Насос гидроусилителя двигателя автомобиля ЗИЛ-133

  Главная      Автомобили - ЗИЛ     Автомобили семейства ЗИЛ-133 (-133Г1, -133Г2, -133ГЯ и -133ВЯ) (Митрофанов В.П.) - 1983 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..   150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  ..

 

 

Насос гидроусилителя двигателя автомобиля ЗИЛ-133



Насос гидроусилителя — узел, который совмещает в себе собственно насос, бачок для масла, клапаны и фильтры

и устанавливается на двигателе. На карбюраторный и дизельный двигатель устанавливаются насосы одного типа, но различной конструкции. Их детали и насосы в целом невзаимозаменяемы. Оба насоса лопастного типа, двойного действия, т.е. за один оборот вала совершаются два полных цикла всасывания и нагнетания.

На карбюраторный двигатель устанавливается насос правого вращения 130-3407200-А (рис. 10.5). Он приводится в действие клиновым ремнем от шкива коленчатого вала. Натяжение ремня производится путем сдвига крепящегося к левой головке блока цилиндров штампованного кронштейна насоса.

Шкив 31 насоса закреплен на валу 26 разрезной конической втулкой 32, шпонкой и гайкой. Вал насоса вращается в шариковом подшипнике 28 с заложенной в него на весь срок службы смазкой и в игольчатом подшипнике 25, расположенных в чугунном корпусе 29. Подшипник 28 фиксируется в корпусе стопорным кольцом 30. Между наружным кольцом подшипника и уплотнительной манжетой 27 устанавливается проставка 33.

Вал насоса через шлицы вращает ротор 23, имеющий 10 пазов, в которые вставлены лопасти 14. Ротор установлен внутри статора 24, рабочая поверхность которого имеет овальную форму. Она образована двумя противоположными участками большого и двумя малого радиусов. Участки постоянного радиуса сопрягаются переходными кривыми. При вращении ротора центробежная сила и давление масла прижимают лопасти к внутренней поверхности статора. Рабочие полости насоса между лопастями с боков замыкаются торцевыми поверхностями корпуса 29 и распределительного диска 22, который прижимается к статору давлением масла и усилием пружины 18 перепускного клапана
 

 

 

 

 

Рис. 10.5. Насос гидроусилителя рулевого управления автомобиля ЗИЛ-133Г2

 

 

 

На тех криволинейных участках статора, где лопасти движутся в пазах ротора от центра, происходит всасывание. При этом масло подводится в рабочие полости со стороны торца корпуса и со стороны распределительного диска. На тех криволинейных участках статора, где лопасти движутся к центру, масло выжимается через окна в распределительном диске во внутреннюю полость крышки 21 насоса. На участках нагнетания с нею же соединяются полости под лопастями, чем предотвращается запирание масла в них.

Уплотнение рабочих полостей насоса происходит за счет того, что при сборке обеспечиваются малые осевые зазоры между неподвижными и вращающимися рабочими деталями насоса. Деформация распределительного диска при возрастании давления масла уменьшает осевые зазоры и компенсирует в определенной степени снижение производительности насоса.

Для повышения срока службы насоса и предотвращения задиров торца корпуса на нем имеется кольцевая канавка; давление масла в ней уменьшает усилие, с которым ротор прижимается к корпусу. В насосах, выпускаемых с конца 1977 г., на торце насоса вместо кольцевой канавки имеются два углубления. В новой конструкции снижается давление масла в полостях под лопастями в зонах всасывания, что уменьшает изнашивание внутренней поверхности статора и лопастей. Детали насосов старой и новой конструкции взаимозаменяемы.

На насосе установлен бачок 8 для масла, закрывающийся крышкой 4, которая крепится гайкой-барашком 2. Под гайкой-барашком находятся шайба 3 и резиновое кольцо 1, которое вместе с резиновой прокладкой 7 уплотняет внутреннюю полость бачка. В крышку бачка ввернут сапун 5 для ограничения давления внутри бачка.

Все масло, возвращающееся по патрубку 11 из гидроусилителя в насос, проходит через сетчатый фильтр 36, расположенный внутри бачка. На случай засорения фильтра предусмотрен перепускной клапан 9 с пружиной 10. Кроме того, в бачке установлен сетчатый заливной фильтр 6.

Насос имеет два клапана, расположенных в крышке 21 насоса. Предохранительный клапан 15, помещенный внутри перепускного клапана 19 и прижимаемый к седлу 16 пружиной 20, ограничивает давление масла в системе, открываясь при давлении 65—75 кгс/см2. Это давление регулируется подбором толщины комплекта прокладок 17. Перепускной клапан ограничивает количество масла, подаваемого насосом к гидроусилителю при повышении частоты вращения коленчатого вала двигателя.

Гнездо перепускного клапана соединено с одной стороны с полостью нагнетания в крышке насоса, а с другой — с линией нагнетания системы гидроусилителя, которая, в свою очередь, соединена с полостью нагнетания насоса калиброванным отверстием. С увеличением подачи масла в систему гидроусилителя в результате увеличения частоты вращения коленчатого вала двигателя разность давлений в полости нагнетания насоса н в линии нагнетания системы повышается за счет сопротивления калиброванного отверстия. Увеличивается разность давлений на торцах перепускного клапана. При определенной разности давлений усилие, стремящееся сдвинуть клапан вправо, возрастает настолько, что пружина 18 сжимается и клапан, перемещаясь, сообщает полость нагнетания с бачком. Таким образом, дальнейшее увеличение подачи масла почти прекращается.

При повышении давления в полости нагнетания до указанной выше величины шариковый клапан 15, открываясь, соединяет полость под перепускным клапаном с бачком. Перепускной клапан сдвигается и открывает проход в бачок основной части перепускаемого масла.

Для предотвращения шума и повышенного износа при большой частоте вращения коленчатого вала масло, которое перепускается клапаном 19, принудительно направляется в полость корпуса насоса и в каналы всасывания. Для этого служит коллектор 13, обеспечивающий некоторое повышение давления во всасывающей полости корпуса.

Стыки статора, корпуса и крышки насоса уплотняются резиновыми кольцами круглого сечения 12, а бачка — резиновыми прокладками 34. Место крепления коллектора 13 уплотняется прокладкой 35.

На дизельный двигатель устанавливается насос левого вращения 5320-3407200 (рис. 10.6). Насос имеет фланцевое крепление и размещен в развале блока цилиндров; приводится шестерней 1 от шестерен привода распределительного вала. Между подшипником 2 и уплотнительной манжетой устанавливается маслоотгонное кольцо 3.

Для увеличения ресурса насоса в бачке установлен улучшенный фильтр, состоящий из собранных на трубке 10 десяти чечевицеобразных сетчатых (с каркасом) фильтрующих элементов 9 с сеткой повышенной тонкости фильтрации, прижатых вместе к уплотнительной манжете 11 пружиной 8. Рабочая площадь фильтра в несколько раз превосходит площадь сетчатого фильтра насоса автомобиля ЗИЛ-130. В случае засорения фильтра давление масла поднимает фильтрующие элементы, сжимая пружину 8, и масло проходит между уплотнительной манжетой и нижним фильтрующим элементом.

В крышке бачка имеется маслозаливная горловина с заливочным фильтром 6. Крышка 5 маслозаливной горловины с зам-ком байонетного типа снабжена щупом 7 для контроля уровня масла.

В связи с тем что насос 5320-3407200 предназначен для системы рулевого управления автомобилей КамАЗ, имеющей ряд отличий по сравнению с системой рулевого управления автомобилей ЗИЛ, его предохранительный клапан отрегулирован на давление 85—90 кгс/см2, а перепускной клапан обеспечивает несколько большую производительность, чем у насоса 130-3407200-А.
 

 

 

 

Рис. 10.6. Насос гидроусилителя руля автомобилей с дизельным двигателем

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..   150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  ..