Коробка передач (рис. 40) конструкции ЯМЗ трехходовая, имеет пять
передач для движения вперед и одну заднего хода.
Крышка заднего подшипника промежуточного вала для разгрузки болтов
крепления картера сцепления использована в качестве дополнительной опоры
коробки передач. В зависимости от расстояния А между опорными
поверхностями крышки коробки передач и поперечины предусмотрена
установка регулировочных прокладок 1, 2, 3 и 4 (рис. 41) в количестве,
указанном в табл. 6.
При установке силового агрегата после демонтажа для обеспечения
правильной установ-
ки количество прокладок и их размещение должно быть
сохранено.
Первичный вал 1 вращается на двух шариковых подшипниках (см. рис. 40).
Один из них установлен в передней стенке картера, а другой — в маховике
двигателя. Промежуточный вал 39 установлен также на двух подшипниках.
Вторичный вал 29 передним концом опирается на игольчатый подшипник,
помещенный в гнез-
Таблица 6 де первичного вала. Задний конец вторичного вала опирается на
шариковый подшипник, расположенный в задней стенке картера коробки
передач.
Шариковые подшипники 2, 25, 38, помимо радиальных нагрузок, воспринимают
осевые нагрузки и удерживают соответствующие валы от продольных
перемещений.
Шестерни второй, третьей и пятой передач вторичного вала установлены на
игольчатых подшипниках, а шестерня первой передачи и заднего хода — на
шлицах вторичного вала. Все шестерни промежуточного вала, кроме шестерни
40, установлены на шпонках. Шестерня 40 так же, как и шестерня
первичного вала, выполнена заодно с валом. Все шестерни коробки передач,
кроме шестерен первой передачи, заднего хода и шестерни отбора мощности,
имеют спиральные зубья и находятся в постоянном зацеплении.
Для безударного включения второй, третьей, четвертой и пятой передач
имеются два синхронизатора 14 и 7 инерционного типа. Чтобы переключение
передач было легким и плавным, а бронзовые кольца синхронизаторов
преждевременно не изнашивались, необходимо правильно и своевременно
регулировать сцепление.
Механизм переключения передач находится в верхней крышке коробки
передач. Он состоит из предохранителя пружинного типа 34, который
предупреждает возможность случайного включения передачи заднего хода при
движении автомобиля вперед, и блокирующего замка, предупреждающего
возможность одновременного включения двух передач.
Смазывать коробку передач в соответствии с картой смазки. Уровень масла
должен совпадать с контрольным отверстием, расположенным с левой стороны
картера. Внутри картера имеется перегородка, поэтому сливать масло
обязательно через отверстия двух сливных пробок.
Размер А,
мм
Позиции иа рис. 41
и количество прокладок
1
2
3
4
35
1
4
36
1
—
1
4
37
3
1
—
1
38
2
1
1
2
39
1
2
—
3
40
3
2
1
—
41
2
3
—
1
42
1
3
1
2
43
2
4
—
—
44
2
4
1
—
45
1
5
1
Игольчатые подшипники 9, 13, 16, 20, 50 смазываются прину-дительно
масляным насосом 48, который приводится в действие от промежуточного
вала. Масло, нагнетаемое насосом через канал, выполненный в передней
стенке картера, поступает в канал в крышке заднего подшипника первичного
вала и далее через втулку шестерни первичного вала — в продольный канал
вторичного вала. Из этого канала через радиальные отверстия во вторичном
валу масло поступает к подшипникам.
При снятии и установке коробки передач надо
подвешивать ее или устанавливать под нее подпорки, чтобы избежать
перекоса и срыва заклепок ступицы ведомого диска сцепления.