ПРАВИЛА ЭКСПЛУАТАЦИИ РУЛЕВОГО УПРАВЛЕНИЯ
АВТОМОБИЛЯ ЗИЛ-133
Главным условием безотказной и долговечной работы рулевого управления
является содержание в чистоте его гидравлической системы. Для
гидроусилителя руля применяют только чистое отфильтрованное масло,
которое заливается через воронку с двойной сеткой, и заливной фильтр,
установленный в бачке насоса. Применение загрязненного масла вызывает
быстрый износ насоса и гидроусилителя.
Система гидроусилителя руля заправляется на заводе-изго-товителе
всесезонным маслом для гидросистем автомобилей марки Р (ТУ
38-1011792—71). Это масло имеет низкую температуру застывания и содержит
противоизносную, анти-окислительную и другие присадки, улучшающие его
качество. При эксплуатации системы гидроусилителя руля, заправленной
маслом Р, оно только доливается при необходимости в бачок насоса. Смена
масла производится только при ремонте агрегатов системы гидроусилителя
руля.
При отсутствии масла Р допускается доливать масла, рекомендуемые
заводом-изготовителем как заменители. Однако долговечность насоса и
рулевого механизма при этом снижается. При доливке масла-заменителя
смену масла производят 2 раза в год (осенью и весной).
Правила доливки и смены масла, а также марки масел-заменителей приведены
в разделе «Техническое обслуживание рулевого управления».
При отказе гидроусилителя из-за повреждения насоса или собственно
гидроусилителя, разрушения шланга или ремня привода насоса пользоваться
рулевым механизмом можно только кратковременно, до устранения
неисправности.
Длительная работа на автомобиле с неработающим гидроусилителем приводит
к быстрому износу рулевого механизма или его поломке, так как при этом
чрезмерно нагружаются упорные шарикоподшипники, винт рулевого управления
и другие детали узла шариковой гайки. Ускоряется также износ карданного
вала и колонки рулевого управления.
По этой же причине не допускается длительная буксировка автомобиля с
неработающим двигателем без вывешивания его переднего моста.
Запрещается останавливать двигатель до полной остановки автомобиля, а
также двигаться с неработающим двигателем на спусках или
накатом по горизонтальному участку пути. В этих
случаях насос гидроусилителя руля перестает работать и усилие на рулевом
колесе и на деталях рулевого механизма резко возрастает.
При маневрировании и выходе из глубокой колеи при движении по плохим
проселочным дорогам запрещается длительно удерживать рулевое колесо
повернутым до упора в ту или другую сторону. В этом случае насос
работает на предохранительный клапан, что вызывает быстрый нагрев масла
и может привести к выходу насоса из строя.
Для продолжения движения в случае выхода из строя шлангов гидроусилителя
соединяют нагнетательное отверстие насоса с возвратным патрубком на
бачке насоса, закрывают нагнетательное и возвратное отверстия рулевого
механизма деревянными пробками или другим способом, обеспечивающим
защиту от попадания грязи или инородных тел, и доливают масло, как
указано в разделе «Техническое обслуживание рулевого управления»
(допускается заливка масла, применяемого для двигателя, с заменой его
после возвращения в парк). При таком движении двигатель должен работать
с возможно малой частотой вращения коленчатого вала; наблюдают за
температурой масла в бачке насоса и при его чрезмерном нагреве
останавливают автомобиль для того, чтобы масло остыло.