Оцепление автомобиля МАЗ-525 сухое, двухдисковое (фиг. 35) установлено
за гидромуфтой.
Передний ведущий диск 12 оцепления соединен болтами с фланцем 37, в
отверстие которого входит шлицевой конец заднего фланца 39 переднего
карданного вала. Фланец 37 ведущего диска установлен на двух
шарикоподшипниках, помещенных в картере 11 опоры.
В корпусе переднего ведущего диска установлен шарикоподшипник первичного
вала коробки передач. Средний ведущий диск 32 связан с диском 12 с
помощью четырех фиксаторов 13, запрессованных в передний ведущий диск.
Фиксаторы являются направляющими. Они входят в наружные прямоугольные
пазы в среднем ведущем диске. По фиксаторам диск перемещается в осевом
направлении.
Нажимной диск 30 сцепления связан с кожухом 17 сцепления, а
следовательно, и с передним ведущим диском четырьмя прямоугольными
шипами, входящими в соответствующие пазы кожуха 17. Эти шипы служат
также направляющими при осевом перемещении нажимного диска. Против
каждого паза в кожухе сцепления просверлены отверстия, через которые
удаляются продукты износа фрикционных накладок.
Ведомые диски 15 с фрикционными накладками 14 и 16 прикреплены к
ступицам 36. Ступицы представляют собой втулки, сидящие на шлицевом
конце первичного вала коробки передач. Между ведомым диском и ступицей
установлен маслоотражатель 35.
Центральная нажимная -пружина 26 сцепления с одной
стороны упирается во фланец 25 кожуха сцепления, а с другой—в муфту 24
нажимных рычажков. Во фланце 25 и муфте 24 запрессованы штифты с
квадратной головкой, в которые упираются концы нажимной пружины. Муфта
нажимных рычажков свободно установлена в отверстии фланца кожуха
сцепления. На переднем конце муфты 24 установлена обойма 27 шариков
нажимных рычажков, состоящая из двух шайб, закрепленных на муфте при
помощи стопорного кольца. В обойме установлено 20 нажимных рычажков,
удерживаемых шариками, помещенными в отверстие на внутреннем конце
каждого рычажка.
Пружина 26 действует через муфту 24 на нажимные рычажки, которые
опираются на кольцевой выступ фланца 25 и внешними концами давят на
нажимной диск 30. Нажимной диск оцепления прижимает средний ведущий диск
32 и ведомые диски 15 к переднему ведущему диску 12. При выключении
сцепления вилка 22 перемещает влево муфту выключения 19 и через
подшипник нажимает на муфту 24. Муфта отводит вперед внутренние концы
нажимных рычажков, прекращая их действие на нажимной диск. При
включенном сцеплении муфта 19 оттягивается пружиной в заднее крайнее
положение, обеспечивая установленный при регулировке зазор Б.
При выключении сцепления нажимной диск 30 оттягивается назад четырьмя
пружинами через шпильки 29, ввернутые в диск 30. Средний ведущий диск 32
отжимается назад четырьмя отжимными пружинами 33, которые другим концом
опираются на теплоизоляционные прокладки, запрессованные в углубления
среднего ведущего диска. Для ограничения осевого перемещения среднего
ведущего диска 32 в резьбовое отверстие кожуха 17 сцепления ввернут
регулировочный винт 31, в который упирается при выключении сцепления
средний ведущий диск.