Масляный насос двухсекционный, шестеренчатый. Верхняя секция его подает
масло в систему смазки двигателя, а нижняя — в воздушно-масляный
радиатор автомобиля ЗИЛ-130.
В корпусе 6 верхней секции насоса (рис. 58) установлен вал 5, на верхнем
конце которого имеется паз. На этот конец вала надета центрирующая
втулка 4, повышающая жесткость верхней части вала. В паз входит перо
промежуточного вала привода насоса.
На валу 5 на сегментных шпонках установлены ведущие прямозубые шестерни
7 и 10 соответственно верхней и нижней секций насоса. Ведомая шестерня
14 верхней секции сидит на оси.
Верхняя секция отделяется от нижней промежуточной крышкой 13, в которой
размещен редукционный клапан 3. Его плунжер поджимается цилиндрической
пружиной. Клапан отрегулирован на давление 2,75—3 кгс/см2. При давлении
ниже 2,75 кгс/см2 плунжер клапана упирается торцовой поверхностью в
расточку крышки. По мере возрастания давления плунжер клапана
перемещается по направляющей и при давлении 2,75—
3,0 кгс/см2 кромка плунжера открывает отверстие, через которое масло из
линии нагнетания перепускается в линию всасывания.
Плунжер клапана под действием периодических
импульсов давления, создаваемых зубчатым зацеплением, может колебаться с
частотой
На некоторых режимах частота этих колебаний может
совпадать с собственной частотой колебаний плунжера на пружине. Резонанс
в этой системе сопровождается резким увеличением амплитуды колебаний
плунжера, что иногда может быть причиной поломки его пружины.
Исследование колебаний плунжера редукционного клапана масляного насоса
двигателя ЗИЛ-130 показало, что частота собственных колебаний плунжера
значительно меньше частоты возбуждающих колебаний, а амплитуда колебаний
его невелика (максимальная амплитуда не превышает 0,75 мм при частоте 70
Гц, рис. 59). Колебания исследованы с помощью специального
малогабаритного дифференциального индуктивного датчика перемещений с
сер-дечником из карбонильного железа, связанного с плунжером клапана.
Датчик питался переменным током (частота 8 кГц).
Рис. 58. Масляный насос:
1 — корпус нижней секции; 2 — перепускной клапан; 3 — редукционный
клапан; 4 — центрирующая втулка; 5 — вал масляного насоса; 6 — корпус
верхней секции; 7 — ведущая шестерня верхней секции; 8 — пружинное
кольцо; 9 — штифт; 10 — ведущая шестерня нижней секции; 11 — ведомая
шестерня нижней секции; 12 — прокладки: 13 — промежуточная крышка; 14 —
ведомая шестерня верхней секции
Характеристики верхней секции масляного насоса по противодавлению
показаны на рис. 60. В рабочем диапазоне давлений насос имеет достаточно
высокие объемный и гидравлический к. п. д. Гидравлический к. п. д. при
давлении до 3,5 кгс/см2 в рабочем диапазоне частоты вращения колеблется
от 0,82 до 0,87. Полный к. п. д. этой секции насоса при давлении 3,5
кгс/см2 находится в пределах 0,6—0,7.
Подача нижней секции насоса составляет примерно 40% подачи верхней
секции.
В корпусе нижней секции расположен шариковый редукционный клапан с
цилиндрической пружиной.
Давление, при котором открывается этот клапан, равно 1,2 кгс/см2, что
предохраняет воздушно-масляный радиатор от разрушения при пуске
двигателя на холодном масле.
На подачу масляного насоса влияет осевой зазор между торцами шестерен и
корпусом насоса, равный 0,05—0,09 мм. Этот зазор создается с помощью
тонких бумажных прокладок, устанавливаемых между каждым корпусом и
промежуточной крышкой. В случае увеличения торцового зазора свыше 0,2 мм
резко ухудшается гидравлический к. п. д. насоса. Так, при давлении
2,0 кгс/см2 в случае увеличения зазора с 0,2 до 0,3 мм гидравлический к.
п. д. уменьшается с 0,72—0,73 до 0,56—0,60, а при за-зоре 0,4 мм этот к.
п. д. равен всего 0,25—0,35 (при частоте вращения вала насоса 250—500
об/мин). Изменение радиального зазора в меньшей степени влияет на
гидравлический к. п. д. насоса.
Некоторые параметры масляного насоса двигателя ЗИЛ-130 приведены в табл.
18.