Главная      Учебники - Экономика     Лекции по маркетингу - часть 5

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  691  692  693   ..

 

 

Бизнес план модернизации технологической линии по производству асбестоцементных листов

Бизнес план модернизации технологической линии по производству асбестоцементных листов

СОДЕРЖАНИЕ

Элемент учетной

Предусмотрено законодательством Принято на предприятии
1.Техника ведения бухгалтерского учета

Организация

Бухгалтерский учет ведется бухгалтерией организации. Главный бухгалтер организации назначается на должность и освобождается от должности руководителем организации. Главный бухгалтер подчиняется непосредственно руководителю организации и несет ответственность за формирование учетной политики, ведение бухгалтерского учета, своевременное предоставление полной и достоверной бухгалтерской отчетности. Ответственность за организацию бухгалтерского учета в организациях, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несет руководитель организации. Принятая организацией учетная политика утверждается его приказом или распоряжением. Организация бухгалтерского учета формируется согласно законодательству

Первичный учет

Все хозяйственные операции, производимые организацией, должны оформляться оправдательными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет. Первичные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, формы которых не предусмотрены в этих альбомах, должны содержать обязательные реквизиты.

Хозяйственные операции оформляются с использова­нием первичных учетных документов согласно аль­бомам унифицированных форм. Операции по учету, для которых отсутствуют

Формы бухгалтерского учета

Согласно указаниям МФ РФ «О рекомендациях по применению учетных регистров бухгалтерского учета на предприятиях» от 24.07.92 №59 предусмотрены: Единая журнально-ордерная форма счетоводства. Регистры бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства.

Организация применяет журнально-ордерную форму бухгалтерского учета либо использует компьютерную программу бухгалтерского учета, которая учитывает специфику ее производственной деятельности и разработана с соблюдением российских методологических правил
План счетов бухгалтерского учета В соответствии с Положением № 34н организация утверждает рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий применяемые в организации счета, необходимые для ведения синтетического и аналитического учета.

Организация применяет рабочий план счетов бухгалтерского учета, разработанный в соответствии с типовым Планом счетов.

Инвентаризация имущества и обязательств

Порядок проведения инвентаризаций имущества и обязательств установлен Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными приказом МФ РФ от 13.06.95 № 49. В соответствии с Законом для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности организация обязана проводить инвентаризацию имущества и обязательств, порядок и сроки проведения которой определяются руководителем организации, за исключением случаев, когда проведение инвентаризации обязательно (в частности, перед составлением годовой отчетности)

Инвентаризация основных средств и материалов проводится ежегодно по состоянию на 1 октября. Инвентаризация зданий и сооружений проводится раз в три года. Инвентаризация иного имущества, расчетов (кроме дебиторской задолженности) и обязательств проводится ежегодно по состоянию на 31 декабря. Инвентаризация дебиторской задолженности проводится ежеквартально по состоянию на последний месяц квартала.
2. Методика бухгалтерского учета.

Критерии отнесения предмета к основным средствам

Согласно ПБУ 6/01 «Учет основных средств», утвержденному приказом Минфина России от 30.03.01 №26н предметысо сроком полезного использования свыше 12 месяцев, независимо от их стоимости, относятся к основным средствам, а предметы со сроком полезного использования менее 12месяцев учитываются как материалы. Применяется согласно законодательству.
Применяется согласно законодательству

Применяются следующие способы начисления амортизации основных средств:

Организация применяет линейный метод начисления амортизации основных средств. Основные средства стоимостью до 2000 руб. принято списывать на затраты на производство продукции в размере их полной стоимости по мере их отпуска в производство или эксплуатацию.

Порядок

1. Затраты на ремонт включаются в себестоимость текущего отчетного периода.

Затраты на ремонт включаются в себестоимость текущего отчетного периода.

Определение срока

Срок полезного использования нематериальных активов зависит от порядка их приобретения: активы, полученные по документам, в которых установлен срок их использования, амортизируются в течение данного срока; активы, по которым невозможно установить срок их полезного использования, амортизируются в срок, установленный организацией в пределах 20 лет, но не более срока деятельности организации.

Применяется согласно законодательству.

Способ начисления амортизации по нематериальным активам

Применяются следующие способы начисления амортизации:

По всем видам активов линейный начисления нематериальных применяется

Порядок оценки ценностей приихвыбытии

1. По себестоимости каждой единицы.

Материалы учитываются по средней себестоимости

Способы отражения в учете процесса приобретения и заготовления материалов

1.Применение счета 10 «Материалы» с оценкой материалов в сумме фактических затрат на приобретение. 2Применение счетов 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей», 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей» с оценкой материалов по учетной цене.

Применение счета 10 «Материалы» с оценкой материалов в сумме фактических затрат на приобретение.

Оценка

В массовом и серийном производстве:

Применение счета 10 «Материалы» с оценкой материалов в сумме фактических затрат на приобретение.

Порядок списания

1.Расходы, учтенные на счете 26 «Общехозяйственные расходы», списываются в дебет счетов 20.

Расходы в качестве условно-постоянных затрат списываются в дебет счета 90

2. Расходы в качестве условно-постоянных затрат списывается в дебет на счет 90 «Продажи».
Способ распределения косвенных расходов между объектами калькулирования.

1. Прямая заработная плата основных производственных рабочих.

В качестве базы распределения косвенных расходов между объектами калькулирования принята прямая заработная плата основных производственных рабочих.
Определение состава расходов будущих периодов

К расходам будущих периодов относятся:

Организация учитывает в составе расходов будущих периодов следующие расходы:

Перечень резервов предстоящих расходов и платежей

Организация может создавать резервы на:

Создание резервов предстоящих расходов и платежей не предусматривается.
Порядок создания резервов по сомнительным долгам Организация может создавать резервы сомнительных долгов по расчетам с другими организациями и гражданами за продукцию, товары, работы и услуги с отнесением сумм резервов на финансовые результаты. Сомнительным долгом признается дебиторская задолженность, которая не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена соответствующими гарантиями. Резерв сомнительных долгов создается на основе результатов проведенной инвентаризации дебиторской задолженности организации. В конце года неиспользованная в течении года сумма резервов присоединяется к прибыли следующего года. Создание резерва по сомнительным долгам не предусматривается.

Порядок определения выручки от реализации

Принято два метода определения выручки от реализации продукции:

Организация применяет метод определения выручки от реализации продукции по оплате отгруженной продукции.

Кто наши конкуренты?

1. ОАО Себряковский КАЦИ

Каковы их сильные и слабые стороны?

Сильные стороны:

Какие стратегии маркетинга используют конкуренты, и в каких пределах? Конкуренты в основном используют стратегию удержания имеющейся доли рынка, и лишь незначительное их число стремятся к ее увеличению.
Какие новые конкуренты могут появиться (товары близкого назначения, многофункциональные изделия и т.д.)? Существует возможность появления новых видов асбестоцементных изделий, активным поиском которых занимается как ОАО «БелАЦИ» так и его конкуренты.

Наши успехи в прошлом

Наши неудачи

1. Установка технологической линии по

производству окрашенных асбестоцементных листов.

2. Установка технологической линии по

производству ЛКМ для окраски шифера.

3. Установка технологической линии по

производству мелкоразмерной плитки.

1. Не вполне тщательно изучается

конъюнктура рынка.

Оценим сильные и слабые стороны предприятия в сравнении с ОАО «Волна», так как данное предприятие, являясь представителем основной массы российских заводов по производству асбестоцементных изделий, отражает их состояние на данный момент.

В - ОАО «Волна»

Б - ОАО «БелАЦИ»

Вспомогательная таблица для оценки сильных и слабых

сторон предприятия.

Таблица 2.3.

Показатель

Оценка в баллах
0-3 4-7 8-10
Использование мощностей В Б
Широта, глубина и гармоничность ассортимента В Б
Экономия сырья и материалов БВ
Качество сырья и материалов БВ
Состояние оборудования Б В
Качество производимой продукции В Б
Экология Б В
Производительность труда БВ
Профессиональный состав работников БВ
Имидж и репутация В Б
Маркетинг Б В
Доля рынка Российской Федерации В Б
Гибкость ценовой политики Б В
Реклама В Б
Стимулирование сбыта и продвижения товаров БВ
Разработка новых товаров БВ
Финансовая устойчивость, платежеспособность БВ
Прибыль В Б
Рентабельность В Б
Уровень организации труда БВ

Выделим сильные и слабые стороны предприятия и проведем SWOТ-анализ.

Сильные и слабые стороны ОАО «БелАЦИ».

Таблица 2.4.

Аспект среды Сильные стороны Слабые стороны

Производство

1) Высокое качество выпускаемой продукции.

2) Контроль качества сырья и готовой продукции.

3) Высока производственная мощность.

4) Широкий ассортимент выпускаемой продукции

1) Высокая степень износа ОФ (76%)

2) Технологические линии, требующие больших производственных площадей.

Кадры

1) Хорошая динамика структуры и опыт персонала.

2) Квалифицированный персонал.

1) Определенная пассивность в деятельности по улучшению результатов работы организации

Маркетинг

1) Налаженные каналы сбыта.

2) Участие в выставках, конференциях и т. п.

1) Плохо изучена конъюнктура рынка.

2) Отсутствуют программы по продвижению товаров.

3) Отсутствие собственных каналов продвижения продукции до конечного потребителя.

Организация

1) Простота организационной структуры.

2) Четкие отношения подчинения.

3) Разделение труда.

1) Осложнены горизонтальные связи.

2) Отсутствует отдел маркетинга.

3) Большой объем информации у руководителей.

Финансы

1) Устойчивое финансовое состояние.

2) Регулярно получаемая прибыль направляется на расширенное воспроизводство и выплату дивидендов.

1) Неликвидный баланс.

2) Неспособность рассчитаться с текущими обязательствами максимально быстро.

Данная таблица наглядно показывает, что наиболее сильными сторонами предприятия являются производство, кадры и финансы, хотя в областях производства и финансов есть некоторые проблемы.

SW 0Т- анализ

Итогом анализа среды предприятия является сопоставление сильных и слабых сторон предприятия с угрозами и возможностями (таблица 2.5.)

Угрозы и возможности, сильные и слабые стороны предприятия.

Таблица 2.5.

Сильные стороны

Слабые стороны

1. Квалифицированный персонал.

2. Высокое качество продукции.

3. Относительно низкая себестоимость продукции.

4. Возможность увеличение объемов выпуска за счет имеющихся мощностей.

5. Наличие близких подъездных путей (в том числе ЖД) и источника поставки цемента.

6. Финансовая устойчивость.

7. Широкий ассортимент продукции.

8. Положительный имидж

1. Высокая степень износа ОФ (76%).

2. Зависимость от поставщика цемента.

3. Отсутствие результативной политики продвижения новых товаров на рынок.

4. Отсутствие своих каналов сбыта.

5. Преобладание в объеме производства старых ассортиментных групп.

6. Неэффективность организационной структуры по отношению к управлению проектами.

Возможности

Угрозы

1) Расширение ассортимента выпускаемой

продукции.

2) Сложившийся круг поставщиков.

3) Выход на новые рынки сбыта.

Ориентация на выпуск других видов продукции из асбеста.

1. Частичное перепрофилирование производства на выпуск смесей с цементом.

.

1) Активные поиски конкурентами новых

видов продукции.

2) Нестабильная экономическая ситуация в

стране.

3)Появление асбестовых материалов с высокими потребительскими свойствами

Теперь попытаемся сопоставить некоторые сильные и слабые стороны с возможностями и угрозами.

1) На предприятии выпускается качественная продукция, кроме того, существует возможность расширения ассортимента, однако есть угроза появления у конкурентов новых видов продукции.

2) Существует возможность выхода на новые рынки, однако технологическое оборудование требует больших производственных площадей, к тому же нестабильная экономическая ситуация в стране.

3) Налаженные каналы сбыта, к тому же сложившийся круг поставщиков, но плохо изученная конъюнктура рынка.

4) ОАО "БелАЦИ" имеет устойчивое финансовое состояние, но зависит от экономической ситуации в стране.

5) Высококвалифицированный персонал, но устаревшее оборудование.

Таким образом, ОАО «БелАЦИ» на сегодняшний день является одним из лидеров отрасли, и, имея ряд сильных сторон, занимает высокую конкурентную позицию.

Однако имеющиеся слабые стороны могут:

1) отрицательно повлиять на конкурентную позицию предприятия в отрасли;

2) сдерживать его дальнейший рост.

2.5. Законодательные ограничения

Законодательных ограничений по проникновению на рынок (налоговые, таможенные запреты, необходимость лицензии и пр.) нет. Так же как не ограничений на установление цены на продукцию.


III . ПЛАН МАРКЕТИНГА

3.1. Стратегия маркетинга

1. Маркетинг направлен на рынок кровельных материалов, с целью увеличения доли рынка за счет продажи асбестоцементных листов.

2. Добиваться следует увеличения объема упомянутого выше продукта.

3. Необходимо заметно увеличить объемы выпуска а/ц листов.

4. Все должно быть проведено в кратчайшие сроки.

На матрице Ансоффа. (рис.2.) представлены возможные стратегии поведения предприятия.

рынок

старый новый

новый


Проникновение

на рынок

Развитие

рынка

Разработка товара

Диверсификация

Рис.2. Матрица Ансоффа.

3.2. Стратегия проникновения на рынок

Данная стратегия предполагает увеличение объема продаж уже имеющегося у предприятия товара, на рынке, где предприятие уже имеет определенную долю.

Проникновение на рынок

Вероятность успеха, % Риски, %

80 20

Развитие рынка

Вероятность успеха, % Риски, %

40 60

Разработка товара

Вероятность успеха, % Риски, %

60 40

Диверсификация

Вероятность успеха, % Риски, %

20 80

Данная стратегия имеет следующее соотношение рисков и выгод:

· вероятность успеха - 80%

· риски - 20%

В то время как остальные:

· развитие рынка (риски 60%; успех 40%)

· разработка товара (риски 40%; успех 60%)

· диверсификация (риски 80%; успех 20%)

Таким образом, можно сделать вывод, что с учетом нынешнего состояния предприятия, его возможностей, а также учитывая позиции и возможности основных конкурентов наиболее эффективной и безопасной стратегией для ОАО «БелАЦИ» является стратегия проникновения на рынок.

3.3. Стратегия роста

Эта стратегия является логическим следствием выбранной стратегии проникновения. Рост будет иметь интенсивный характер, т.е. за счет применения более совершенных технологий и факторов производства.

За счет выбранной стратегии предполагается увеличение ряда количественных параметров предприятия.

3.4. Каналы распределения

Продукция предприятия доставляется потребителю непосредственно с самого предприятия автомобильным или железнодорожным транспортом.

Предприятие имеет канал распределения нулевого уровня «производитель-потребитель».

Предприятие не имеет розничных торговых точек, в связи с этим, отсутствует торговый персонал.

Предприятие использует прямой или непосредственный сбыт, позволяющий устанавливать прямые контакты с покупателями, не прибегая к услугам независимых посредников.

3.5. Коммуникации

Предприятие не использует методов воздействия на покупателей через стимулирование сбыта. При продвижении товара используются стандартные методы, такие как, реклама и пропаганда.


З.6. Жизненный цикл продукции предприятия

Проанализировав ассортимент продукции с точки зрения жизненного цикла, получили следующие результаты (рис. 1):

Большая часть продукции (50%) находиться на стадии роста; 25% в стадии выведения на рынок; в стадии зрелости и насыщения 25%.

Товаров, находящихся в стадии упадка нет (0%).


25 %

25 % 50 %


Рис.1.Анализ ассортимента с точки зрения жизненного цикла.

IV. АНАЛИЗ ПРОИЗВОДСТВЕННО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ

И ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

4.1. Анализ организационно-технического уровня

ОАО “Белгородасбестоцемент” имеет сложную производственную структуру:

1. Основное производство:

- шиферный завод №1, оснащенный тремя технологическими линиями по производству волновых листов СВ-8 и плоских непрессованных листов;

- шиферный завод №2, оснащенный четырьмя технологическими линиями по производству листов СВ-7 и СВ-8, включая две технологические линии по окраске асбестоцементных изделий;

- трубный завод, имеющий четыре технологических линии, среди которых одна линия по производству листов СВ-8.

2. Вспомогательное производство:

- парокотельный цех;

- компрессорный цех;

- электроремонтный цех;

- электроподстанция;

- цех погрузки;

- автогараж;

- водонасосная;

- деревообрабатывающий цех;

- ремонтно-строительный комплекс;

- очистные сооружения;

- участок изготовления краски;

- участок покраски шифера.

Основное технологическое оборудование, установленное на предприятии:

- бегуны СМ-139, СМ-87;

- гидропушители;

- турбосмесители;

- ковшовые мешалки СМ-889;

- листоформовочные машины СМ-943;

- гильотинные ножницы раскроя;

- автоматические весовые дозаторы;

- мешалки обрезков;

- увлажнители СМ-1021;

- переборщики СМ-1020;

- укладчики СМ-109;

- конвейеры предварительного твердения СМ-109-04;

- съемник-столы СМ-109-05;

- муфто-фрезерные станки РТ-363;

- заточные станки;

- волнировщики.

Производство механизировано полностью и практически полностью автоматизировано.

Это приводит к сокращению потерь на всех стадиях производственного процесса, повышению производительности труда, улучшению качественных показателей сырья и, в целом, готовой продукции.

На предприятии существует ОТК, который ведет контроль, за технологическим режимом: входящий контроль сырья, промежуточный, контроль готовой продукции.

Для соблюдения экологических норм на ОАО «БелАЦИ» установлено множество очистных сооружений.

Ремонтный цех контролирует эффективную, слаженную работу оборудования, что сокращает время ремонтов, простои по техническим причинам.

Все цеха во взаимодействии представляют собой бесперебойный процесс производства продукции.

Для оценки степени механизации и автоматизации рассчитаем следующий показатель.

Фондовооруженность.

Показывает стоимость ОПФ приходящуюся на одного работающего.


ОПФср.год .- среднегодовая стоимость основных производственных фондов.

Чппп,- среднесписочная численность промышленно производственногоперсонала.

Вспомогательная таблица для расчета фондовооруженности

Таблица 4.1.

Показатели

2002год

2003год

Чппп

1333

1340

ОПФср.год

115942,5

143145,5

Фв (стр.2/стр.1)

86,98

106,83

.


4.2. Анализ производственного плана

4.2.1. Выполнение производственной программы предприятия

Для начала введем основные понятия.

Под производственной программой предприятия понимается научно обоснованное плановое задание по объему, номенклатуре, ассортименту и качеству выпускаемой продукции разработанное на основе заключенных договоров и утвержденное на предприятии соответствующим органом.

Производственная мощность это максимально возможная годовая выработка продукции в натуральном выражении при максимальном использовании оборудования, рабочего времени. Производственная мощность определяется по оборудованию, участку, цеху, предприятию.

Вспомогательная таблица для определения степени выполнения

производственной программы.

Таблица 4.2.

Показатели

2002год

2003 год

План

281590

322508

Фактически

292572

337021

% выполнения плана

103,9

104,5

Вспомогательная таблица для анализа производственной мощности предприятия.

Таблица 4.3.

Виды

продукции

Ед.измер.

Производственная

мощность

Выпуск продукции

Использование

мощности, %

2002 год

2003 год

2002 год

2003 год

2002 год

2003 год

Листы асбестоцементные

млн.усл.

пл.

349,3 349,7 292,572 337,021 83,8 96,4

Трубы

асбестоцементные

усл.км.

5669 5600 3079 3421 54,3 61,8

Вывод: наряду с сокращением производственных мощностей по трубам, наблюдается рост выпуска продукции, следствием этого является, повышение процента использования мощностей.

4.2.2. Наличие и движение основных фондов

Основные производственные фонды - это средства труда, которые неоднократно участвуют в производственном процессе, сохраняя при этом свою натуральную форму, а их стоимость переносится на производимую продукцию частями по мере износа.

Для учета, оценки и анализа ОПФ классифицируют по ряду признаков.

По функциональному назначению ОПФ делятся на производственные и непроизводственные.

К производственным основным фондам относят те средства труда, которые непосредственно участвуют в производственном процессе (машины, оборудование и т.д.), создают условия для его нормального осуществления (производственные здания, сооружения, электросети и др.) и служат для хранения и перемещения предметов труда.

Непроизводственные основные фонды - это основные фонды, которые непосредственно не участвуют в производственном процессе (жилые дома, детские сады и ясли, школы, больницы и др.), но находятся в ведении промышленных предприятий.

В зависимости от степени их воздействия на предмет труда разделяют на активные и пассивные.

К активным относятся такие основные фонды, которые в процессе производства непосредственно воздействуют на предмет труда, видоизменяя его (машины и оборудование, технологические линии, измерительные и регулирующие приборы, транспортные средства).

Все остальные основные фонда можно отнести к пассивным, так как они непосредственно не воздействуют на предмет труда, а создают необходимые условия для нормального протекания производственного процесса (здания, сооружения и т.д.).

Для анализа качественного состояния основных средств на предприятии необходимо знать их структуру.

Производственная структура - соотношение различных групп основных производственных фондов по вещественно-натуральному составу в их общей среднегодовой стоимости.

Важнейшим показателем производственной структуры ОПФ является доля активной части в их общей стоимости. Это связано с тем, что объем выпуска продукции, производственная мощность и другие экономические показатели работы предприятия в значительной мере зависят от величины активной части ОПФ. Поэтому повышение ее доли до оптимального уровня является одним из направлений совершенствования производственной структуры ОФ на предприятии.

Структура основных фондов.

Таблица 4.4.

Показатели

Нач. 2002 года

Кон. 2002 года

Кон. 2001

Кон. 2003

годаКон. 2002

Тыс. руб. % Тыс. руб. % Тыс. руб. %

Производственные

106296

92,3

125589

99,4

160702

99,5

Непроизводственные

8824

7,7

727

0,6

769

0,5

Активные

43196

30

55688

44,1

88601

54,9

Пассивные

71924

70

70628

55,9

72870

45,1

Коэффициенты обновления и выбытия используются для более детального анализа процесса воспроизводства основных фондов.

, где:

Фввед - стоимость введенных основных фондов.

Фкон. года - стоимость ОФ на конец года.

Вспомогательная таблица для расчета коэффициента обновления ОПФ.

Таблица 4.5.

Показатели

2002год

2003 год

Фввед, тыс. руб.

19460

35988

Фкон, года, тыс. руб

126316

161471

Кобн. % (стр.1/стр.2)

0,15

0,22


, где:

Фвыб - стоимость выбывших основных фондов.

Фнач. года - стоимость ОФ на начало года.

Вспомогательная таблица для расчета коэффициента выбытия ОПФ.

Таблица 4.6.

Показатели

2002 год

2003 год

Фвыб, тыс.руб.

8264

833

Фнач.года, тыс. руб

115120

126316

Квыб, % (стр.1/стр.2)

0,07

0,01

Анализируя эти два показателя можно сделать следующий вывод: превышение величины Кобн. по сравнению с Квыб. свидетельствует о том, что идет процесс обновления ОПФ. Такая тенденция наблюдается в 2002 и в 2003 годах.

Показатели эффективности использования ОПФ.

Обобщающим показателем, характеризующим использование основных фондов на предприятии, является показатель фондоотдачи. Для его расчета используется следующая формула:

, где:

ТП - товарная продукция предприятия в стоимостном выражении;

ОПФср. год - среднегодовая стоимость основных производственных фондов.

Вспомогательная таблица для расчета фондоотдачи.

Таблица 4.7.

Показатели

2002 год

2003 год

ТП, тыс.руб.

518600

723700

ОПФср год, тыс.руб.

115942,5

143145,5

Фо,руб/руб. (стр.1/стр.2)

4,47

5,06

Анализируя показатель, выявилось, что в 2001 году на 1 руб. ОПФ приходилось 4,47 руб. товарной продукции, а в 2002 году этот показатель вырос до 5,06 руб. Это говорит о положительной тенденции изменения фондоотдачи.

Показателем, обратным фондоотдаче, является фондоемкость .

Вспомогательная таблица для расчета фондоемкости.

Таблица 4.8.

Показатели

2002 год

2003 год

Фо

4,47

5,06

Фе .руб/руб.

0,22

0,2


4.2.3. Обеспеченность оборотными средствами

Оборотные средства необходимы для обеспечения бесперебойного процесса производства и обращения. Оборотные средства – это экономическая категория, которая определяется как совокупность оборотных фондов и фондов обращения (готовая продукция на складе, денежные средства и т.д.).

К оборотным производственным фондам относят часть средств производства, вещественные элементы, которых в процессе труда отличаются от ОПФ расходом в каждом производственном цикле, их стоимость переносится на продукты труда целиком и сразу.

К оборотным средствам ОАО «БелАЦИ» относится сырье (асбест, цемент - основные), МБП, готовая продукция, денежные средства и т.д.

Под структурой оборотных средств понимается соотношение их отдельных элементов во всей их совокупности.

Знание и анализ структуры оборотных средств на предприятии имеют огромное значение, так как она в определенной мере характеризует финансовое состояние на тот или иной момент работы предприятия. Например, чрезмерное увеличение доли дебиторской задолженности, готовой продукции на складе, незавершенного производства свидетельствуетоб ухудшении финансового состояния предприятия.

Дебиторская задолженность характеризует отвлечение средств из оборота данного предприятия и использование их дебиторами, должниками в своем обороте. Повышение доли незавершенного производства, готовой продукции на складе указывает на отвлечение оборотных средств из оборота, снижение объема реализации и, следовательно, прибыли.

Для анализа структуры оборотных средств составим таблицу.

Структура оборотных средств предприятия.

Таблица 4.9.

Состав элементов оборотных средств Нач. 2002года

Кон. 2002 года

99

Нач. 2003года

00

Кон.2003года
тыс. руб. % тыс. руб. % тыс. руб. % тыс. руб. %

Запасы

31471

52,24

50806

65,54

49360

65,15 67028 62,95

Налог на добавленную

стоимость по приобретенным

ценностям

2138 3,55 5290 6,82 5290 6,98 5959 5,6

Долгосрочная дебиторская задолженность

277

0,46

5092

6,57

5092

6,72 5857 5,5

Краткосрочная дебиторская задолженность

22834 37,92 14804 19,1 14493 19,1 19842 18,63

Краткосрочные финансовые вложения

24 0,04 24 0,03 24 0,03 1 0,0009
Денежные средства 3501 5,81 1501 1,94 1501 1,98 7798 7,32
Итог 60245 100 77517 100 75760 100 106485 100

Проанализируем таблицу.

В начале 2001 года наибольшую долю в структуре оборотных фондов предприятия составлялизапасы: 52,24 %, куда входят сырье и материалы, готовая продукция и товары для перепродажи, и расходы будущих периодов.

Данный факт можно выделить как положительный момент, т.к. запасы являются собственными средствами предприятия. К концу 2002 года этот показатель увеличился до 65,54 %. но уже с начала 2003 года доля запасов начала уменьшаться и к концу 2002 года составляла 62,95 %.

В начале 2001 года большой удельный вес имела краткосрочная дебиторская задолженность 37,92 %, но уже к концу 2001 года уменьшилась практически в 2 раза и составила 19,1 %, и продержалась на этом уровне до начала 2002 года, и в незначительной мере снизилась к концу года.

В целом же можно сказать, что в 2002 году по сравнению с 2001 наблюдается улучшение состояния предприятия по одним показателям, таким как запасы и краткосрочная дебиторская задолженность, но в то же время ухудшение по показателю долгосрочной дебиторской задолженности.

Показатели уровня использования оборотных средств.

Важнейшими показателями использования оборотных средств на предприятии являются коэффициент оборачиваемости оборотных средств и длительность одного оборота.

Коэффициент оборачиваемости показывает, сколько оборотов совершили оборотные средства за анализируемый период. Он определяется по формуле:

, где:

- выручка от реализации продукции;

Оср - средний остаток оборотных средств за отчетный период.

Продолжительность (длительность) одного оборота показывает, за какой срок к предприятию возвращаются его оборотные средства в виде выручки от реализации продукции. Он определяется по формуле:

Вспомогательная таблица для расчета коэффициента оборачиваемости ОбС

и длительности оборота.

Таблица 4.10.

Показатели

2002 год

2003год

Vр, тыс.руб.

555062

762028

Оср, тыс.руб.

68881

91122,5

Коб (стр.1/стр.2)

8,06

8,36

Д, дней (360/стр.3)

44,67

43,06

Данные показатели имеют положительную динамику. Наблюдается как рост коэффициента оборачиваемости, что говорит об увеличении скорости оборота оборотных средств предприятия, так и снижение длительности оборота, что свидетельствует о сокращении срока возврата оборотных средств в виде выручки от реализации продукции.


4.2.4. Использование материальных ресурсов

Структура затрат представляет соотношение отдельных элементов затрат в общей величине затрат на предприятии.

.

Структура затрат на предприятии .

Таблица 4.11.

Вид затрат

2002 год

2003год

Материальные затраты

379708

508488

Затраты на оплату труда

65714

80409

Отчисления на социальные нужды

21772

25541

Амортизация

4104

5135

Прочие затраты

19612

42517

Итого по элементам затрат

490910

662090

Важнейшим обобщающим показателем уровня использования всех материальных ресурсов на предприятии является материалоемкость продукции, которая показывает, сколько в среднем материальных ресурсов необходимо для выпуска единицы продукции.

Материалоотдача – показатель, обратный материалоемкости, т.е. она показывает количество выпускаемой продукции на 1 руб. расходуемых ресурсов.

, , где:

МЗ – количество израсходованных материальных ресурсов на предприятии;

ГПст.выр – готовая продукция в стоимостном выражении.

Вспомогательная таблица для расчета материалоемкости

и материалоотдачи.

Таблица 4.12.

Показатели

2002год

2003 год

МЗ (тыс.руб)

379708

508488

ГПст.выр. (тыс.руб.)

518600

723700

Ме (стр.1/стр.2)

0,732

0,703

Мо (стр.2/стр.1)

1,366

1,423

Анализируя таблицу можно сделать следующие выводы.

По сравнению с 2002годом в 2003 наблюдается улучшение обоих показателей, т.е. наблюдается снижение материальных затрат на ед. продукции на 0,03 и увеличение выпускаемой продукции на 1 руб. затрат на 0,057.

Т.к. оба показателя улучшились, это говорит об улучшении использования ресурсов на предприятии.


4.2.5. Использование трудовых ресурсов

Рассчитаем следующие показатели:

1) коэффициент текучести:

2) коэффициент оборота по приему:

3) коэффициент оборота по выбытию:

4) коэффициент общего оборота кадров:

5) коэффициент замещения кадров:

6) производительность труда на одного рабочего:

Сравнительная таблица по движению и составу кадров.

Таблица 4.13.

Показатели

2002 год

2003 год

1

Списочная численность на начало отчетного года

1333

1340

2

Принято

205

191

3

Уволено (всего)

198

179

в том числе

а) собственное желание (рабочие)

144

140

б) за нарушение трудовой дисциплины (рабочие)

2

3

4

Списочная численность на конец отчетного периода

1340

1352

5

Среднесписочная численность рабочих за год

1332

1338

6

Коэффициент текучести кадров, %

10,0

10,6

7

Коэффициент оборота по приему, %

15,4

14,3

8

Коэффициент оборота по выбытию, %

14,9

13,4

9

Коэффициент общего оборота кадров, %

30,3

27,7

10

Коэффициент замещения кадров, %

-0,5

-0,9

11

Численность руководящего состава, специалистов и

214

222

служащих

Из них:

- с высшим образованием

145

154

- со среднеспециальным образованием

45

51

- практики

20

17

12

Источники обеспечения кадрами:

Принято предприятием (самостоятельное

трудоустройство)

205

191

в том числе:

- после службы в РА

2

9

- после окончания ВУЗа

10

7

- после окончания колледжа

4

2

- после окончания ПТУ

6

1

- после работы в других организациях

183

172

Наблюдается повышение текучести кадров, хотя сам коэффициент незначителен. В целом можно сказать, что предприятие имеет весьма квалифицированный состав работников.

Расчет производительности труда.

Производительность труда является важным критерием эффективности производства. Именно от роста производительности труда зависит объем выпускаемой продукции. На предприятии производительность труда является главным фактором снижения себестоимости продукции.

Производительность характеризует количество продукции, произведенной в единицу времени.

Вспомогательная таблица для расчета производительности труда.

Таблица 4.14.

Показатели

2002 год

2003год

ТП, тыс. руб.

518600

723700

Чппп

1304

1312

Пт,.руб. (стр.1/стр.2)

397,699

551,601

На предприятии наблюдается значительный рост производительности труда на одного работника ППП.


4.2.6. Формирование и использование фонда оплаты труда

Расход фонда оплаты труда (руб.)

Таблица 4.15.

Категория

персонала

2001год

2002год

% к

пр.г.

2003год

% к

пр.г.

Промышленно-производственный

персонал

51822654

73037660

140,9

90856492

129,3

Непромышленный

персонал

1748758

720581

41,2

929982

142,2

Несписочный

персонал

281843 214461 76,1 224669 102,0

Всего по

предприятию

53859255

73972703

137,3

92011143

129,6

В 2001 году наблюдается снижение темпов прироста фонда оплаты труда непромышленного и несписочного персонала. Но в 2002 году наблюдается рост темпов прироста фондов оплаты труда по всем категориям работников.

Таблица 4.16.

Средний размер заработной платы.

Показатели

2001год

2002 год

пр. г.

2003 год

пр.г.

Среднемесячная

з/пл на одного

работающего всего

135,4

3408

4615

5717

123,9

в т.ч. ППП

3489

4668 133,8 5771 123,6

Произ-ть труда по товарной продукции 1-го работника ППП

308,7 397,7 128,8 551,6 138,9

Наблюдается устойчивый рост размера средней месячной заработной платы, приходящейся на одного работника, что говорит об устойчивом финансовом состоянии предприятия.


4.3. Анализ финансового состояния предприятия

Анализ финансового состояния необходим не только для того, чтобы знать, в каком положении находится предприятие в данный промежуток времени, но и для эффективного управления с целью обеспечения финансовой устойчивости предприятия, как в настоящем, так и в будущем.

Как известно, финансы предприятия выполняют следующие функции:

· образование доходов и фондов денежных средств;

· распределение доходов предприятия на средства, остающиеся в

собственности предприятия, и средства, перечисляемые в бюджеты;

· контроль за производством, распределением и использованием созданного продукта и чистого дохода.

Образование доходов и фондов денежных ресурсов предприятия – необходимое условие бесперебойного процесса производства. Осуществляя эту функцию, ОАО «БелАЦИ» создает финансовые ресурсы, необходимые для увеличения основных фондов и оборотных средств, производства и реализации продукции, образования фондов потребления и накопления.

Не секрет, что контрольная функция финансов состоит в проверке правильности расходования материальных, трудовых и денежных ресурсов в процессе производства и реализации продукции.

Рассмотрим теперь показатели, по которым ведется анализ финансового состояния предприятия.

4.3.1. Структурный анализ активов и пассивов

Структура активов (2002год).

Таблица 4.17.

Абсолютная величина, тыс. руб.

Удельный вес, %

Изменение (+/-)

нач. года

кон. года

нач. года

кон. года

абсол.

относит.

I. ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ

Нематериальные активы

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  691  692  693   ..