ВАЗ-21213 (Нива). Разборка и сборка коробки передач

  Главная      Автомобили - ВАЗ     ВАЗ-21213 (Нива вседорожник) - руководство по техническому обслуживанию и ремонту

 поиск по сайту           правообладателям

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  ..

 

 

ВАЗ-21213 (Нива). Разборка и сборка коробки передач

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Привод переключения передач

 

Привод переключения передач
 

 
1 – вилка включения III и IV передач;
2 – шток вилки включения I и II передач; 
3 – шток вилки включения III и IV передач;
4 – вилка включения I и II передач; 
5 – шток вилки включения V передачи и заднего хода; 
6 – блокировочные сухари; 
7 – крышка фиксаторов; 
8 – пружина фиксаторов; 
9 – шарик фиксаторов; 
10 – вилка включения V передачи и заднего хода;
11 – головка штока вилки включения V передачи и заднего хода; 
 
12 – блок шестерен V передачи и заднего хода; 
13 – ось промежуточной шестерни заднего хода; 
14 – промежуточная шестерня заднего хода; 
15 – шайба направляющей пластины;
16 – направляющая пластина; 
17 – корпус рычага переключения передач; 
18 – шаровая опора; 
19 – сферическая шайба;
20 – пружина; 
21 – упорная шайба; 
22 – стопорное кольцо 

 

Детали первичного вала

 

Детали первичного вала
 
1 – стопорное кольцо;
2 – пружинная шайба; 
3 – подшипник; 
4 – первичный вал; 
 
5 – пружина синхронизатора;
6 – блокирующее кольцо синхронизатора; 
7 – стопорное кольцо;
8 – подшипник 
 
Детали вторичного вала

 

Детали вторичного вала
 
1 – стопорное кольцо; 
2 – пружинная шайба; 
3 – ступица синхронизатора; 
4 – муфта синхронизатора; 
5 – блокирующее кольцо; 
6 – пружина синхронизатора;
7 – шайба; 
8 – шестерня III передачи; 
9 – вторичный вал; 
10 – шестерня II передачи; 
11 – шестерня I передачи; 
12 – втулка шестерни; 
13 – подшипник; 
14 – шпонка; 
 
15 – шестерня заднего хода; 
16 – пружинная шайба; 
17 – шестерня V передачи; 
18 – маслоотражательная шайба; 
19 – распорная втулка; 
20 – задний подшипник вторичного вала; 
21 – сальник; 
22 – фланец эластичной муфты; 
23 – стопорная шайба; 
24 – гайка; 
25 – пружина уплотнителя; 
26 – уплотнитель; 
27 – центрирующее кольцо 
 

Детали рычага и механизма выбора передач

 

Детали рычага и механизма выбора передач
 

 
1 – рычаг переключения передач; 
2 – прокладка; 
3 – шаровая опора; 
4 – сферическая шайба; 
5 – пружина; 
6 – кольцо; 
7 – стопорное кольцо; 
8 – фланец; 
9 – манжета; 
10 – защитный чехол; 
11 – рукоятка; 
12 – стержень рычага; 
 
13 – упорная подушка; 
14 – упругая втулка; 
15 – дистанционная втулка; 
16 – запорная втулка; 
17 – корпус рычага переключения передач;
18 – уплотнительное кольцо; 
19 – шайба направляющей пластины; 
20 – направляющая планка; 
21 – пружина; 
22 – направляющая пластина; 
23 – блокировочная пластина заднего хода 
 

Механизм выбора передач

 

Механизм выбора передач
 
1 – шайба направляющей пластины; 
2 – направляющая пластина; 
3 – корпус рычага переключения передач; 
4 – шаровая опора; 
5 – сферическая шайба;
6 – пружина; 
7, 8 – стопорные кольца;
9 – рычаг переключения передач; 
 
10 – защитный чехол; 
11 – фланец; 
12 – блокировочная пластина заднего хода; 
13 – пружина; 
14 – направляющая планка; 
15 – уплотнительное кольцо; 
А – риска 

 

Разборка

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

1. Промойте коробку передач и установите ее на стенде. Слейте масло и снимите нижнюю крышку с прокладкой. 
2. Снимите вилку привода выключения сцепления, а с направляющей втулки передней крышки коробки передач – муфту в сборе с подшипником и соединительной пружиной. 
 

Механизм выбора передач
3. Снимите картер сцепления с прокладкой и передней крышкой коробки передач вместе с сальником и пружинной шайбой (красными стрелками указаны гайки крепления картера сцепления к коробке передач, белой стрелкой – отверстие в передней крышке для выпуска масла из картера коробки передач), чтобы не происходило замасливания дисков сцепления.

4. Выверните выключатель фонаря заднего хода, соблюдая осторожность, чтобы не деформировать его корпус.
5. Выверните болт крепления вилки переключения III и IV передач. Установите на первичный вал фиксатор 41.7816.4068 или одновременно включите две передачи. Это предотвратит проворачивание первичного, вторичного и промежуточного валов и позволит выполнить последующие операции по разборке. 
 

Механизм выбора передач
6. Снимите стопорное кольцо с конца вторичного вала коробки передач.

 

Механизм выбора передач
7. Разогнув стопорную шайбу, отверните гайку на несколько оборотов, чтобы сдвинуть центрирующее кольцо эластичной муфты, и снова заверните гайку. Выталкивателем А.40006/1 со съемником А.40005/4 снимите с конца вторичного вала центрирующее кольцо эластичной муфты карданного вала.

 

Механизм выбора передач
8. Снимите с конца вторичного вала уплотнитель центрирующего кольца эластичной муфты с пружиной, отверните гайку 4 и съемником А.40005/3/9В/9С 2 снимите фланец эластичной муфты 1 (3 – планка съемника).

 

Механизм выбора передач
9. Прежде чем снимать заднюю крышку, установите рычаг переключения передач в нейтральное положение, отверните гайки крепления механизма выбора передач и снимите рычаг переключения передач в сборе с механизмом выбора. Одна из гаек крепления крышки отвертывается изнутри картера коробки передач при снятой нижней крышке. При снятии задней крышки ее необходимо подавать не только назад, но и поворачивать, чтобы исключить ее задевание за блок шестерен заднего хода и пятой передачи.

10. Снимите с вторичного вала внутреннего кольца заднего подшипника 43 распорную втулку 44 подшипника (см. рис. Коробка передач).
 

Механизм выбора передач
11. Ослабьте болты крепления крышки 5, отверните болты 2 и 4 крепления блока шестерен и вилки включения пятой передачи и заднего хода. (1 – промежуточная шестерня заднего хода, 3 – шток вилки)

12. Снимите маслоотражательную шайбу 45 (см. рис. Коробка передач).
 

Механизм выбора передач
13. Снимите втулку 1 шестерни пятой передачи.

 

Механизм выбора передач
14. Выньте шток 1 из вилки 2. При этом со штока снимается дистанционная втулка 3. Затем снимите со шлиц промежуточного вала блок шестерен 4.

 

Механизм выбора передач
15. Снимите одновременно промежуточную шестерню 1 заднего хода с оси, шестерню 3 в сборе с муфтой 2 и вилкой 4 с вторичного вала

 

Механизм выбора передач
16. С помощью фигурных оправок (типа отверток) снимите со шпонки ступицу 4 синхронизатора пятой передачи и ведомую шестерню 2 (1 – промежуточный вал синхронизатора V передачи, 3 – ось промежуточной шестерни заднего хода; 5 – вторичный вал, 6 – шток вилки включения I и II передач, 7 – шток вилки включения III и IV).

17. С помощью фигурных оправок (типа отверток) и стержневых выколоток выньте из картера коробки передач передний и задний подшипники промежуточного вала. На внутренних кольцах двухрядного подшипника нанесите метки, по которым эти кольца устанавливайте на прежние места в наружном кольце подшипника. 
 

Механизм выбора передач
18. Выньте из картера коробки передач промежуточный вал, наклоняя его.

19. Выньте из картера коробки передач поочередно штоки вилок переключения I, II, III и IV передач, предварительно отвернув болты крепления вилок. Вынимая штоки, одновременно удалите три блокировочных сухаря 6 (см. рис. Привод переключения передач). 
 

Механизм выбора передач
20. Снимите стопорную пластину промежуточного подшипника вторичного вала. Отверните гайку крепления оси промежуточной шестерни заднего хода и снимите ее (стрелкой показано направление ударного хода обоймы отвертки при ударе молотком).

 

Механизм выбора передач
21. С помощью оправок (типа отверток) выньте первичный вал вместе с подшипником и кольцом синхронизатора и снимите игольчатый подшипник с переднего конца вторичного вала.

 

Механизм выбора передач
22. Выбейте из промежуточного подшипника вторичный вал, выньте промежуточный подшипник и, наклонив, извлеките из картера вторичный вал в сборе с шестернями, муфтами и кольцами синхронизаторов. Снимите с вала муфту синхронизатора III и IV передач.

23. Разберите первичный вал (см. рис. Детали первичного вала): 

– снимите стопорное кольцо 7, блокирующее кольцо 6 и пружину 5 синхронизатора; 
– установите вал на пресс и, сжав оправкой 41.7816.4069 пружинную шайбу 2, снимите стопорное кольцо 1, а затем пружинную шайбу и подшипник 3. 
24. Разберите вторичный вал (см. рис. Детали вторичного вала).Снимите с задней стороны вала шестерню 11 первой передачи с втулкой 12, ступицу 3 со скользящей муфтой 4 переключения I и II передач, шестерню 10 второй передачи вместе с блокирующим кольцом 5 синхронизатора.
 

Механизм выбора передач
25. Установите вторичный вал с оправкой 41.7816.4069 (1) на пресс, подложите под шестерню III передачи опорные полукольца 3 и, нажимая оправкой на пружинную шайбу, снимите стопорное кольцо 2, затем пружинную шайбу 4, ступицу скользящей муфты переключения III и IV передач и шестерню III передачи. При необходимости разберите рычаг и механизм выбора передач.

26. Снимите защитный чехол 10, стопорное и упорное кольца 6 и 7, пружину 5 и сферическую шайбу 4 с рычага переключения передач (см. рис. Детали рычага и механизма выбора передач). 
27. Отметьте визуально расположение деталей относительно риски (А), нанесенной на направляющей пластине, чтобы при сборке соединить детали в том же положении (см. рис. Механизм выбора передач).Отвернув гайки с болтов крепления, разъедините детали механизма выбора передач и снимите рычаг 9, его шаровую опору 4 и резиновые уплотнительные кольца 15. 

Сборка

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

1. Сборку коробки передач проводите в последовательности, обратной разборке.
2. Учтите, что ось промежуточной шестерни заднего хода крепится до установки валов в картер коробки передач моментом 78 Н·м (7,8 кгс·м). 
3. Перед установкой штока вилки включения пятой передачи и заднего хода в картер, установите на него дистанционную втулку. 
4. Внутреннее кольцо подшипника напрессовывается на блок шестерен пятой передачи и заднего хода, а наружное – в гнездо задней крышки. 
5. Задний подшипник вторичного вала напрессовывается на вал для облегчения установки задней крышки. 
 

Механизм выбора передач
6. Промежуточную шестерню заднего хода 1, шестерню 3 и вилку 4 устанавливайте одновременно (2 – муфта включения V передачи). При сборке рычага переключения передач покройте смазкой ЛСЦ-15 или Литол-24 шаровую головку или сферу шаровой опоры.

7. Болт крепления блока шестерен затягивайте моментом 78 Н·м (7,8 кгс·м).

 

8. При установке картера сцепления с передней крышкой коробки передач отверстие в передней крышке должно быть расположено так, как показано на рис. из п.3. 
9. Перед установкой рабочую поверхность сальников покройте смазкой Литол-24. 
10. При установке сальников и подшипников пользуйтесь следующими оправками 41.7853.4028, 41.7853.4032, 41.7853.4039. 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  ..