ВЫБОР МЕСТА ВОДОТОЧНОГО ПЕРЕХОДА И НАЗНАЧЕНИЕ ЕГО ВАРИАНТОВ

  Главная       Учебники - География         Переходы через водотоки (Л. Г. Бергам)

 поиск по сайту  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10    ..

 

 

§ 3. ВЫБОР МЕСТА ВОДОТОЧНОГО ПЕРЕХОДА И НАЗНАЧЕНИЕ ЕГО ВАРИАНТОВ

Мостовой переход представляет собой часть проектируемой дороги, поэтому район перехода намечается с учетом общего направления ее. Однако в сложных случаях, например при переходе больших рек с широкими поймами или глубоких долин, а также по условиям соблюдения требований судоходства, предварительно выбирают оптимальный участок реки для расположения .перехода, и в таких случаях направление трассы подходов подчиняется выбранному створу перехода. При этом возможно удлинение трассы дороги за пределами границ разлива реки. Как при совпадении местоположения перехода с общим направлением дороги, так и при отклонении трассы к выбранному створу перехода, по топографическим, гидрологическим, геологическим и другим условиям возникает необходимость изучения ряда вариантов расположения трассы перехода в пределах возможной зоны варьирования. По планам и картам производят камеральное трассирование вариантов перехода и отбирают наиболее конкурентоспособные для последующего полевого трассирования.

Створ перехода надо располагать на участках долины реки с наиболее узкими поймами, расположенными на высоких отметках. Направление створа перехода выбирают нормальным к направлению долины и русла реки и по возможности приближают его к прямой воздушного направления трассы. Углы поворотов трассы в пределах поймы допускают только при их технико-экономическом обосновании. На активно работающей пойме при больших углах поворота, направленных вниз по течению, образуются водные «мешки», создающие угрозу прорыва насыпи и затрудняющие слив воды с поймы в отверстие моста (рис. 1-1, вариант 1).

При больших углах поворота, направленных вверх по течению реки, будут возникать интенсивные течения вдоль верховой стороны насыпи, что требует защиты ее от подмыва (рис. 1-1, вариант II).

При пересечении широких пойм рекомендуется использовать для трассирования перехода попутные возвышенности на поймах (остатки прирусловых валов), избегая (Пересечения глубоких болот, староречий и проток.
 

Перекрытие насыпью староречий и заболоченных ложбин на поймах может вызвать скопление воды в отсеченных насыпью верховых частях, поднятие уровня грунтовых вод и увеличение заболоченности хозяйственно используемых пойменных угодий. Поэтому в проекте необходимо предусмотреть водоотвод из таких замкнутых аккумуляторов стока на поймах, пересекаемых мостовым переходом, а также рассмотреть вариант устройства моста-водоспуска с укрепленным руслом.

Трассирование мостового перехода, пересекающего реку в районе водохранилища, зависит от того, выше или ниже водохранилища проходит проектируемая дорога. Ниже плотины переход располагают за пределами сосредоточенного размыва русла в конце рисбермы.

При совпадении направления проектируемой дороги со створом существующей или проектируемой плотины целесообразно рассмотреть вариант расположения трассы перехода по плотине. Когда переход намечают в пределах основной части водохранилища, ограниченной нормальным подпертым уровнем воды, то в этом случае для створа перехода выбирают наиболее узкое место водохранилища. Если общее направление дороги предопределяет расположение перехода в хвосте водохранилища, в зоне переменного подпора, где возможно образование заторов льда, устанавливают границы заторной зоны и переход располагают1 за ее пределами.

Лучшим местом для створа перехода селевого водотока будет горный транзитный участок. Узкое горное ущелье в случае вязких селей рекомендуется перекрывать одним пролетом, а в случае турбулентного селя, по возможности, большими пролетами.

При необходимости пересечения конуса выноса селевого водотока трассу перехода располагают нормально к образующей конуса по кривой, с углом поворота, равным углу растекания потока на конусе выноса.

При этом селевые русла пересекаются примерно в одном уровне; отверстия назначают на наиболее активных руслах. Если такое пересечение конуса невозможно, то обычно назначают одно или два отверстия в наиболее пониженных местах, что сопряжено с устройством системы регуляционных сооружений, направляющих селевые потоки в эти отверстия. Поэтому на крупных активных конусах выноса сравнивают варианты пересечений их и размещения селепропускных отверстий.

Проектируя мостовой переход рядом с существующим, сравнивают варианты расположения створа нового моста выше и ниже существующего. При этом учитывают: конфигурацию русла и прогнозируемые размывы его вверх и вниз от существующего моста, наличие и расположение регуляционных сооружений, наличие и состояние укрепления насыпи подходов, а также условия строительства.

Каждый мостовой переход в той или иной мере стесняет бытовой режим реки, поэтому расположение створа перехода должно быть таким, чтобы пропуск расчетного расхода и ледохода под

мостом при нормальном движении транспортных средств по дороге были бы обеспечены с наименьшим нарушением бытового гидрологического режима реки. Для этого русло реки в месте перехода должно быть устойчивым, плесовым, по возможности прямолинейным, а направления течений в русле и на пойме должны быть примерно параллельными и мало изменяться с изменением уровня воды в реке. Не следует располагать створ перехода на перекатном участке реки, в местах, где образуются заторы и зажоры льда или заломы леса при молевом сплаве, а также в местах, где река делится на рукава или имеет острова.

Во избежание отложения наносов под проектируемым мостом не рекомендуется располагать переход непосредственно ниже устья притока.

Косое расположение мостов допускают как исключение при экономическом обосновании, так как опоры таких мостов способствуют образованию ледовых заторов, заломов сплавляемого леса и карчей, создают косоструйность и увеличивают местный размыв.

Если осуществить нормальное пересечение русла и поймы невозможно, то створ перехода через несудоходные реки располагают с учетом относительной мощности руслового и пойменного потоков. Если русло реки в бытовом состоянии пропускает примерно 70% расчетного расхода, то створ перехода располагают нормально к русловому потоку. Если же пойменный расход составляет около 70% от расчетного, то створ перехода располагают нормально к динамической оси пойменного потока. В случае большой извилистости русла, когда переход реки располагается в пределах крутой излучины, следует рассмотреть вариант перехода со спрямлением русла реки.

От геологических условий места перехода зависят надежное заложение фундаментов опор моста, устойчивость подходов и других сооружений мостового перехода. При выборе места перехода предпочтение следует отдавать варианту с залеганием коренных пород на более высоких отметках. Следует избегать переходы на участках долины реки, имеющих карсты, оползневые склоны и другие неблагоприятные геологические условия.

Болота и озера на поймах могут иметь глубокое простирание илистых грунтов на дне, что необходимо учесть при составлении индивидуальных проектов пойменных насыпей.

На судоходных и сплавных реках мостовой переход располагают на участках реки, обеспечивающих удобный и безопасный пропуск под мостом судов, плотов и караванов барж.

Трассу мостового перехода, а затем и технический проект его согласовывают с бассейновым управлением пути на судоходных реках и со сплавными организациями на реках, где производится сплав леса.

Ось проектируемого моста располагают нормально к направлению хода судов и плотов при средних и низких уровнях воды в русле и при расчетном судоходном уровне воды. Не рекомендуется располагать мост на участках реки, где наблюдается перевал судового хода от одного берега к другому. Расположение МОСТА на судоходной реке в пределах речного порта не должно ухудшать условий рейдовых операций.

Из изложенного видно, что найти оптимальное решение мос вого перехода можно только в результате изучения и сравнения ряда вариантов перехода по их технико-экономическим показателям, Эти показатели определяются по каждому варианту в пределах расстояния между двумя пунктами, общими для сравниваемых вариантов. Лучшим вариантом мостового перехода будет вариант с наименьшей строительной стоимостью и минимальными ежегодными эксплуатационными расходами, которые находятся в прямой зависимости от длины дороги. Отклонение трассы дороги от ее общего направления для пересечения реки в более удобном месте может иногда значительно снизить первоначальные капиталовложения на сооружение мостового перехода, но вызываемое при этом удлинение дороги увеличит ежегодные эксплуатационные расходы. Сравнение вариантов трассы мостового перехода производят по методике, изложенной в гл. XVI.

Принятую в техническом проекте трассу мостового перехода, размещение на нем водопропускных отверстий и прогнозируемые изменения гидрологического режима в районе перехода согласовывают с местными сельскохозяйственными, лесохозяйственными и другими организациями, эксплуатирующими водоемы и земли, занимаемые под сооружения мостового перехода, включая спрямления русла, водоотводы на пойме и прочие сооружения, связанные со строительством мостового перехода.

Нередки случаи, когда отсутствие такого согласования или формальное проведение его приводило к нарушениям условий эксплуатации водоемов и земельных угодий после сооружения мостового перехода и вызывало значительный материальный ущерб для заинтересованных организаций.