Глава четвертая МЕРОПРИЯТИЯ, СВЯЗАННЫЕ С
СОЗДАНИЕМ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ВОДОХРАНИЛИЩ
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЕРОПРИЯТИЙ, ОСУЩЕСТВЛЯЕМЫХ ПРИ СОЗДАНИИ И
ЭКСПЛУАТАЦИИ ВОДОХРАНИЛИЩ
Как видно из изложенного выше, создание и эксплуатация водохранилищ
вызывают многообразные, нередко значительные, изменения в природе и
хозяйстве более или менее обширных территорий. В целях предотвращения
нежелательных последствий и максимального использования положительного
эффекта создания водохранилищ в период строительства гидроузлов и в
последующий период их эксплуатации проводятся комплексы мероприятий.
При создании водохранилищ помимо строительства плотины и связанных с ней
сооружений (гидроэлектростанций, шлюзов, рыбоходов, водозаборов и т. п.)
требуется проведение больших работ по переселению жителей, по
переустройству и переносу затрагиваемых объектов хозяйства, по охране
природы и подготовке водохранилища к использованию.
60. Система инженерных защитных сооружений на
водохранилище Зимбах-Браунау на р. Инн (ФРГ и Австрия)
Мероприятия, проводимые в зоне водохранилища и в нижнем бьефе гидроузла,
подразделяются на две группы:
— мероприятия по предотвращению, компенсации или смягчению нарушений,
вносимых водохранилищами в природные условия и хозяйственную жизнь
районов;
— мероприятия по подготовке к рациональному использованию водных,
биологических и других ресурсов реки в верхнем и нижнем бьефах.
В настоящее время выявилась необходимость не только сохранения или
восстановления того состояния природы и хозяйства, которое имело место
до создания водохранилища, но и проведения ряда мероприятий по
целенаправленному преобразованию (оптимизации) как природных, так и
антропогенных компонентов окружающей среды.
В состав мероприятий первой группы входят:
— инженерная защита территорий и отдельных объектов (населенных пунктов,
сельскохозяйственных земель, предприятий, участков берега, мостовых
переходов и т. д.) (рис. 60);
— восстановление фонда сельскохозяйственных угодий путем освоения
неиспользуемых земель, интенсификация использования имеющихся
сельскохозяйственных угодий, восстановление теряемой
сельскохозяйственной продукции и земельнохозяйственное переустройство
сельскохозяйственных предприятий в новых условиях;
— восстановление населенных мест и основных их фондов (путем их
переноса, нового строительства, благоустройства и т. д.);
— переселение жителей и их социально-экономическое устройство на новых
местах;
— переустройство промышленных предприятий;
— восстановление или переустройство инфраструктуры (объектов транспорта,
складского хозяйства и т. п.);
— восстановление рекреационных и санаторно-курортных объектов;
— сохранение (переустройство или перенос) исторических и архитектурных
памятников, исследование археологических памятников (рис. 61, 62);
61. Схема водохранилища Джердап на р. Дунай
(Югославия и Румыния)
— восстановление лесных, рыбных, охотничьих и других ресурсов, изъятие
из затопляемой зоны плодородного почвенного слоя, запасов древесины,
торфа, полезных ископаемых или обеспечение условий их дальнейшего
использования;
— предотвращение ухудшения качества воды: очистка ложа от деревьев и
кустарников, удаление загрязняющих веществ, строительство очистных
сооружений, создание водоохранных зон и т. п.
Использование водохранилищ как новых водоемов различными отраслями
хозяйства требует проведения комплекса
мероприятий как общего, так и отраслевого характера. В интересах
отдельных отраслей проводятся:
— транспортное освоение водохранилищ (строительство портов, пристаней,
устройство навигационной обстановки, дноуглубление и др.);
— рыбохозяйственное освоение водохранилищ (подготовка рыбопромысловых
участков, строительство рыбодобывающей базы, зарыбление, акклиматизация
кормовых организмов и др.);
— строительство водозаборных сооружений в интересах ирригации,
водоснабжения и т. д.;
— устройство рекреационных объектов;
— инженерное обустройство акватории и береговых зон в целях
рационального использования каждого из участков водохранилищ;
— мероприятия эксплуатационного характера (рыбохозяйственные,
сельскохозяйственные, судоходные, санитарные попуски и др.).
В целях законодательного регламентирования создания водохранилищ в нашей
стране принят ряд постановлений Совета Министров СССР, а также действуют
различные инструктивно-методические документы. Это позволило добиться
объективного и единообразного подхода к проектированию водохранилищ.
Важное значение имеют схемы районной планировки, на основе которых
разрабатываются проекты мероприятий, подлежащих выполнению до и после
создания водохранилищ. В зарубежной практике также известен ряд примеров
разработки подобных планово-проектных материалов, например план развития
бассейна р. Теннесси (США), план развития долины р. Вольта (Гана),
Дельтаплан (Нидерланды) и др.
Опыт проектирования и осуществления мероприятий, обусловленных созданием
водохранилищ, достаточно подробно изучен и обобщен в СССР.
По зарубежным странам обобщающих монографических работ практически не
имеется. Но по некоторым опубликованным материалам все же можно
составить представление о методике проектирования, организации и
производства работ по подготовке водохранилищ и их каскадов. Одним из
таких источников можно считать отчеты Управления долины Теннесси,
свидетельствующие о достаточно высоком уровне подготовки водохранилищ в
США еще в 30—40-х годах нашего столетия. При этом наряду с мероприятиями
по выкупу земель, переустройству дорог, лесоочистке и т. п.
производились такие специальные работы, как опытная посадка деревьев,
дренаж заболоченных участков перед лесоочисткой и др. (TVA Annual Report...,
1956).
Усиление комплексного подхода к проектированию и созданию водохранилищ
за последние десятилетия наблюдается во многих социалистических, а также
в некоторых развивающихся странах, преимущественно в тех из них, которые
стали на путь достижения экономической независимости и социального
прогресса. Этому в немалой степени способствовали все расширяющееся
рассмотрение проблем создания водохранилищ на различных международных
форумах, активная помощь отдельным странам в этих вопросах со стороны
международных организаций (ФАО, ВОЗ, ЮНЕСКО и др.) и стран, накопивших
наибольший опыт в области проектирования и строительства плотин и
водохранилищ (СССР, США, Италия, Швейцария, Франция, Испания и др.).
Организацию и осуществление про-ектно-изыскательских работ по гидроузлам
и водохранилищам проводят в основном акционерные общества и компании,
намечающие строительство того или иного гидроузла с привлечением
строительных фирм, научно-исследовательских и проектных организаций.
Лишь в
некоторых капиталистических странах большинство проектов разрабатывается
государственными организациями (например, во Франции государственные
общества Electricite de France, Companie Nationale du Rhone, в США —
Корпус военных инженеров, Бюро мелиорации и Федеральная энергетическая
комиссия, а также бассейновые управления типа TVA). В развивающихся
странах проектно-изыскательские работы, как правило, выполняют
зарубежные фирмы и институты, среди которых — проектные институты СССР и
других социалистических стран.
Строительные и другие работы, связанные с созданием водохранилищ,
производятся в капиталистических (за исключением таких стран, как
Франция, Австралия, США и некоторые другие) и развивающихся странах
также преимущественно частными строительно-монтажными фирмами.
Иная организация проектных и строительных работ характерна для
социалистических стран. Здесь существуют государственные проектные
организации: Гидропроект, Союзгипроводхоз, Росгип-розем, Гидрорыбпроект
и др. — в СССР; Гидропроект, Водпроект, Водоканалпро-ект, Энергопроект —
в Болгарии; Гидропроект и др. — в Польше; Энергопроект — в Югославии;
Институт водохозяйственного планирования и др. — в Венгрии; Народное
предприятие «Проектирование водного хозяйства» и др. — в ГДР. В каждой
из социалистических стран существуют также государственные строительные
организации: Вод-
строй и др. — в Болгарии, «Водни ставбы», «Гидростав» и «Инстав» — в
Чехословакии и т. д. Лишь небольшие водохранилища сооружаются отдельными
промпредприятиями, сельскохозяйственными кооперативами,
муниципалитетами.
Анализ разрозненных данных о проектировании и создании водохранилищ,
особенно в развивающихся странах, свидетельствует о прогрессе в этой
области за последние десятилетия и вместе с тем
о наличии ряда недостатков. Характерным примером недостаточного внимания
к вопросам подготовки водохранилища может служить гидроузел Кариба на р.
Замбези в Африке. Иностранные компании, строившие в 60-х годах
гидроузел, стремились всемерно удешевить проект за счет сокращения
расходов на возмещение ущерба местному хозяйству и населению, а ставшая
независимой Замбия (в ее пределах располагалась левобережная часть зоны
затопления) имела тогда очень ограниченные финансовые и материальные
возможности. В Замбии компенсация для переселенцев из зоны затопления
оказалась незначительной, но им все же были предоставле-
ны небольшие земельные участки и продовольственная помощь. В Южной
Родезии (ныне Республика Зимбабве), которой принадлежала правобережная
часть зоны затопления, переселенцам из племени тонга не было оказано
никакой помощи, кроме освобождения на два года от налогов, и это привело
к сокращению численности населения от голода и болезней (Dams in Africa,
1968). Практически никаких мероприятий не запроектировали и в связи с
подъемом уровня оз. Виктория в результате строительства гидроузла
Оуэн-Фолс на р. Виктория-Нил.
Некоторые мероприятия и до сих пор намечаются недостаточно обоснованно,
а иные совсем не проводятся. Так, при проектировании водохранилища
Каинд-жи (Нигерия) не были в полной мере исследованы перспективы рыбного
хозяйства, выделены ограниченные средства на лесосводку и лесоочистку, в
результате этого возникли затруднения в развитии рыболовства (Cheret,
1973).
При проектировании других водохранилищ в Африке (Вольта, Насер, Косу)
благодаря учету негативного опыта дру-
гих стран и помощи международных организаций были
проведены более широкие исследования природных, экономических,
социальных, демографических, этнографических, санитарно-гигиенических
условий и осуществлен разносторонний комплекс мероприятий (Dams in
Africa, 1968). Например, при подготовке водохранилища Насер учитывались
проекты орошения земель, строительства поселков и дорог, в целом
обеспечивших благоприятные условия жизни переселенцев.
Важный вопрос — определение сметной стоимости мероприятий, вызываемых
созданием водохранилищ, и выявление источников их финансирования. В СССР
эти затраты объективно делятся на пять групп:
1) затраты на ликвидацию отрицательных последствий для хозяйства;
2) затраты на сохранение природных ресурсов и охрану природы;
3) затраты на подготовку водохранилищ в интересах здравоохранения и
охраны качества воды;
4) затраты на мероприятия по использованию водохранилищ в интересах
отдельных отраслей народного хозяйства;
5) затраты на целесообразные или неизбежные мероприятия по расширению,
модернизации или новое стоитель-ство различных объектов в связи с
изменением хозяйственной обстановки, нормативов строительства и т. д.
В настоящее время признается необходимой реконструкция затрагиваемых
населенных пунктов, предприятий, транспортных и других объектов в связи
с коренной ломкой хозяйственных и прочих условий в зоне влияния
водохранилищ, нередко утверждаются отдельные сметы на реконструктивные
мероприятия за счет заинтересованных министерств и ведомств.
В зарубежной практике гидротехнического стоительства методика
определения стоимости мероприятий и их финансирования зависит от
социально-политических и экономических особенностей государства. В
социалистических странах с плановым хозяйством финансирование создания
водохранилищ производится преимущественно за счет государственного
бюджета или бюджетов заинтересованных министерств, ве-
домств, местных органов власти. Аналогичный порядок существует и в тех
развивающихся странах, где высок удельный вес государственного сектора в
экономике.
В капиталистических и многих развивающихся странах финансирование
производится, как правило, из двух источников: за счет государственного
бюджета и (что бывает чаще) из средств соответствующих монополий. Во
многих развивающихся странах созданию водохранилищ способствует помощь
таких международных организаций, как ФАО ООН (Food and Agriculture
Organization of United Nations) — продовольственная и
сельскохозяйственная организация, «Программа развития при ООН» (United
Nations Development Pro-gramm — UNDP), Мировой банк (World Bank).
Затраты на подготовку водохранилищ составляют весьма существенную часть
общих капиталовложений в строительство гидроузлов (особенно водохранилищ
многолетнего и сезонного регулирования на равнинных реках в обжитых
районах). Так, для СССР удельный вес затрат на эти мероприятия
составляет в среднем 20—40% стоимости гидроузла, в США по водохранилищам
в бассейне р. Теннесси — 40%. В горных, предгорных, а также в
малообжитых равнинных районах удельный вес этих затрат значительно ниже
(если на участке подпора не сконцентрированы какие-либо ценные объекты —
ирригационно освоенные земли, транспортные коммуникации, крупные
населенные пункты и т. п.). Примером могут служить водохранилища в
Канаде, Скандинавии, Сибири и на Дальнем Востоке, в пустынных районах
Африки, Ближнего Востока, в лесных районах некоторых тропических стран,
а также большинство водохранилищ в Альпах, Пиренеях, Кордильерах и
других горных районах. В Швеции, где водохранилища создаются
преимущественно путем подпора озер, затраты на подготовку водохранилищ
ряда гидроузлов (Стурнуфорс, Чилфорсен, Хар-спронгет, Порей и др.)
составили в среднем 11 % капиталовложений, в Финляндии по каскаду ГЭС на
р. Оулуйоки — 12% общих затрат.
Относительно низкий удельный вес
затрат по подготовке водохранилищ в общей стоимости
гидроузлов характерен для большинства западноевропейских государств. Это
обусловливается тем, что от строительства плотин, вызывающих большие
затопления, здесь, как правило, отказываются. Поэтому в целом на
мероприятия, связанные с подготовкой водохранилищ, в зарубежной Европе
расходуется меньшая доля капиталовложений в гидроузлы, чем в СССР, США и
других странах с крупными водохранилищами. Мероприятия по подготовке
водохранилищ при строительстве Влтав-ского каскада составили в среднем
8% от общей стоимости гидроузлов, максимальные по водохранилищу Липно —
15,5% (Влтавский каскад, 1969). Вместе с тем можно указать на ряд
гидроузлов в Европе, по которым эти затраты составили весьма
значительную часть общей стоимости гидроузла; таковы крупные
водохранилища Кишкёре (Венгрия), Марна (Франция), Изворул-Мунтелуй
(Румыния), Джердап (Румыния, Югославия). По гидроузлу Джердап доля этих
затрат составила около 30% общей стоимости (Djordjevic Puric, 1970), по
проектируемому водохранилищу Кастен-рейт на р. Энс (Австрия) и по ряду
водохранилищ в Рурском бассейне (ФРГ) — до 65% (Kolnig, 1971), по ГЭС
Берген-форсен в Швеции — почти 40%.
Структура затрат на создание водохранилищ зависит от природных и
экономических условий района (в первую очередь от степени
сельскохозяйственного освоения речной долины, ее заселенности и
застроенности,системы путей сообщения и т. д.), параметров водохранилища
и характера его будущего использования (числа и состава компонентов
водохозяйственного комплекса, их требований к подготовке ложа и т. д.),
а также от политико-социальных условий в данном государстве (методов и
степени компенсации затопляемых объектов, учета интересов местного
населения и др.). Так, в плотно заселенных сельскохозяйственных районах
большой удельный вес составляют затраты по компенсации
сельскохозяйственных угодий и по переустройству населенных пунктов или
их инженерной защите, в промышленно освоенных районах — затраты на
защиту и переустройство жилищно-комму-
нальных объектов, промышленных предприятий, транспортных сооружений.
В большинстве развитых капиталистических стран большой удельный вес в
стоимости водохранилищ имеют затраты на компенсацию изъятых земель, что
связано с постоянным возрастанием их стоимости. Так, по водохранилищам
Кентукки и Пиквик-Лэндинг на р. Теннесси эти затраты составили около 30%
общей стоимости мероприятий. В лесных районах значительных затрат
требуют лесосводка и лесоочистка, на судоходных реках большие средства
идут на строительство портов и подготовку судового хода, в горных
долинах, где подпор зачастую вызывает затопление дорог, необходимы
капиталовложения в переустройство путей сообщения.
Из общих особенностей проектирования водохранилищ все большее внимание
придается размерам вызываемых нарушений и их денежной оценке, так как от
них зависит выбор варианта решения задачи (ГЭС, ТЭС или АЭС, обвалование
поймы или создание противопаводкового водохранилища и т. д.) и выбор
схемы водохозяйственных сооружений (одно большое или несколько меньших
водохранилищ, выбор отметки НПУ и т. д.). Предпочтение отдается
вариантам, обеспечивающим существенное снижение размеров нарушений в
природе и хозяйстве.
В ряде стран крупные и средние водохранилища предпочитают не создавать
вообще, хотя они позволили бы кардинально решить проблему развития
водного хозяйства. Так, в Венгрии созданию водохранилищ препятствуют
неблагоприятные топографические и геологические условия, особенно в
бассейне р. Тисы. Не создают сколько-нибудь значительных водохранилищ в
Великобритании, ФРГ, ГДР, Италии и др.
Большое внимание уделяется и резервированию территорий под будущие
водохранилища. В Чехословакии в зоне будущего канала Дунай—Одра—Лаба (на
трассе которого предполагается создать несколько водохранилищ) запрещено
капитальное строительство, с тем чтобы на отчуждения не потребовалось в
будущем значительных средств. В США Бюро земельных фондов каждые два
года проводит проверку резервированных земель с целью исключения
неперспективных для гидростроительства участков. К 1965 г. для нужд
гидростроительства было резервировано более
6,4 млн. га; почти все крупные водохранилища построены на
резервированных ранее землях (Sax, 1966).