Двигатель ЗИЛ-130 — V-образный, восьмицилиндровый, четырехтактный,
карбюраторный, с жидкостным охлаждением. Подвеска двигателя, его
продольный и поперечный разрезы показаны на рис. 9—11.
Блок цилиндров двигателя — чугунный, со вставными мокрыми гильзами из
серого чугуна, с кислотоупорной вставкой в верхней части. Для уплотнения
верхней части гильзы бурт гильзы зажат между блоком н головкой блока с
асбостальной прокладкой, нижняя часть уплотнена двумя резиновыми
кольцами.
Головки блока цилиндров — из алюминиевого сплава, со вставными седлами и
направляющими клапанов. Между блоком и головками установлены прокладки
из асбостального полотна. Каждая головка блока прикреплена к блоку
цилиндров семнадцатью болтами. Отверстия в блоке цилиндров под болты
цекуются. Следует помнить, что четыре болта крепления оси коромысел
являются также и болтами крепления головки блока цилиндров и входят в
указанные выше семнадцать болтов.
Болты крепления головок к блоку необходимо затягивать специальным
динамометрическим ключом, позволяющим контролировать момент затяжки, так
как алюминиевая головка блока при нагреве увеличивается в высоту больше,
чем стальные болты, крепящие ее. При прогреве двигателя затяжка головок
блока увеличивается, при охлаждении — уменьшается, поэтому болты
крепления головок должны быть затянуты на холодном двигателе. Момент
затяжки должен составлять 90—110 Н • м (9—11 кгс • м), причем при
температуре двигателя около 0° С момент затяжки болтов должен быть ближе
к нижнему пределу 90 Н • м (9 кгс • м), а при температуре от + 20 до +
25° С — ближе к верхнему пределу 110 Н • м (11 кгс • м). Запрещается
подтягивать болты крепления головок блока цилиндров при температуре
двигателя ниже 0° С. В этом случае следует предварительно прогреть
двигатель, а затем подтягивать болты.
Одновременно с подтягиванием болтов крепления головок блока необходимо
подтягивать болты крепления выпускных газопроводов. После подтягивания
болтов крепления головок блока цилиндров необходимо проверить и, если
нужно, отрегулировать зазоры в клапанном механизме.
Для обеспечения полного прилегания плоскостей головок к блоку надо
соблюдать порядок затяжки болтов, указанный на рис. 12. Затягивать болты
головок блока цилиндров надо равномерно в два приема. Сначала затянуть
все болты, а затем дополнительно болты /, 2, 3, 4 и
5, При смене прокладок надо очистить от отложений все водяные отверстия
в головках блока и блоке цилиндров, а также камеры сгорания. Прокладку
крышки головки цилиндров следует устанавливать рифленой поверхностью к
крышке головки цилиндров. Гайки крепления крышки головки нужно
затягивать равномерно; момент затяжки должен быть равен 5—6 Н • м
(0,5—0,6 кгс • м).
Поршни выполнены из алюминиевого сплава и покрыты оловом. Окончательно
поршень подбирают к гильзе, проверяя усилие, необходимое для
протаскивания ленты-щупа толщиной 0,08 мм, шириной 10 мм и длиной 200 мм
между стенкой цилиндра и поршнем, перевернутым и утопленным в цилиндр.
Усилие на щупе должно быть в пределах 20—35 Н (2,0—3,5 кгс).