пневмокатки.

Арочные шины (рис. VII.3)—бескамерные, низкого давления (0,05—0,14 МПа) предназначены преимущественно для работы в условиях бездорожья. Они устанавливаются на задние колеса автомобиля на специальные обода вместо двух колес с обычными шинами.

Пневмокатки (рис. VII.4) применяют на автомобилях, эксплуатирующихся в особо тяжелых условиях. Они представляют собой наполненные воздухом гибкие валы. Отношение ширины профиля к наружному диаметру у пневмокатков составляет

1—2, в то время как у обычных автомобильных шин оно равно 0,2—0,3, а у арочных шин 0,55—0,65. Внутреннее давление воздуха составляет 0,02—0,05 МПа.

Широкопрофильные шины (рис. VII.5) по сравнению с обычными имеют значительную ширину. Внутреннее давление воздуха в этих шинах несколько ниже, чем в обычных. Применение широкопрофильных шин обеспечивает снижение расхода топлива и повышение проходимости хода автомобиля.

 

 

 

 

 

Рис. VII.5. Широкопрофильные шины:
а — с универсальным рисунком протектора, размером 1100X500; б — с рисунком протектора повышенной проходимости, размером 1200 X 500- 508

Рис. VI 1.6. Типы рисунков протектора:
1 — продольные ребра; 2 — узкие канавки; 3 — широкие глубокие канавки (выемки) 4 — изолированные выступы (шашки); 5 — грунтозацепы

 

 

 

 

В зависимости от назначения и условий эксплуатации шины имеют различные рисунки протектора (рис. VII.6): дорожный а, универсальный б, повышенной проходимости или карьерный в. Протектор с дорожным рисунком характеризуется изолированными выступами или ребрами, разделенными узкими канавками. Эти шины предназначены для эксплуатации на дорогах с усовершенствованным покрытием. Протектор с универсальным рисунком характеризуется комбинацией изолированных выступов или продольных ребер в центральной зоне беговой дорожки с грунтозацепами по ее краям. По центру беговой дорожки выступы разделены узкими канавками. По краю беговой дорожки грунтозацепы разделены широкими вы-емками. Такие шины предназначены для эксплуатации на дорогах с различным покрытием. Протектор повышенной проходимости характеризуется массивными грунтозацеиами, разделенными широкими выемками. Грунтозацепы могут быть дополнительно разделены узкими канавками. Эти шипы предназначены для эксплуатации в условиях бездорожья, преимущественно для мягких грунтов.

Типы шин и ободов для грузовых и специальных автомобилей приведены в табл. VI 1.2.

 

 

 

 

 

 

содержание   ..   80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  ..