Шумовая характеристика автомобиля является важнейшим критерием его
конструктивного совершенства, точности изготовления отдельных деталей и
качества сборки основных узлов и агрегатов. В автомобиле доминирует шум,
возникающий в системах впуска и выпуска двигателя и так называемые
структурные шумы, образующиеся из-за вибраций двигателя, карданных
валов, коробки передач, ведущих мостов, кабины, кузова, колес и шин.
Результаты исследовательских и экспериментальных работ показали, что в
большинстве случаев уровни внешнего и внутреннего шума автомобиля
зависят от: эффективности глушителя шума, примененного в системе выпуска
двигателя; степени заглушения шума, возникающего в системе впуска
двигателя; точности изготовления вращающихся деталей и степени
сбалансированности двигателя, карданных валов, колес и шин; правильности
подбора упругих характеристик амортизаторов подвески силового агрегата и
резиновых элементов промежуточной опоры карданных валов; степени вибро-
и звукоизоляции кабины автомобиля; качества изготовления зубчатых колес
коробок передач и ведущих мостов автомобиля.
Автомобиль может иметь невысокий уровень шума лишь в том случае, если
при обосновании выбора конструкции его отдельных узлов и агрегатов не
пренебрегают требованиями, ограничивающими их уровень шума.
УРОВНИ ВНЕШНЕГО И ВНУТРЕННЕГО ШУМА ПЕРВЫХ ОБРАЗЦОВ АВТОМОБИЛЯ ЗИЛ-130
Измерения внешнего и внутреннего шума автомобилей ЗИЛ-130 производились
на всех этапах их испытаний. Замерялись уровни и спектры шума при
движении автомобиля на различных передачах с установившейся скоростью и
на режимах разгона, с полной нагрузкой и без груза.
Для измерений шума и вибрации автомобилей и их агрегатов применялась
следующая аппаратура: шумомеры типа 2203 и
1400D, измерители уровней и анализаторы типа 2112 и 2107,
октавные фильтры типа 1613, анализаторы с
постоянной относительной полосой пропускания типа 1401D и 1401DX,
виброметры типа 1433В и 1402С.
При измерениях уровней внешнего шума микрофон устанавливали на
расстоянии 7,5 м от осевой линии движения автомобиля на высоте 1,2 м от
земли. В кабине автомобиля измерительный микрофон размещали в середине,
на уровне головы водителя.
Измерения показали, что при движении автомобиля ЗИЛ-130 по
асфальтобетонному шоссе на прямой передаче со скоростями до 75 км/ч
уровни внешнего шума могут достигать 85 дБ (А).
При более высоких скоростях движения, а также при
движении автомобиля на низших передачах уровень шума повышается примерно
на 2 дБ (А). Зависимость уровня шума от скорости движения автомобиля
ЗИЛ-130 с нагрузкой 5 тс показана на рис. 139.
Уровнн шума в кабине автомобиля ЗИЛ-130 не превышают 85 дБ (А). При
движении автомобиля на третьей, четвертой и пятой передачах увеличение
скорости на каждые 10 км/ч вызывает повышение уровня шума примерно на 5
дБ (А).
Во время испытаний автомобилей ЗИЛ-130 были отмечены три группы
источников шума. Источники первой группы (коробка передач и двигатель)
ослаблялись путем повышения точности изготовления отдельных деталей и
качества сборки этих агрегатов. Для ослабления источников шума второй
группы (например, насоса гидроусилителя рулевого управления) необходимо
было внести некоторые изменения в конструкцию соответствующих агрегатов.
Чтобы ослабить источники шума третьей группы (система впуска компрессора
и карданные валы), необходимо было провести экспериментальные работы и
внести некоторые изменения в конструкцию указанных узлов.