СЪЕМКИ ПЛАНОВ, СТВОРОВ И ПОПЕРЕЧНИКОВ МОСТОВЫХ ПЕРЕХОДОВ

  Главная       Учебники - География         Переходы через водотоки (Л. Г. Бергам)

 поиск по сайту     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10    ..

 

 

§ 5. СЪЕМКИ ПЛАНОВ, СТВОРОВ И ПОПЕРЕЧНИКОВ МОСТОВЫХ ПЕРЕХОДОВ

 

 

В состав топографо-геодезических работ по трассе основного и конкурирующих вариантов больших мостовых переходов входят угломерные работы, промеры линий с разбивкой пикетажа, продольное нивелирование для съемки поперечных профилей, морфоство-ров и живых сечений русла реки, плановое и высотное закрепление трассы, съемка общего ситуационного плана перехода и детальных планов в горизонталях по всем вариантам, съемка месторождений строительных материалов, резервов грунта, площадок под строительные конструкции и комплексы дорожно-эксплуатационной службы.

Топографо-геодезические работы на мостовых переходах связаны с необходимостью изучения гидрологических и геологических условий реки и речной долины в районе перехода и его вариантов. Поэтому выполняют промеры глубин по главному руслу, протокам, озерам для составления плана дна русла, работы, связанные с определением продольного и поперечного уклонов и передачи отметок на водомерные посты и рейки, закрепление створа мостового перехода, съемку направления струй и судового хода, нивелировку точек УВВ прошлых паводков и работы, связанные с обследованием существующих сооружений.

При назначении методов выполнения топографо-геодезических работ и масштабов съемок учитывают сезоны года, характеристику рельефа, ситуацию местности, гидрографические условия района перехода, наличие материалов прошлых лет, тип русловых процессов и сроки проведения работ.

Способ производства топографо-геодезических работ зависит от требуемой точности данных, стадии проектно-изыскательских работ. Применение аэрометодов оказывается целесообразным при ситуационных съемках больших переходов. Для съемки детальных планов аэрометоды применяют на отдельных больших переходах или одновременно на ряде средних и больших переходах, /пересекаемых трассой.

Толографо-геодезические работы при изысканиях мостовых переходов выполняют в соответствии с требованиями инструктивных документов по их производству.

Независимо от размеров перехода и стадии проектирования составляют ситуационный план района перехода, детальный план в горизонталях и при необходимости план бассейна реки. Каждый из этих планов предназначается для решения вопросов, возникающих в процессе проектирования. Планы мостовых переходов являются документами, обосновывающими правильность положения трассы .мостового перехода, расположение отверстий водопропускных сооружений, количество и местоположение вариантов перехода.

План бассейна реки предназначается для характеристики гидрологических условий формирования максимального стока при расчете максимальных расходов воды. План бассейна составляют по топографическим картам мелкого масштаба с нанесением на них линий водоразделов, пунктов гидрометрических наблюдений. Масштаб планов бассейнов определяется наличием картографических, материалов на больших реках от 1 : 1 ООО ООО и до 1:5 ООО ООО, на средних и малых — 1 : 100 000 — 1 : 500 000.

По ситуационному плану оценивают правильность выбора трассы перехода и его вариантов, схемы расположения регуляционных сооружений, увязки гидрометрических и морфометрических створов с трассой перехода. Ситуационный план перехода служит топографической основой для геоморфологического обследования района изысканий и инженерно-геологической съемки, а также для правильного назначения карьеров или резервов грунта для гидромеханизированного способа возведения насыпей подходов и строительных площадок. Масштаб ситуациоиного плана устанавливают в зависимости от размеров реки. На больших мостовых переходах масштаб ситуационного плана принимают 1 : 5000—1 : 25 000.

На малых и средних реках снимают только детальный план. На особо крупных переходах масштаб ситуационных планов может быть менее 1 :25 000. Его определяют в зависимости от наличия картографического материала и конкретных условий.

При съемке ситуационных планов используют аэрофотосъемку, наземные съемки, различные топографические и картографические, материалы.

Ситуационная съемка по направлению трассы мостового перехода производится не менее чем на ширину разлива паводковых вод при расчетном уровне с запасом по высоте 1,0—1,5 м, вверх по течению от оси перехода на расстояние 0,5—1,5 ширины разлива, вниз — на 0,5—1 ширину разлива.

Границы съемки ситуационного плана уточняют на месте, исходя из необходимости размещения на плане вариантов перехода, морфостворов и ситуационных характеристик, освещающих условия протекания водного потока в районе изысканий. Если расстояние между створами крайних вариантов превышает 2,5 ширины разлива, оплошную съемку не производят. В этом случае дополнительно к ситуационному плану составляют схему вариантов с использованием топографических карт.

Детальный план предназначается для проектирования моста, подходов, регуляционных сооружений, срезки грунта, берегоукрепительных и других работ. Детальный план должен подробно отражать рельеф местности, русла и пойм, а также ситуацию в пределах расположения проектируемых сооружений мостового перехода.

При отсутствии топографических материалов в районе изысканий или их недостаточности, а также при сложном пересечении речной долины возникает необходимость съемки детального плана очертаний берегов русла для окончательной укладки трассы мостового перехода.

Съемку детальных планов мостовых переходов производят в масштабах 1 : 1000—1 : 2000 в зависимости от размеров реки и расположения проектируемых сооружений. Сечения рельефа для масштаба 1 : 1000 принимают 1,0—1,5 м, для масштаба 1 : 2000— 1 м.

 

Разрешается применять и другие масштабы сечений рельефа в зависимости от характера местности.

Планы топографических съемок составляют в системе условных прямоугольных координат. Опорной сетью являются теодолитные хода, образующие систему замкнутых полигонов, привязанных к трассе перехода или отдельному магистральному ходу.

Границы топографических съемок определяются в процессе работ и должны быть достаточны для принятия проектных решений.

Съемку подробного плана по направлению трассы мостового перехода производят не менее чем на ширину разлива паводковых вод при расчетном уровне плюс 100—300 м вверх или вниз по течению от оси перехода на расстояние, равное 1—1,5 величины отверстия моста, но не менее 200 м при отверстии моста до 1 км. Границы съемки должны предусматривать площадь, необходимую для расположения регуляционных сооружений.

Подробную съемку производят также в местах берегоукрепительных работ, устройства перемычек, дамб, выправительных русловых сооружений, в местах спрямления русел, больших выемок на подходах, устройства траншей-забоев для гидроснарядов. В подобных случаях для большей детализации рельефа при съемке применяют масштаб 1 :500.

Съемка детальных планов переходов бывает тахеометрическая или мензульная, а на больших объектах применяют крупномасштабную аэрофотосъемку, по материалам которой составляют фотоплан в горизонталях.

На ситуационных и детальных планах мостовых переходов

должны быть нанесены русловые съемки, горизонты высокой воды и межени, судовые хода, места деформаций берегов, образования наледей, заторов льда и карчей, местоположение пристаней, причалов, бродов, водпостов, искусственных сооружений на реках, протоки, староречья, озера и болота на поймах, граница разлива при УВВ, схемы движения плотов, паромов. На планы должны быть нанесены установленные отметки УВВ с указанием их даты, а также временные водпосты и гидростворы.

Кроме этого, на планы должны быть нанесены трассы вариантов мостового' перехода с разбивкой пикетажа, горизонтальных кривых и углов поворота трассы, населенные пункты; на планах помещают розы ветров, указывают масштабы съемки и накладки планов.

На детальных планах рельеф представляют горизонталями, указывают все отметки, реперы и закрепительные знаки, скважины и шурфы, помещают схему расположения планшетов.

В нолевой период составляют схему ходов рабочего обоснования с ведомостью увязки теодолитных ходов, ведомость координат с . определением угловой и линейной невязок, ведомость увязки нивелирных ходов, а также производят окончательное оформление поленвых журналов. В камеральный период окончательно оформляют планы.

Одним из основных документов при изыскании мостовых переходов является продольный профиль по оси трассы. Для составления продольного профиля по трассе перехода и его вариантам производят промер линия с ведением пикетажа и установкой временных и постоянных реперов с их высотной и плановой принязкой к1 опорной сети и последующей нивелировкой.

На всех переломах местности, зафиксированных пикетажем, производят съемку поперечных профилей влево и вправо от трассы перехода на расстояния, достаточные для размещения всей Ширины земляного полотна дороги. Съемка поперечных профилей производится тахеометром, а в равнинной местности нивелиром с промером расстояний по дальномеру.

Трассу подходов закрепляют в соответствии с действующими инструкциями, а створ мостового перехода на каждом берегу закрепляют двумя столбами, располагаемыми друг от друга на расстоянии не более 100 м. На мостовом переходе устанавливают не менее чем по одному постоянному реперу на каждом берегу реки, которые располагают вне пределов строительства и затопления паводковыми водами при ВИУ.

Временные реперы устанавливают вдоль трассы перехода на расстоянии не более 1,5 км между ними и не менее 30 м от трассы с любой стороны от нее.