Испытания автомобилей, проводимые заводом по принятым программам и
методикам в разных условиях, необходимы для правильной сравнительной
оценки испытуемых автомобилей, но не всегда дают полное представление о
долговечности автомобиля и его отдельных узлов, так как эти испытания не
могут охватить все разнообразие условий, встречающихся в эксплуатации.
Эксплуатационные испытания автомобилей в автомобильных хозяйствах,
расположенных в районах с различными климатическими, дорожными и прочими
условиями, дополняют заводские испытания. Для этой цели заводом было
подобрано несколько десятков автомобильных хозяйств, в которых работа
ведется по следующим направлениям:
— оценка долговечности опытных узлов и деталей, находящихся на
подготовке производства;
— выявление фактической долговечности автомобилей ЗИЛ-130 и их
модификаций и оценка эффективности мероприятий, направленных на
увеличение наработки деталей и узлов автомобиля;
— проверка мероприятий по снижению трудоемкости технического
обслуживания автомобиля ЗИЛ-130 и его модификаций.
Количество одновременно испытываемых в каждом хозяйстве автомобилей
выбирали так, чтобы охватить характерные для этого хозяйства дорожные
условия, грузы и режимы использования автомобилей.
Количество опытных узлов и деталей, находящихся на испытаниях в
эксплуатации, очень велико. Например, в период, когда
завод проводил работу по повышению ресурса
автомобиля ЗИЛ-130 до 200 тыс. км, в автохозяйствах испытывалось около
100 опытных узлов, агрегатов п различных деталей.
Наблюдения за работой серийных автомобилей в эксплуатации помогли заводу
своевременно обратить внимание на детали, долговечность которых в начале
их производства снижала общий ресурс автомобилей. Заводом были приняты
меры для устранения замеченных недостатков. Повторная проверка выявила
эффективность этих мер.
Эксплуатационные испытания и анализ результатов наблюдений дают
возможность выявлять слабые места в конструкции автомобиля и определять
фактическую долговечность узлов, деталей и автомобилей в целом; при этом
также определяются затраты на ремонт и техническое обслуживание,
выявляется номенклатура запасных деталей, устанавливают их требуемое
количество.