Для улучшения организации использования водохранилищ в СССР
осуществляются следующие мероприятия: а) разработка основных положений
правил использования водных ресурсов водохранилищ, их согласование и
утверждение; б) разработка детальных правил эксплуатации, инструкций,
диспетчерских графиков и т. д., учитывающих все возможные ситуации
нормальной и экстремальной эксплуатации водохранилищ;
в) разработка и осуществление конкретных годовых, сезонных и других
режимов наполнения и сработки водохранилищ, работы водозаборных
сооружений, гидроэлектространций и т. п. на основе прогноза поступления
воды в водохранилища, учета современной хозяйственной ситуации.
Организационные формы систем эксплуатации водохранилищ на земном шаре
разнообразны. Так, в СССР крупные комплексные гидроузлы, имеющие в своем
составе гидроэлектростанции, эксплуатируются органами Министерства
энергетики и электрификации СССР и союзных республик — энергосистемами,
действия которых организует и контролирует Центральное диспетчерское
управление Единой энергетической системы. При этом интересы других
участников ВХК удовлетворяются в соответствии с указанными выше
инструкциями, нормативными документами и дополнительными разовыми (на
определенный период) заявками других участников ВХК, утвержденными
вышестоящими органами. Так, объемы и график рыбохозяйственных и
сельскохозяйственных попусков из Куйбышевского и Волгоградского
водохранилищ ежегодно весной устанавли-
ваются специальными правительственными комиссиями и утверждаются Советом
Министров СССР. В системе Мин-водхоза к 1985 г. созданы 47 специальных
управлений эксплуатации, в функции которых входят организация,
проведение работ по благоустройству и улучшению технического состояния
на 150 наиболее важных для народного хозяйства водохранилищах. Эти меры
были приняты в соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 2
октября 1978 г.
За рубежом организация эксплуатации водохранилищ и гидроузлов различна и
зависит от социально-экономических условий, уровня развития экономики,
степени зависимости от крупных капиталистических государств.
В социалистических странах гидроузлы и водохранилища эксплуатируются
государством через бассейновые или районные организации, конкретные
энергетические, мелиоративные, промышленные предприятия. Так, в Болгарии
организации, заинтересованные в эксплуатации водохранилищ, разрабатывают
плановые заявки на использование водных ресурсов, которые обобщаются,
согласовываются и утверждаются Комитетом по охране окружающей среды.
Разработанные режимные планы-графи-ки эксплуатации водохранилищ (в трех
вариантах — для среднего по водности, среднемаловодного и маловодного
годов) ежемесячно уточняются в соответствии с прогнозами
гидрометеорологических условий и другими факторами. Контроль за
соблюдением планов-гра-фиков проводят районные инспекции по охране
окружающей среды. В Албании использованием водохранилищ занимается
непосредственно министерство промышленности и сельского хозяйства, в
Чехословакии, Югославии, Румынии имеются каскадные, городские и
объектные управления эксплуатации (рис. 71).
В капиталистических странах эксплуатацией водохранилищ занимаются
государственные органы и акционерные общества, корпорации, компании и т.
п. В США примерно половина водохранилищ эксплуатируется такими
государственными органами, как Корпус инженеров (Corps of Engineers),
Бюро мелиорации (Bureau of Reclamation), Уп-
равление долины Теннесси (Tennessee Valley Authority); остальные
водохранилища — преимущественно акционерными обществами. Ввиду большого
значения оптимальной эксплуатации гидроэлектростанций руководство
использованием водохранилищ осуществляется в Единой энергетической
системе США. Такое же сочетание государственного и
частнокапиталистического управления использованием водохранилищ
характерно для большинства других развитых капиталистических стран.
Отсутствие единого управления вызывает в капиталистических странах ряд
сложностей, приводящих нередко к недостаточно эффективному использованию
водных, гидроэнергетических и других ресурсов, о чем свидетельствуют
срывы в работе энергосистем США, строительство подчас не самых
эффективных (из возможных) водохранилищ и гидроэлектростанций и т. д.
В развивающихся странах управление водохранилищами проводят как
государственные органы, так и частнокапиталистические компании, причем
степень влияния государства на использование водохранилищ в разных
странах неодинакова; в одних преобладающее значение имеет
государственное управление (Индия, Мексика, Аргентина, Сирия и др.), в
других — частнокапиталистические компании на базе местных капиталов, в
третьих — иностранные монополии.