КОРОБКА ПЕРЕДАЧ АВТОМОБИЛЯ МАЗ-525

  Главная      Автомобили - МАЗ     Сверхтяжёлые автомобили-самосвалы МАЗ-525 и МАЗ-530 (Смирнов М.В., Солонский А.С.) - 1960 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  ..

 

 

КОРОБКА ПЕРЕДАЧ АВТОМОБИЛЯ МАЗ-525

 

 

Устройство коробки передач автомобиля МАЗ-525



Коробка передач автомобиля МАЗ-525 четырехходовая, имеет пять передач вперед и одну назад (фиг. 38). Коробка выполнена в одном агрегате со сцеплением и крепится к кронштейнам рамы через резиновые амортизаторы.

Все шестерни коробки, кроме шестерен первой передачи, заднего хода и шестерни отбора мощности косозубые и находятся в постоянном зацеплении.

Первичный вал 1 коробки передач имеет две опоры. Передней его опорой служит шарикоподшипник, установленный в переднем ведущем диске сцепления. Задний конец первичного вала опирается на шарикоподшипник, установленный в стакане -картера коробки передач. Как одно целое с первичным валом изготовлена косозубая шестерня, находящаяся в постоянном зацеплении с шестерней промежуточного вала, и зубчатый венец для включения прямой передачи.

Вторичный вал 17 коробки вращается на четырех подшипниках. Пе-редний конец его опирается на роликоподшипник, помещенный в гнезде первичного вала. Второй опорой вала служит роликоподшипник, установленный в стен:ке картера за шестерней 13 первой передачи.

Задний конец вторичного вала опирается на двух конических роликоподшипниках, -воспринимающих осевые усилия. Подшипники установлены в стакане, закрепленном в задней крышке коробки.

На переднем шлицевом конце вторичного вала установлена каретка 8 с наружными зубьями, по которым скользит муфта 7, служащая для включения четвертой (прямой) и третьей передач. На вторичном валу свободно вращаются на втулках шестерни 9 третьей передачи,.

10 второй передачи и 13 первой передачи. Все они находятся в постоянном зацеплении с шестернями промежуточного вала и снабжены дополнительными венцами для .включения передач. Между шестернями пер-вой и второй передач на вторичном валу имеются эвольвентные шлицы, по-которым перемещается шестерня 24 заднего хода, служащая для включения первой и второй передач. На заднем шлицевом конце вторичного вала установлены ведущая шестерня спидометра и фланец для крепления карданного вала.

Промежуточный вал 25 коробки передач вращается на двух опорах. Передний его конец опирается на шарикоподшипник и цилиндрический роликоподшипник, установленные в стакане, закрепленном в передней' стенке коробки. Задний конец вторичного вала опирается на роликоподшипник, укрепленный в стенке картера коробки передач. Осевые усилия от шестерен воспринимаются шарикоподшипником. На вторичном валу на сегментных шпонках неподвижно закреплены шестерни 26 второй передачи, 27 третьей передачи, 28 заднего хода, шестерня 29 отбора мощности и шестерня, передающая вращение от первичного вала. Шестерня 22 первой передачи выполнена как одно целое с промежуточным валом.

Шестерни пятой передачи установлены в отдельной части картера между задней стенкой картера и задней крышкой коробки. На промежуточном валу ведущая шестерня 20 пятой передачи свободно вращается на втулке. Она находится в постоянном зацеплении с ведомой шестерней, посаженной на заднем шлицевом конце вторичного вала. Для включения пятой передачи служит каретка 18. Каретка посажена на задний шлицевой конец промежуточного вала 25. От осевого перемещения каретка удерживается фланцем, прикрепленным с помощью болта к промежуточному валу.

Шестерни заднего хода (фит. 39) установлены на неподвижной оси 5, закрепленной в картере 1 коробки перемены передач. От проворачивания ось удерживается пластиной, входящей в прорезь оси. Шестерня 7 заднего хода, зацепляющаяся с шестерней 28 промежуточного вала (фиг. 38), установлена на четырех радиальных подшипниках с длинными цилиндрическими роликами без колец. На заднем конце ступицы шестерни 7 (фиг. 39) на втулке посажена каретка 4. В осевом направлении каретка перемещается по шлицам ступицы шестерни 7. Включение заднего хода осуществляется вилкой 3, свободно перемещающейся по неподвижной оси 2. В головке вилки 3 (фиг. 39) имеется прорезь, в которую входит вилка 11 заднего хода (фиг. 38). При перемещении вперед штока вилки 11 перемещается также подвижная вилка 3 (фиг. 39), которая тянет за собой каретку 4. Каретка перемещается до зацепления с шестерней заднего хода, установленной на вторичном валу.

Втулки шестерен 9, 10 и 13 (фиг. 38) смазываются маслом под давлением от шестеренчатого масляного насоса 30, приводимого в действие от промежуточного вала. Масло забирается насосом через канал в дни-

ще и по каналу в передней стенке картера нагнетается в канал крышки заднего подшипника первичного вала. Далее масло через каналы и втулку в .первичном валу поступает в продольный канал вторичного вала. Из этого канала масло через радиальные отверстия во вторичном валу поступает к трущимся поверхностям втулок.

Опора 4 рычага переключения передач крепится болтами к картеру

сцепления. В картере опоры помещается нижний конец рычага 3 переключения передач, который через дистанционный вал 5 соединяется со штоками переключения передач.

Механизм переключения передач установлен в верхней крышке коробки передач. Для включения первой и второй передач вилка 12 перемещает соответственно назад или вперед шестерню 24 до зацепления ее с зубчатым венцом шестерни 13 или 10. Третья передача включается вилкой 6, передвигающей муфту 7 назад до зацепления ее с зубчатым венцом шестерни 9; четвертая передача включается этой же муфтой при перемещении ее вперед до зацепления с зубчатым венцом первичного вала. Пятая передача включается вилкой 15 и муфтой 19 при перемещении их назад до зацепления с кареткой 18 пятой передачи. Каретка перемещается подвижной вилкой, в свою очередь перемещаемой вилкой 15 штока 14. Установка вилки на неподвижной оси аналогична установке вилки заднего хода.

Для удержания шестерен в определенном положении служит фиксирующее устройство, состоящее из шарика, 'прижимаемого к штоку пружиной. На штоках имеются углубления, в которые входит шарик при

нейтральном положении или при включенной передаче и удерживает шестерню в таком положении. Расстояние между углублениями обеспечивает включение соответствующих шестерен на полную длину зуба.

 

 

 

 

Фиг 38. Коробка передач автомобиля МАЗ-525:
1 — первичный вал; 2 — картер сцепления; 3 — рычаг переключения передач; 4 — опора рычага; 5 — дистанционный вал; 6 — вилка третьей и четвертой передач; 7 — муфта третьей и четвертой передач; 8 — каретка третьей и четвертой передач;
9 — шестерня третьей передачи вторичного вала; 10 — шестерня второй передачи вторичного вала; 11 — вилка заднего хода; 12 — вилка первой и второй передач;
13 — шестерня первой передачи вторичного вала; 14— шток пятой передачи; 15 — вилка пятой передачи; 16 — задняя крышка коробки;
17 — вторичный вал; 18 — каретка пятой передачи; 19— муфта пятой передачи; 20-шестерня пятой передачи промежуточного вала; 21 — картер коробки; 22 — шестерня первой передачи промежуточного вала; 23 — каретка заднего хода; 24 — шестерня заднего хода вторичного вала; 25 — промежуточный вал; 26 — шестерня второй передачи промежуточного вала; 27 — шестерня третьей передачи промежуточного вала; 28 — шестерня заднего хода промежуточного вала; 29 — шестерня отбора мощности;
30 — масляный насос.

 

 

 

Фиг. 39. Ось шестерен заднего хода:
1 — картер коробки передач; 2 — ось вилки; 3 — подвижная вилка заднего хода. 4 — каретка; 5 — ось шестерен; 6 —радиальный роликоподшипник; 7 — шестерня заднего хода.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  ..