СРЕЗКА, РАСЧИСТКА, СПРЯМЛЕНИЕ РУСЛА

  Главная       Учебники - География         Переходы через водотоки (Л. Г. Бергам)

 поиск по сайту    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  ..

 

 

§ 52. СРЕЗКА, РАСЧИСТКА, СПРЯМЛЕНИЕ РУСЛА

Срезка грунта на пойменных участках живого сечения под мостом способствует выравниванию глубин и приближению живого сечения под мостом к оптимальной форме.

Увеличивая площадь под мостом, срезка позволяет при той же величине коэффициента общего размыва сократить отверстие моста. Грунт из срезки часто может быть, использован для отсыпки дамб и насыпи подходов, поэтому срезка оказывается экономически целесообразным мероприятием, однако при условии, что на срезке не будут откладываться наносы и с течением времени русло под мостом в результате объединения с пойменными участками отверстия уширится (см. рис. XI-1).

Чтобы срезка не заносилась, необходимо иметь в виду ряд обстоятельств.

Срезку не следует делать под мостами через блуждающие реки, перемещающие большие массы наносов. Такая срезка будет в короткое время полностью занесена. Например, на переходе через блуждающую р. Карадарью, еще до окончания работ по устройству срезки она была занесена.

При расположении мостового перехода на криволинейном участке русла срезку выпуклого берега русла делать нецелесообразно, так как она будет занесена, поскольку такая срезка противоречит естественному ходу руслового процесса, когда происходит размыв вогнутого берега русла и отложение наносов на выпуклом берегу.

В бытовом состоянии русло реки вырабатывается под воздействием главным образом часто повторяющихся русловых расходов. Во время высоких паводков по поймам проходит значительная доля полного расхода, которая, если и влияет на формирование русла, то только как временный фактор.

При стеснении живого сечения реки подходами к мосту пойменные расходы направляются под мост и к бытовым руслоформирующим расходам прибавляются еще пойменные расходы.

Если наиболее часто встречающиеся максимальные расходы и уровни лежат выше средней отметки пойм, то пойменные расходы будут представлять собой постоянный фактор формирования нового русла под мостом и срезка будет эффективной. Если же наиболее часто встречающиеся расходы и уровни располагаются ниже средней отметки пойм, пойменные расходы не будут формировать русло, которое, несмотря на срезку, восстановит свою бытовую ширину. Условие частоты затопления пойм для эффективности работы срезки является необходимым, но еще недостаточным.

Если в сечении под мостом срезка занимает большую площадь, например, когда под мостом не допускается значительного общего размыва, скорости на срезке будут малы, что будет способствовать отложению наносов на ней.

Мостовые переходы, на которых не откладывались наносы на срезке или русло уширилось, объединившись с пойменными участками моста, характеризуются сравнительно высокой долей расчетного расхода, проходящего по пойме, а также значительной величиной коэффициента размыва.

Данные по таким переходам приведены в табл. XI-2, откуда видно, что рассчитывать на хорошую работу срезки можно при наличии пойменного расхода, составляющего 50 и более процентов расчетного расхода и при коэффициенте общего размыва более 1,25—1,30.

Преувеличенная срезка под мостом будет влиять на ее работу аналогично неправильному размещению отверстия моста, когда больший пойменный участок его расположен со стороны малодеятельной поймы. Срезка также не будет удовлетворительно  работать, если направление потока под действием струенаправляющих дамб будет способствовать отложению наносов на ней. Для того чтобы поток приобрел глубину и скорость, соответствующие срезке, она должна быть продолжена вверх и вниз от моста, а плоскость срезки должна плавно сопрягаться с поверхностью земли. Поэтому срезку выводят до головных частей струенаправляющих дамб (рис.XI-2), а сопряжение срезки с поверхностью поймы делают с откосами крутизной 1:5—I:10 с верховой стороны и 1 : 10—1 :20 — с низовой. Направление откосов принимают нормально . направлению течения у головных частей дамб.

Уровень срезки назначают таким, чтобы была обеспечена возможность выполнить работы — на 0,3—0,4 м выше уровня средней межени (рис. XI-2, б).

Когда разность между отметками поймы и межени велика, плоскости срезки назначают не горизонтальными, а наклонными (рис., XI-2, в).

Если средняя отметка поймы близка к отметке средней межени или когда по местным условиям срезка экономически нецелесообразна, ее не назначают и ограничиваются расчисткой от растительности площади не менее той, которую занимала бы срезка.

Значение расчистки видно из того, что на заросшей пойме шероховатость, характеризуемая величиной—1/n в формуле Шези —Маннинга составляет 6, а на расчищенной пойме — 30. Следовательно, на расчищенной пойме скорость потока будет в 5 раз выше, чем на заросшей.

Недооценка расчистки и ее невыполнение могут привести к снижению водопропускной способности пойменных пролетов моста, вызвать перегрузку русловых пролетов и увеличение подпора.

В высокий паводок 1968 г. на почти построенном переходе через р. Томь, вследствие недостаточной расчистки поймы подпор перед мостом превысил расчетную величину и возникла опасность затопления ценных пригородных хозяйств. Чтобы избежать такой опасности, потребовалось взорвать насыпь подхода, которая в короткое время была размыта на участке значительного протяжения.

При пересечении трассой дороги меандрирующих рек бывают случаи, когда переход на прямолинейном участке русла из-за развития линии нецелесообразен. В таких случаях переход располагают на спрямленном русле (рис. XI-3, а). Наличие излучины, угрожающей насыпи подхода, вызывает также необходимость спрямления русла (рис. XI-3, б).

По этой причине был сделан ряд спрямлений на р. Сакмаре, которые успешно решили задачу защиты земляного полотна железной дороги от подмыва. Обычно спрямляют русла сравнительно небольших несудоходных и «есплавных рек.

Размеры спрямляемого русла рассчитывают на пропуск расхода, проходящего в бровках бытового русла. При расчете учитывают увеличение уклона в спрямленном русле за счет уменьшения длины спрямленного участка русла по сравнению с выключенной излучиной.