МЕРОПРИЯТИЯ ПРИ СОЗДАНИИ И ЭКСПЛУАТАЦИИ ВОДОХРАНИЛИЩ

  Главная       Учебники - География      Водохранилища (А.Б.Авакян, В.П.Салтанкин, В.А.Шарапов) - 1987 год

 поиск по сайту     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  ..

 

 

Глава четвертая МЕРОПРИЯТИЯ, СВЯЗАННЫЕ С СОЗДАНИЕМ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ВОДОХРАНИЛИЩ

 



ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЕРОПРИЯТИЙ, ОСУЩЕСТВЛЯЕМЫХ ПРИ СОЗДАНИИ И ЭКСПЛУАТАЦИИ ВОДОХРАНИЛИЩ

 

 

 

 


Как видно из изложенного выше, создание и эксплуатация водохранилищ вызывают многообразные, нередко значительные, изменения в природе и хозяйстве более или менее обширных территорий. В целях предотвращения нежелательных последствий и максимального использования положительного эффекта создания водохранилищ в период строительства гидроузлов и в последующий период их эксплуатации проводятся комплексы мероприятий.

При создании водохранилищ помимо строительства плотины и связанных с ней сооружений (гидроэлектростанций, шлюзов, рыбоходов, водозаборов и т. п.) требуется проведение больших работ по переселению жителей, по переустройству и переносу затрагиваемых объектов хозяйства, по охране природы и подготовке водохранилища к использованию.

 

 

 

60. Система инженерных защитных сооружений на водохранилище Зимбах-Браунау на р. Инн (ФРГ и Австрия)

 

 



Мероприятия, проводимые в зоне водохранилища и в нижнем бьефе гидроузла, подразделяются на две группы:

— мероприятия по предотвращению, компенсации или смягчению нарушений, вносимых водохранилищами в природные условия и хозяйственную жизнь районов;

— мероприятия по подготовке к рациональному использованию водных, биологических и других ресурсов реки в верхнем и нижнем бьефах.

В настоящее время выявилась необходимость не только сохранения или восстановления того состояния природы и хозяйства, которое имело место до создания водохранилища, но и проведения ряда мероприятий по целенаправленному преобразованию (оптимизации) как природных, так и антропогенных компонентов окружающей среды.

В состав мероприятий первой группы входят:

— инженерная защита территорий и отдельных объектов (населенных пунктов, сельскохозяйственных земель, предприятий, участков берега, мостовых переходов и т. д.) (рис. 60);

— восстановление фонда сельскохозяйственных угодий путем освоения неиспользуемых земель, интенсификация использования имеющихся сельскохозяйственных угодий, восстановление теряемой сельскохозяйственной продукции и земельнохозяйственное переустройство сельскохозяйственных предприятий в новых условиях;

— восстановление населенных мест и основных их фондов (путем их переноса, нового строительства, благоустройства и т. д.);

— переселение жителей и их социально-экономическое устройство на новых местах;

— переустройство промышленных предприятий;

— восстановление или переустройство инфраструктуры (объектов транспорта, складского хозяйства и т. п.);

— восстановление рекреационных и санаторно-курортных объектов;

— сохранение (переустройство или перенос) исторических и архитектурных памятников, исследование археологических памятников (рис. 61, 62);
 

 

 

 

61. Схема водохранилища Джердап на р. Дунай (Югославия и Румыния)

 

 

 


— восстановление лесных, рыбных, охотничьих и других ресурсов, изъятие из затопляемой зоны плодородного почвенного слоя, запасов древесины, торфа, полезных ископаемых или обеспечение условий их дальнейшего использования;

— предотвращение ухудшения качества воды: очистка ложа от деревьев и кустарников, удаление загрязняющих веществ, строительство очистных сооружений, создание водоохранных зон и т. п.

Использование водохранилищ как новых водоемов различными отраслями хозяйства требует проведения комплекса
мероприятий как общего, так и отраслевого характера. В интересах отдельных отраслей проводятся:

— транспортное освоение водохранилищ (строительство портов, пристаней, устройство навигационной обстановки, дноуглубление и др.);

— рыбохозяйственное освоение водохранилищ (подготовка рыбопромысловых участков, строительство рыбодобывающей базы, зарыбление, акклиматизация кормовых организмов и др.);

— строительство водозаборных сооружений в интересах ирригации, водоснабжения и т. д.;

— устройство рекреационных объектов;

— инженерное обустройство акватории и береговых зон в целях рационального использования каждого из участков водохранилищ;

— мероприятия эксплуатационного характера (рыбохозяйственные, сельскохозяйственные, судоходные, санитарные попуски и др.).

В целях законодательного регламентирования создания водохранилищ в нашей стране принят ряд постановлений Совета Министров СССР, а также действуют различные инструктивно-методические документы. Это позволило добиться объективного и единообразного подхода к проектированию водохранилищ.

Важное значение имеют схемы районной планировки, на основе которых разрабатываются проекты мероприятий, подлежащих выполнению до и после создания водохранилищ. В зарубежной практике также известен ряд примеров разработки подобных планово-проектных материалов, например план развития бассейна р. Теннесси (США), план развития долины р. Вольта (Гана), Дельтаплан (Нидерланды) и др.

Опыт проектирования и осуществления мероприятий, обусловленных созданием водохранилищ, достаточно подробно изучен и обобщен в СССР.

По зарубежным странам обобщающих монографических работ практически не имеется. Но по некоторым опубликованным материалам все же можно составить представление о методике проектирования, организации и производства работ по подготовке водохранилищ и их каскадов. Одним из таких источников можно считать отчеты Управления долины Теннесси, свидетельствующие о достаточно высоком уровне подготовки водохранилищ в США еще в 30—40-х годах нашего столетия. При этом наряду с мероприятиями по выкупу земель, переустройству дорог, лесоочистке и т. п. производились такие специальные работы, как опытная посадка деревьев, дренаж заболоченных участков перед лесоочисткой и др. (TVA Annual Report..., 1956).

Усиление комплексного подхода к проектированию и созданию водохранилищ за последние десятилетия наблюдается во многих социалистических, а также в некоторых развивающихся странах, преимущественно в тех из них, которые стали на путь достижения экономической независимости и социального прогресса. Этому в немалой степени способствовали все расширяющееся рассмотрение проблем создания водохранилищ на различных международных форумах, активная помощь отдельным странам в этих вопросах со стороны международных организаций (ФАО, ВОЗ, ЮНЕСКО и др.) и стран, накопивших наибольший опыт в области проектирования и строительства плотин и водохранилищ (СССР, США, Италия, Швейцария, Франция, Испания и др.).

Организацию и осуществление про-ектно-изыскательских работ по гидроузлам и водохранилищам проводят в основном акционерные общества и компании, намечающие строительство того или иного гидроузла с привлечением строительных фирм, научно-исследовательских и проектных организаций. Лишь в
некоторых капиталистических странах большинство проектов разрабатывается государственными организациями (например, во Франции государственные общества Electricite de France, Companie Nationale du Rhone, в США — Корпус военных инженеров, Бюро мелиорации и Федеральная энергетическая комиссия, а также бассейновые управления типа TVA). В развивающихся странах проектно-изыскательские работы, как правило, выполняют зарубежные фирмы и институты, среди которых — проектные институты СССР и других социалистических стран.

Строительные и другие работы, связанные с созданием водохранилищ, производятся в капиталистических (за исключением таких стран, как Франция, Австралия, США и некоторые другие) и развивающихся странах также преимущественно частными строительно-монтажными фирмами.

Иная организация проектных и строительных работ характерна для социалистических стран. Здесь существуют государственные проектные организации: Гидропроект, Союзгипроводхоз, Росгип-розем, Гидрорыбпроект и др. — в СССР; Гидропроект, Водпроект, Водоканалпро-ект, Энергопроект — в Болгарии; Гидропроект и др. — в Польше; Энергопроект — в Югославии; Институт водохозяйственного планирования и др. — в Венгрии; Народное предприятие «Проектирование водного хозяйства» и др. — в ГДР. В каждой из социалистических стран существуют также государственные строительные организации: Вод-

строй и др. — в Болгарии, «Водни ставбы», «Гидростав» и «Инстав» — в Чехословакии и т. д. Лишь небольшие водохранилища сооружаются отдельными промпредприятиями, сельскохозяйственными кооперативами, муниципалитетами.

Анализ разрозненных данных о проектировании и создании водохранилищ, особенно в развивающихся странах, свидетельствует о прогрессе в этой области за последние десятилетия и вместе с тем

о наличии ряда недостатков. Характерным примером недостаточного внимания к вопросам подготовки водохранилища может служить гидроузел Кариба на р. Замбези в Африке. Иностранные компании, строившие в 60-х годах гидроузел, стремились всемерно удешевить проект за счет сокращения расходов на возмещение ущерба местному хозяйству и населению, а ставшая независимой Замбия (в ее пределах располагалась левобережная часть зоны затопления) имела тогда очень ограниченные финансовые и материальные возможности. В Замбии компенсация для переселенцев из зоны затопления оказалась незначительной, но им все же были предоставле-
ны небольшие земельные участки и продовольственная помощь. В Южной Родезии (ныне Республика Зимбабве), которой принадлежала правобережная часть зоны затопления, переселенцам из племени тонга не было оказано никакой помощи, кроме освобождения на два года от налогов, и это привело к сокращению численности населения от голода и болезней (Dams in Africa, 1968). Практически никаких мероприятий не запроектировали и в связи с подъемом уровня оз. Виктория в результате строительства гидроузла Оуэн-Фолс на р. Виктория-Нил.

Некоторые мероприятия и до сих пор намечаются недостаточно обоснованно, а иные совсем не проводятся. Так, при проектировании водохранилища Каинд-жи (Нигерия) не были в полной мере исследованы перспективы рыбного хозяйства, выделены ограниченные средства на лесосводку и лесоочистку, в результате этого возникли затруднения в развитии рыболовства (Cheret, 1973).

При проектировании других водохранилищ в Африке (Вольта, Насер, Косу) благодаря учету негативного опыта дру-

гих стран и помощи международных организаций были проведены более широкие исследования природных, экономических, социальных, демографических, этнографических, санитарно-гигиенических условий и осуществлен разносторонний комплекс мероприятий (Dams in Africa, 1968). Например, при подготовке водохранилища Насер учитывались проекты орошения земель, строительства поселков и дорог, в целом обеспечивших благоприятные условия жизни переселенцев.

Важный вопрос — определение сметной стоимости мероприятий, вызываемых созданием водохранилищ, и выявление источников их финансирования. В СССР эти затраты объективно делятся на пять групп:

1) затраты на ликвидацию отрицательных последствий для хозяйства;

2) затраты на сохранение природных ресурсов и охрану природы;

3) затраты на подготовку водохранилищ в интересах здравоохранения и охраны качества воды;

4) затраты на мероприятия по использованию водохранилищ в интересах отдельных отраслей народного хозяйства;

5) затраты на целесообразные или неизбежные мероприятия по расширению, модернизации или новое стоитель-ство различных объектов в связи с изменением хозяйственной обстановки, нормативов строительства и т. д.

В настоящее время признается необходимой реконструкция затрагиваемых населенных пунктов, предприятий, транспортных и других объектов в связи с коренной ломкой хозяйственных и прочих условий в зоне влияния водохранилищ, нередко утверждаются отдельные сметы на реконструктивные мероприятия за счет заинтересованных министерств и ведомств.

В зарубежной практике гидротехнического стоительства методика определения стоимости мероприятий и их финансирования зависит от социально-политических и экономических особенностей государства. В социалистических странах с плановым хозяйством финансирование создания водохранилищ производится преимущественно за счет государственного бюджета или бюджетов заинтересованных министерств, ве-
домств, местных органов власти. Аналогичный порядок существует и в тех развивающихся странах, где высок удельный вес государственного сектора в экономике.

В капиталистических и многих развивающихся странах финансирование производится, как правило, из двух источников: за счет государственного

бюджета и (что бывает чаще) из средств соответствующих монополий. Во многих развивающихся странах созданию водохранилищ способствует помощь таких международных организаций, как ФАО ООН (Food and Agriculture Organization of United Nations) — продовольственная и сельскохозяйственная организация, «Программа развития при ООН» (United Nations Development Pro-gramm — UNDP), Мировой банк (World Bank).

Затраты на подготовку водохранилищ составляют весьма существенную часть общих капиталовложений в строительство гидроузлов (особенно водохранилищ многолетнего и сезонного регулирования на равнинных реках в обжитых районах). Так, для СССР удельный вес затрат на эти мероприятия составляет в среднем 20—40% стоимости гидроузла, в США по водохранилищам в бассейне р. Теннесси — 40%. В горных, предгорных, а также в малообжитых равнинных районах удельный вес этих затрат значительно ниже (если на участке подпора не сконцентрированы какие-либо ценные объекты — ирригационно освоенные земли, транспортные коммуникации, крупные населенные пункты и т. п.). Примером могут служить водохранилища в Канаде, Скандинавии, Сибири и на Дальнем Востоке, в пустынных районах Африки, Ближнего Востока, в лесных районах некоторых тропических стран, а также большинство водохранилищ в Альпах, Пиренеях, Кордильерах и других горных районах. В Швеции, где водохранилища создаются преимущественно путем подпора озер, затраты на подготовку водохранилищ ряда гидроузлов (Стурнуфорс, Чилфорсен, Хар-спронгет, Порей и др.) составили в среднем 11 % капиталовложений, в Финляндии по каскаду ГЭС на р. Оулуйоки — 12% общих затрат.

Относительно низкий удельный вес

затрат по подготовке водохранилищ в общей стоимости гидроузлов характерен для большинства западноевропейских государств. Это обусловливается тем, что от строительства плотин, вызывающих большие затопления, здесь, как правило, отказываются. Поэтому в целом на мероприятия, связанные с подготовкой водохранилищ, в зарубежной Европе расходуется меньшая доля капиталовложений в гидроузлы, чем в СССР, США и других странах с крупными водохранилищами. Мероприятия по подготовке водохранилищ при строительстве Влтав-ского каскада составили в среднем 8% от общей стоимости гидроузлов, максимальные по водохранилищу Липно — 15,5% (Влтавский каскад, 1969). Вместе с тем можно указать на ряд гидроузлов в Европе, по которым эти затраты составили весьма значительную часть общей стоимости гидроузла; таковы крупные водохранилища Кишкёре (Венгрия), Марна (Франция), Изворул-Мунтелуй (Румыния), Джердап (Румыния, Югославия). По гидроузлу Джердап доля этих затрат составила около 30% общей стоимости (Djordjevic Puric, 1970), по проектируемому водохранилищу Кастен-рейт на р. Энс (Австрия) и по ряду водохранилищ в Рурском бассейне (ФРГ) — до 65% (Kolnig, 1971), по ГЭС Берген-форсен в Швеции — почти 40%.

Структура затрат на создание водохранилищ зависит от природных и экономических условий района (в первую очередь от степени сельскохозяйственного освоения речной долины, ее заселенности и застроенности,системы путей сообщения и т. д.), параметров водохранилища и характера его будущего использования (числа и состава компонентов водохозяйственного комплекса, их требований к подготовке ложа и т. д.), а также от политико-социальных условий в данном государстве (методов и степени компенсации затопляемых объектов, учета интересов местного населения и др.). Так, в плотно заселенных сельскохозяйственных районах большой удельный вес составляют затраты по компенсации сельскохозяйственных угодий и по переустройству населенных пунктов или их инженерной защите, в промышленно освоенных районах — затраты на защиту и переустройство жилищно-комму-
нальных объектов, промышленных предприятий, транспортных сооружений.

В большинстве развитых капиталистических стран большой удельный вес в стоимости водохранилищ имеют затраты на компенсацию изъятых земель, что связано с постоянным возрастанием их стоимости. Так, по водохранилищам Кентукки и Пиквик-Лэндинг на р. Теннесси эти затраты составили около 30% общей стоимости мероприятий. В лесных районах значительных затрат требуют лесосводка и лесоочистка, на судоходных реках большие средства идут на строительство портов и подготовку судового хода, в горных долинах, где подпор зачастую вызывает затопление дорог, необходимы капиталовложения в переустройство путей сообщения.

Из общих особенностей проектирования водохранилищ все большее внимание придается размерам вызываемых нарушений и их денежной оценке, так как от них зависит выбор варианта решения задачи (ГЭС, ТЭС или АЭС, обвалование поймы или создание противопаводкового водохранилища и т. д.) и выбор схемы водохозяйственных сооружений (одно большое или несколько меньших водохранилищ, выбор отметки НПУ и т. д.). Предпочтение отдается вариантам, обеспечивающим существенное снижение размеров нарушений в природе и хозяйстве.

В ряде стран крупные и средние водохранилища предпочитают не создавать вообще, хотя они позволили бы кардинально решить проблему развития водного хозяйства. Так, в Венгрии созданию водохранилищ препятствуют неблагоприятные топографические и геологические условия, особенно в бассейне р. Тисы. Не создают сколько-нибудь значительных водохранилищ в Великобритании, ФРГ, ГДР, Италии и др.

Большое внимание уделяется и резервированию территорий под будущие водохранилища. В Чехословакии в зоне будущего канала Дунай—Одра—Лаба (на трассе которого предполагается создать несколько водохранилищ) запрещено капитальное строительство, с тем чтобы на отчуждения не потребовалось в будущем значительных средств. В США Бюро земельных фондов каждые два года проводит проверку резервированных земель с целью исключения неперспективных для гидростроительства участков. К 1965 г. для нужд гидростроительства было резервировано более

6,4 млн. га; почти все крупные водохранилища построены на резервированных ранее землях (Sax, 1966).

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  ..