Пневматические шины — один из важнейших элементов автомобиля.
Характеристики шин влияют как на конструктивные параметры автомобиля,
так и на основные его эксплуатационные свойства. Шины — трудоемкая и
дорогостоящая продукция. К основным показателям качества шин относится
их долговечность, определяемая величиной пробега до полного износа или
разрушения.
Расходы на эксплуатацию шин составляют 10—15% всех эксплуатационных
расходов, поэтому улучшению работы шин необходимо уделять большое
внимание. Для грузовых автомобилей, автобусов, прицепов и полуприцепов
шины выпускают в соответствии с ГОСТ 5513—75. Шины некоторых типов
изготовляются по специальным техническим условиям и ГОСТам.
Пневматические шины выполняют следующие функции: воспринимают и передают
на поверхность дороги нагрузку от массы автомобиля, смягчают толчки и
поглощают удары от неровностей дороги, обеспечивают сцепление колес с
поверхностью дороги.
Автомобильные шины классифицируются по применению и конструктивным
признакам. В зависимости от применения они делятся на легковые — для
легковых автомобилей и грузовые—для грузовых автомобилей, в зависимости
от конструктивных особенностей — на камерные и бескамерные. Шины с
шириной профиля 600 мм выпускаются только бескамерными. Камерные шины
для грузовых автомобилей состоят из покрышки, камеры и ободной ленты.
Бескамерная шина (рис. VII. 1) по внешнему виду близка к камерной.
Вместо камеры на внутреннюю поверхность покрышки нанесен герметизирующий
слой резины 1 толщиной 2—3 мм с низкой газопроницаемостью. На бортах
шины имеется уплотняющий резиновый слой 2, обеспечивающий герметичность
прижатия бортов шины к ободу колеса. Бескамерная шина монтируется на
специальный герметичный обод. Вентиль 3 крепится непосредственно в обод
колеса. Герметизация между ободом колеса и вентилем обеспечивается
резиновыми прокладками. Преимущество бес.камерных шин по сравнению с
камерными заключается в повышении безопасности движения, так как
внутренний герметизирующий резиновый слой при проколе шины не вызывает
резкого падения давления воздуха в шине.
По конструкции каркаса шины делятся на диагональные
и радиальные. В отличие от диагональных шин, которые имеют диагональное
расположение нитей корда в каркасе, шины типов Р и PC (рис. VI1.2) имеют
радиальное расположение нитей корда (радиальные шины). Число слоев корда
в каркасе этих шин несколько меньше, чем в каркасе диагональных шин.
Шины типа PC (рис. VI 1.2, б, в) отличаются от шин типа Р (рис. VI 1.2,
а) наличием съемных протекторных колец (рис.
VII.2, в). По сравнению с диагональными радиальные шины обладают большей
грузоподъемностью и меньше нагреваются при движении автомобиля.
По постоянству внутреннего давления бывают шины с постоянным давлением и
с регулируемым. Шины с регулируемым давлением предназначены для
автомобилей повышенной и высокой проходимости с централизованной
системой контроля и регулирования внутреннего давления воздуха в шине.
Они могут быть с камерами и без них. Давление воздуха в шине может
снижаться до 0,05 МПа, что обеспечивает увеличение площади опоры на
грунт и, следовательно, лучшую проходимость автомобиля по мягкому грунту
и тяжелым грунтовым дорогам.
По форме профиля шины делятся на: обычного профиля, широкопрофильные,
арочные и пневмокатки.
Арочные шины (рис. VII.3)—бескамерные, низкого давления (0,05—0,14 МПа)
предназначены преимущественно для работы в условиях бездорожья. Они
устанавливаются на задние колеса автомобиля на специальные обода вместо
двух колес с обычными шинами.
Пневмокатки (рис. VII.4) применяют на автомобилях, эксплуатирующихся в
особо тяжелых условиях. Они представляют собой наполненные воздухом
гибкие валы. Отношение ширины профиля к наружному диаметру у
пневмокатков составляет
1—2, в то время как у обычных автомобильных шин оно
равно 0,2—0,3, а у арочных шин 0,55—0,65. Внутреннее давление воздуха
составляет 0,02—0,05 МПа.
Широкопрофильные шины (рис. VII.5) по сравнению с обычными имеют
значительную ширину. Внутреннее давление воздуха в этих шинах несколько
ниже, чем в обычных. Применение широкопрофильных шин обеспечивает
снижение расхода топлива и повышение проходимости хода автомобиля.
Рис. VII.5. Широкопрофильные шины:
а — с универсальным рисунком протектора, размером 1100X500; б — с
рисунком протектора повышенной проходимости, размером 1200 X 500- 508
В зависимости от назначения и условий эксплуатации
шины имеют различные рисунки протектора (рис. VII.6): дорожный а,
универсальный б, повышенной проходимости или карьерный в. Протектор с
дорожным рисунком характеризуется изолированными выступами или ребрами,
разделенными узкими канавками. Эти шины предназначены для эксплуатации
на дорогах с усовершенствованным покрытием. Протектор с универсальным
рисунком характеризуется комбинацией изолированных выступов или
продольных ребер в центральной зоне беговой дорожки с грунтозацепами по
ее краям. По центру беговой дорожки выступы разделены узкими канавками.
По краю беговой дорожки грунтозацепы разделены широкими вы-емками. Такие
шины предназначены для эксплуатации на дорогах с различным покрытием.
Протектор повышенной проходимости характеризуется массивными
грунтозацеиами, разделенными широкими выемками. Грунтозацепы могут быть
дополнительно разделены узкими канавками. Эти шипы предназначены для
эксплуатации в условиях бездорожья, преимущественно для мягких грунтов.
Типы шин и ободов для грузовых и специальных автомобилей приведены в
табл. VI 1.2.