С целью использования поворотных кулаков ЗИЛ-130 на грузовых автомобилях
ЗИЛ-164А первоначально на новых автомобилях устанавливали рычаги, у
которых размеры посадочного конуса были такие же, как и у рычагов
автомобиля ЗИЛ-164А. Однако при дорожных испытаниях и эксплуатации в
особо тяжелых дорожных условиях в отдельных случаях рычаги ломались.
Исследование нагруженности рулевого привода показало, что гидроусилитель
рулевого механизма и высокие скорости движения автомобиля ЗИЛ-130
создают значительные нагрузки на детали привода при эксплуатации.
Поэтому у рычагов поворотного кулака был увеличен диаметр сечения
заделки. Кривые усталости рычагов до и после усиления при испытании их в
симметричном цикле нагружения приведены на рис. 66. Увеличение диаметра
конусной части в сечении заделки с 35 до 41 мм привело к повышению
предела выносливости приблизительно в 1,4 раза. Расчет по накопленному
усталостному повреждению с учетом полученных кривых усталости и
распределения эксплуатационных нагрузок, пересчитанного на 100 тыс. км
пробега (рис. 66), показал, что долговечность усиленных рычагов возросла
более чем в 6 раз. Это было подтверждено последующими программными
испытаниями рычагов обоих размеров, результаты
которых показали также, что эксплуатационная долговечность усиленных
поворотных рычагов достаточна. Разрушения их в эксплуатации не
отмечались.
Расчетные напряжения в поворотных рычагах от
действия максимального расчетного момента на валу сошки приведены в
табл. 60.
60.
Расчетные напряжения в рычагах поворотного кулака
Рычаг поворотного
кулака
Наибольший диаметр
рычага в
сечении
заделкн
в мм
Напряжение изгиба
в КГС/СМ2
Напряжение кручения
в кгс/см2
До усиления:
нижнии
35,25
7150
250
верхний
35,25
6300
326
После усиления:
нижний
.......
41,25
4350
0
верхний
41,25
4000
204
Поперечная рулевая тяга
Опыт эксплуатации шарниров поперечных рулевых тяг с эксцентричными
боковыми вкладышами, применявшихся на ранее выпускавшихся автомобилях
ЗИЛ, показал, что в шарнирах такой конструкции часто ломаются пружины и
быстро появляется повышенный зазор. Поэтому для автомобиля ЗИЛ-130 был
раз-работай шарнир, обладающий значительно большей надежностью.
В связи с тем что шаровой палец, устанавливавшийся в шарниры старой
конструкции, обладает достаточной усталостной и статической прочностью,
он был применен на автомобиле ЗИЛ-130. Предел выносливости этого
шарового пальца в среднем в 1,5 раза выше, чем у остальных деталей
рулевого привода автомобиля ЗИЛ-130. Благодаря использованию единого
шарового пальца удалось обеспечить взаимозаменяемость шарниров новой и
старой конструкций.
Ниже приведены результаты расчета деталей поперечной рулевой тяги при
действии максимального расчетного момента на валу сошки:
Напряжения шарового пальца в сечении наибольшего диаметра в заделке в
кгс/см2: