Автомобиль ЛуАЗ-969М. Руководство - часть 15

 

  Главная      Автомобили ЛуАЗ     Автомобиль ЛуАЗ-969М. Руководство по ремонту

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  13  14  15  16   ..

 

 

Автомобиль ЛуАЗ-969М. Руководство - часть 15

 

 

 

226 

Таблица 20

 

Таблица предохранителей 

 

Пози-

ция 

на рис. 

202 

Место установки 

Техническая 

характеристика. 

Защищаемые электроцепи 

15 

Блок предохранителей, А 

Плавкий на 8 А 

Левые фонари освещения габарита автомобиля; 
левый фонарь освещения номерного знака 

15 

Блок предохранителей, Б 

Плавкий на 8 А 

Правые фонари освещения габарита автомобиля; 
правый фонарь освещения номерного знака; 
лампы освещения приборов 

15 

Блок предохранителей, В 

Плавкий на 16 А 

Нить дальнего света лампы левой фары 

15 

Блок предохранителей, Г 

Плавкий на 16 А 

Нить дальнего света лампы правой фары; лампа 
указателя дальнего света фар 

15 

Блок предохранителей, Д 

Плавкий на 8 А 

Нить ближнего света лампы левой фары 

15 

Блок предохранителей, Е 

Плавкий на 8 А 

Нить ближнего света лампы правой фары 

35 

Под панелью приборов на 
проводах: с одной стороны 
подсоединён провод зелё-
ного цвета, а с другой — 
провод зелёного и провод 
чёрного цвета 

Плавкий на 6 А 

Датчик и приёмник указателя давления масла; 
датчик и приёмник указателя температуры масла; 
датчик и приёмник указателя уровня топлива; 
контрольная лампа и выключатель контрольной 
лампы сигнализации блокировки дифференциала 
заднего моста 

37 

Под панелью приборов на 
проводах: с каждой сторо-
ны подсоединено по одно-
му проводу белого цвета 

Плавкий на 6 А 

Лампы правых фонарей — указателей поворота 

38 

Под панелью приборов на 
проводах: с каждой сторо-
ны подсоединено по одно-
му проводу жёлтого цвета 

Плавкий на б А 

Лампы левых фонарей — указателей поворота 

36 

В моторном отсеке на щите 
передка 

Термобиметалличе-
ский (тепловой, с 
самовыключением 
после охлаждения), 
номинальный ток 
3,5 А 

Электродвигатель стеклоочистителя; 
электродвигатель стеклоомывателя 

44 

На панели приборов, слева  Термобиметалличе-

ский (тепловой с 
кнопкой включения), 
номинальный ток 
20 А 

Звуковой сигнал; 
лампа подкапотная; 
штепсельная розетка; 
нити дальнего света фар (при включённой свето-
вой сигнализации) 

53 

На панели приборов у кон-
трольной лампы отопи-
тельной установки 

То же 

Отопительная установка; 
плафон освещения кабины; 
лампы сигнала торможения; 
реле, выключатели и контрольная лампа системы 
аварийной сигнализации тормозов 

 

Для замены в корпусе предохранителя типа ПР119 снимите провод с одной стороны, затем отвинтите 

колпачок от корпуса.

 

При отсутствии запасных плавких вставок в сборе допускается замена в них перегоревшей проволоки: 

для плавких вставок на 16 А применяйте медную проволоку Ø0,32 мм, на 8 А и на 6 А — Ø0,2 мм.

 

Включение выключившихся тепловых кнопочных предохранителей производите при выключенном вы-

ключателе массы и неработающем двигателе. При включённой под напряжение цепи удерживать кнопку на-
жатой недопустимо, так как в случае возникновения короткого замыкания может возникнуть пожар.

 

При появлении часто повторяющихся отключений цепей стеклоочистителя и стеклоомывателя предохра-

нителем ПР502-А выключите переключатель стеклоочистителя и стеклоомывателя, определите и устраните 
причину.

 

 

227 

ПРЕРЫВАТЕЛЬ УКАЗАТЕЛЕЙ ПОВОРОТА

 

На автомобиле установлен прерыватель указателей поворота типа РС950Е, обеспечивающий мигающий 

свет ламп указателей поворота как при включении указателей поворота, так и при включении аварийной сиг-
нализации (см. «Выключатель аварийной сигнализации»). В последнем случае горят мигающим светом одно-
временно лампы всех фонарей указателей поворота.

 

Соединения прерывателя показаны на рис. 202.

 

Частота мигания ламп при исправном прерывателе — 60...120 раз в минуту.

 

Контроль работы указателей поворота осуществляется контрольной лампой на щитке приборов. При сго-

рании нити одной из ламп указателей поворота контрольная лампа не горит.

 

Замену ламп указателей поворота производите при выключенном выключателе массы (запрещается про-

верять исправность проводки к лампам замыканием на массу).

 

Если не горят лампы указателей поворота одной или обеих сторон автомобиля — проверьте надёжность 

присоединения проводов к прерывателю, выключателю аварийной сигнализации и к трёхрычажному пере-
ключателю и, если неисправность этим не устраняется, то проверьте исправность предохранителя 37 или 38 
(см. табл. 20).

 

Проверку исправности прерывателя можно производить с подключением аккумуляторной батареи, выво-

да П прерывателя и контрольных ламп, как показано на рис. 228. На исправном прерывателе при таком под-
ключении все контрольные лампы должны гореть мигающим светом.

 

Неисправный прерыватель замените. 

 
 
 
 
 
 

Рис. 228. Схема проверки прерывателя указателей поворота 

РС950Е:

 

1 — лампа АМН 12-3; 2 —лампа А12-21-3; 
3 — лампа А12-4; — аккумуляторная батарея 12 В

 

 

ВЫКЛЮЧАТЕЛЬ АВАРИЙНОЙ СИГНАЛИЗАЦИИ

 

Сигнализацией о состоянии повышенной опасности автомобиля может быть мигание всех ламп указате-

лей поворота одновременно. Для их включения на автомобиле установлен выключатель аварийной сигнали-
зации ВК422 (рис. 229), с вмонтированной в его прозрачную ручку контрольной лампой типа СМ 39. Вклю-
чение производится переводом ручки выключателя в положение I.

 

Соединения выключателя показаны на рис. 202.

 

Для снятия выключателя при выключенном выключателе массы отвинтите ручку выключателя и гайку 

его крепления и отсоедините провода. Замену лампы производите при отвинченной ручке.

 

 

Рис. 229. Выключатель аварийной сигнализации: 

а

 — выключатель; b — схема выключателя; 0 — выключено; I — включено

 

 
РЕЛЕ СИГНАЛИЗАЦИИ ИСПРАВНОСТИ ТОРМОЗОВ

 

Реле 1 (рис. 197) РС525 предназначено для выключения контрольной лампы 4: если лампа не горит, то 

это означает исправность контуров гидропривода тормозов.

 

Реле установлено в моторном отсеке на щите передка. Соединения реле показаны на рис. 202.

 

Техническая характеристика

 

Номинальное напряжение, В ……………………......……….. 12 
Напряжение срабатывания (размыкания контактов), В ……. 8...10 
Напряжение отпускания (замыкания контактов), В ….……... 4...6 
Зазор между контактами, мм, не менее ……………………… 0,4 
Усилие размыкания контактов, Н, не менее ………………… 1,3 
Сопротивление обмотки, Ом ………………………...……….. 105±8 

 

228 

XIII.8.

 

КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ ПРИБОРЫ 

 
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ 
Установка и подключение контрольно-измерительных приборов на щитке приборов показаны на рис. 230, 

а их соединения в схеме электрооборудования автомобиля — на рис. 202. 

 

Рис. 230. Монтаж гибкого вала спидометра и щитка приборов: 

Б — белый; Г — голубой; Ж — жёлтый; З — зелёный; К — красный; Кч — коричневый; О — оранжевый; 

С — серый; Ф — фиолетовый; Ч — чёрный; 

1 — амперметр; 2 — патрон; 3 — лампа АМН12-3; — провод пучка 11присоединяемый к плафону освеще-
ния кузова; 5 — гибкий вал спидометра; — пучок проводов освещения приборов щитка; 7 — фонарь кон-
трольной лампы аварийной сигнализации тормозов; — лампа A12-1; 9 — козырёк щитка приборов; 10 — 
спидометр; 11 — пучок проводов клемм «масса» приборов щитка; 12 — штекерное соединение пучка прово-
дов 6 с проводом пучка 19; 13 — фонарь контрольной лампы указателей поворота; 14 — приёмник указателя 
давления масла; 15 — пучок проводов клемм Б приборов щитка; 16 — фонарь контрольной лампы включения 
блокировки дифференциала заднего моста; 17 — приёмник указателя температуры масла; 18 — провод пучка 
15присоединяемый к предохранителю; 19 — пучок проводов автомобиля основной; 20 — штекерное соеди-
нение пучка проводов 15 с проводом пучка 19; 21 — винт; 22 — приёмник указателя уровня топлива; 23 — 
коробка передач; 24 — редуктор привода спидометра; 25 — втулка уплотнительная; 26 — скоба

 

 
Для замены лампы, установленной в приборе, извлеките патрон с лампой из отверстия задней стенки 

прибора. Для замены в фонаре контрольной лампы — осторожно выньте из фонаря светофильтр.

 

При замене какого-либо прибора для удобства проведения работ, отвинтив четыре винта крепления щит-

ка и освободив гибкий вал спидометра из поддерживающей скобы 26 (рис. 230), осторожно подайте щиток на 
себя, насколько позволяют провода.

 

Для снятия гибкого вала спидометра освободите его из поддерживающей скобы, распломбируйте, отвин-

тите гайки его оболочки, выньте наконечники троса из редуктора и спидометра и извлеките уплотнительиую 
втулку 25. Для снятия спидометра гибкий вал отсоедините только от спидометра.

 

Радиус изгиба установленного гибкого вала спидометра не должен быть менее 150 мм.

 

 

 

229 

СПИДОМЕТР 
 
Устройство
 
На автомобиле установлен спидометр типа 16.3802, состоящий из двух основных узлов: скоростного и 

счётного.

 

Приводом является гибкий вал спидометра (рис. 230), трос которого передаёт вращение от редуктора 

привода спидометра 87 (рис. 117) на валик спидометра.

 

На валике спидометра закреплён постоянный магнит, который при вращении возбуждает в охватываю-

щем его алюминиевом колпачке (картушке) электрические токи. От взаимодействия магнитных полей магни-
та и картушки возникает вращающий момент, поворачивающий картушку (и жёстко связанную с ней стрелку 
спидометра) на угол, пропорциональный частоте вращения магнита. Противодействующий момент создаётся 
спиральной пружиной. Так работает скоростной узел.

 

Вращение троса гибкого вала спидометра на счётный узел передаётся тремя червячными парами спидо-

метра.

 

Погрешность показаний скорости движения спидометром при температуре 20±5 °С не превышает:

 

3

1

+

 км/ч ............. при скорости до 60 км/ч; 

5

1

+

 км/ч ............. при скоростях 60...85 км/ч 

 

Возможные неисправности и способы их устранения 

 

Причина 

Способ устранения 

Скрип валика спидометра 

Отсутствие смазки 

Снимите спидометр (прочистите маслёнку) и, провора-

чивания валик, залейте в маслёнку 4...5 капель изопарафи-
нового (или другого равноценного приборного) масла 

Не работает скоростной узел и счётный узел 

Обрыв троса или износ квадратного наконечника троса 

гибкого нала 

Замените гибкий вал 

Колебание стрелки спидометра 

Недовёрнута гайка гибкого вала на штуцере спидометра  

Доверните гайку  

Торсионное биение троса гибкого вала 

Замените гибкий вал 

Зашкаливание стрелки спидометра 

Обрыв спиральной пружины стрелки спидометра 

Замените спидометр 

 
Установка

 

При установке нового спидометра (и гибкого вала):

 

 - удалите консервирующую смазку с хвостовика спидометра и наконечников гибкого вала;

 

 - прочистите отверстие маслёнки на штуцере спидометра и, проворачивая валик спидометра, залейте в 

маслёнку 5...6 капель изопарафинового (или другого равноценного приборного) масла;

 

 - присоедините гибкий вал к редуктору привода спидометра;

 

 - убедившись, что вылет наконечника троса другого конца гибкого вала не превышает 12 мм, присоеди-

ните гибкий вал к спидометру;

 

 - запломбируйте оба конца гибкого вала.

 

 
УКАЗАТЕЛЬ ДАВЛЕНИЯ МАСЛА 
Устройство

 

Указатель давления масла составляет датчик ММ358 и приёмник указателя 15.3810, установленные соот-

ветственно на картере коленчатого вала двигателя и на щитке приборов автомобиля.

 

Приёмник 15.3810 представляет собой логометр магнитоэлектрической системы. Его постоянный магнит 

16 (рис. 231), установленный на оси в сборе со стрелкой и ограничителем поворота, при взаимодействии с 
электромагнитными полями катушек 12, 13 и 18, а также с неподвижным магнитом 15 поворачивается. Сила 
тока, проходящего по катушкам, изменяется реостатом датчика: при отсутствии давления на мембрану 10 
ползунок 5 занимает положение полного включения реостата в цепь катушек; при наличии давления мембра-
на 10 рычагом передвигает рычаг в сборе с ползунком 5, выводя, таким образом, из цепи катушек часть 
сопротивления реостата, сила тока в цепи катушек увеличивается, и стрелка приёмника отклоняется на соот-
ветствующее давлению деление шкалы приёмника.

 

 

230 

Начальный вывод реостата выведен на изолированную клемму датчика, а концевой вывод и вывод пол-

зунка — на его корпус. 

Приёмник указателя давления масла проверяйте в комплекте с датчиком на специальном приспособле-

нии. К ввёрнутому в приспособление датчику подведите масло под давлением, создаваемым насосом, и про-
контролируйте его точным манометром, присоединённым параллельно датчику.

 

 

Рис. 231. Датчик указателя давления масла ММ358 и приёмник указателя давления масла 15.3810:

 

1 — картер коленчатого вала двигателя; 2 — датчик указателя давления масла MM358; — возвратная пру-
жина; 4, 7 — рычаги; 5 — ползунок; 6 — реостат; — кронштейн; — рычаг с упором; 10 — мембрана; 11 
—приёмник указателя давления масла 15.3810; 12, 13, 18 — катушки; 14 — экран магнитный; 15 — постоян-
ный магнит; 16 — магнит со стрелкой и ограничителем поворота в сборе; 17 — колодка; 19 — провод от 
клеммы «15» замка зажигания; 20 — дополнительный резистор; 21 — резистор температурной компенсации

 

 
Допускаемая погрешность показаний приёмника указана ниже: 

 
Давление, кгс/см

2

 

0 ................................. 
2 ................................. 
4 ................................. 
 

Погрешность показаний, кгс/см

2

 

+0,4 
±0,4 
±0,6 
 

При показаниях приёмника с большей погрешностью проверьте сопротивление датчика, которое должно 

соответствовать значениям, указанным ниже: 

 

Давление, кгс/см

2

 

0 .............................. 
4 .............................. 
 

Сопротивление реостата датчика, Ом 
153...167 
53...63 

 

Если сопротивление датчика соответствует данным, то проверьте приёмник указателя и при необходимо-

сти замените его. Новый приёмник перед установкой также проверьте в комплекте с устанавливаемым дат-
чиком на специальном приспособлении, как описано выше. 

 

Возможные неисправности и способы  их устранения 

 

Причина 

Способ устранения 

При включённом зажигании приёмник показывает «0», хотя имеется давление 

Нарушение контакта в месте присоединения провода к 

клемме датчика  

Очистите и затяните крепление провода на клемме для 

обеспечения надёжного контакта  

Обрыв провода в обмотке реостата датчика 

Замените датчик 

При включённом зажигании приёмник показывает большое давление, 

хотя действительное давление масла небольшое 

Замыкание обмотки реостата датчика по причине нару-

шения изоляции  

Замените датчик  

Замыкание на массу провода, соединяющего датчик с 

приёмником 

Устраните замыкание 

Приёмник показывает давление, не соответствующее фактическому 

Разрегулирован датчик или приёмник 

Замените датчик или приёмник 

 

231 

УКАЗАТЕЛЬ ТЕМПЕРАТУРЫ МАСЛА 
Устройство

 

Указатель температуры масла составляют датчик ТМ-100 и приёмник указателя 14.3807, установлены со-

ответственно на масляном картере двигателя и на щитке приборов автомобиля.

 

Приёмник 14.3807 представляет собой логометр магнитоэлектрической системы, по конструкции анало-

гичный приёмнику 15.3810, показанному на рис. 231.

 

Датчик ТМ-100 (рис. 232) представляет собой терморезисторный прибор, в котором сопротивление элек-

троцепи изменяется при изменении температуры терморезистора. Контрольные точки приведены ниже:

 

Температура         Сопротивление датчика, Ом

 

       40 °С ....................... 360...440

 

       80 °С ....................... 126...150

 

       100 °С ..................... 80...92

 

       120 °С ..................... 51...62

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Рис. 232. Датчик температуры масла ТМ-100: 

1 — клеммный винт; 2 — пружина; — терморезистор 

 

 

 

Рис. 233. Приспособление для проверки приёмника 

указателя температуры масла:

 

1 — бачок; 2 — датчик температуры; — термо-

метр;  жидкость; 5 — включатель; 6 — приёмник 
указателя температуры; 7 — аккумуляторная батарея;   
— нагреватель

 

В процессе длительной работы датчика величина его сопротивления может изменяться. Это изменение 

допускается не более ±5 %.

 

Датчик проверяйте в комплекте с приёмником указателя. Пример проверки показан на рис. 233. 
В качестве нагреваемой жидкости рекомендуется использовать масло, применяемое для смазки двигате-

ля. Напряжение аккумуляторной батареи при проверке должно быть 12 В.

 

Масло в бачке нагрейте до температуры 115...130°С и затем, постепенно охлаждая, записывайте показа-

ния контрольного термометра и проверяемого приёмника 6. У пригодного для эксплуатации приёмника в 
комплекте с датчиком показания должны соответствовать указанным ниже: 

 

Температура жидкости по 
контрольному термометру, °С 
                 40 ...................................... 
                 80 ...................................... 
                 100 .................................... 
                 120 .................................... 

Пределы температур, в которых  
должны находиться показания приёмника, °С 
36...52 
75...85 
95...105 
113...125 

Несоответствующее норме показание проверяемого приёмника почти всегда есть следствием неисправ-

ности датчика. Поэтому при определении причины неисправности замените датчик исправным. Если же за-
меной датчика правильность показаний приёмника не восстанавливается, то в проверяемом комплекте заме-
ните приёмник. 

Возможные неисправности и способы их устранения 

 

Причина

 

Способ устранения

 

При включённом зажигании стрелка приёмника остается на месте

 

Нарушение контакта в месте присоединения провода к 

клемме датчика  

Очистите и затяните крепление провода на клемме для 

обеспечения надёжного контакта  

Короткое замыкание датчика или указателя 

Замените датчик или указатель 

 

232 

УКАЗАТЕЛЬ УРОВНЯ ТОПЛИВА

 

Указатель уровня топлива в топливном баке составляют: датчик 22 (рис. 30) уровня (бензомер БМ136-А), 

установленный в бензобаке, и приёмник указателя 13.3806, установленный на щитке приборов автомобиля.

 

Бензомер БМ136-А (рис. 234) представляет собой реостат, установленный в корпус 3. Ползунок реостата 

по его обмотке перемещается рычагом, на конце которого закреплён поплавок 5, плавающий на поверхности 
топлива.

 

Начальный вывод реостата выведен на изолированную клемму 1, а концевой вывод и вывод ползунка — 

на корпус бензомера. Корпус бензомера подключён на массу автомобиля проводом с присоединением одного 
конца провода к корпусу бензомера одним из пяти винтов его крепления к бензобаку, а другого — к кузову 
одним из болтов крепления бензобака. К изолированной клемме присоединяется провод от клеммы Д приём-
ника указателя.

 

Сопротивление реостата в показанных на рис. 234 положениях поплавка указано ниже: 

 

Контрольный уровень

 

Сопротивление, Ом

 

0...1,5

 

1/2 

37,5...42,5

 

П 

85,5...91,5

 

 
Приёмник 13.3806 представляет собой логометр магнитоэлектрической системы, по конструкции анало-

гичный приёмнику 15.3810, показанному на рис. 231.

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Рис. 234. Бензомер БМ136-А:

 

1 — клемма изолированная; 2 —фланец; — корпус; 
4 — рычаг; — поплавок

 

 
 

Правильность показаний указателя уровня топлива может быть проверена наблюдением за положением 

стрелки приёмника при наполнении топливного бака из мерной ёмкости, или проверкой на специальном при-
способлении приёмника указателя в комплекте с датчиком. При этом допустимой следует считать погреш-
ность в показаниях приёмника ±7 % при положении поплавка на уровне «1/2» и ±10 % при положении по-
плавка на уровне «П».

 

В случае появления неисправности в работе указателя уровня топлива проверьте надёжность присоеди-

нения проводов, в том числе провода подключения корпуса бензомера на массу и если этим неисправность 
не устраняется, то проверьте бензомер и приёмник и замените неисправный из них. 

 

АМПЕРМЕТР

 

Для измерения величины силы зарядного и разрядного тока аккумуляторной батареи установлен ампер-

метр электромагнитной системы АП170. Соединения амперметра показаны на рис. 202.

 

Шкала амперметра проградуирована в амперах и имеет знаки «+» и «–». Отклонение стрелки в сторону 

знака «+» означает зарядку аккумуляторной батареи, а в сторону знака «–» — её разрядку.

 

Отклонение стрелки в какую-либо сторону до упора в ограничитель есть признаком короткого замыкания 

в электропроводке или в электрооборудовании. 

 
 
 
 
 
 

 

233 

XIV. 

КУЗОВ

 

 

XIV.1.

 

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ 

 
Сваренный с рамой кузов является несущей конструкцией автомобиля. При ремонте отделение рамы от 

кузова не должно иметь места, так как приведёт их в непригодность. Рихтовка со сварочно-
восстановительными работами рамы в сборе с кузовом возможна при условии, что в результате будут сохра-
нены (либо восстановлены) основные размеры рамы для установки подвески, рулевого механизма и силового 
агрегата в сборе с приводным валом и редуктором заднего моста (рис. 235).

 

Для снижения уровня шума салон кузова защищён установленными на панель передка слоистой шумо-

поглощающей и картонной панелями, наклеенными на передние брызговики (надколёсные ниши) битумны-
ми прокладками, ковриками пола и нанесённым на днище кузова слоем антикоррозионной противошумной 
мастики марки БПМ-1. Этот слой подвержен износу — стиранию грязью, песком, гравием, водой и т. п., что, 
кроме снижения шумоизоляции салона, приводит к появлению коррозии на днище кузова. Поэтому в экс-
плуатации слой мастики должен своевременно восстанавливаться с удалением очагов коррозии.

 

При изготовлении кузов грунтуется и затем окрашивается эмалью марки МЛ-12.

 

 

Рис. 235. Точки крепления подвески, силового агрегата с приводным валом и редуктором заднего моста и 

рулевого механизма: I — вид слева на переднюю часть левого лонжерона рамы; 

а

 — отверстия Ø8,5 мм крепления подушек передней опоры силового агрегата; 

б

 — отверстия М16х1,5 крепле-

ния оси передней подвески; 

в

 — отверстия M16х1,5 крепления оси задней подвески; 

Г

 — отверстия М8 крепле-

ния опоры редуктора заднего моста; 

Д

 — линия верхней плоскости горизонтального участка лонжерона рамы; 

е

ж

 —отверстия соответственно М10 и Ø12,5 мм крепления рулевого механизма; 

И

к

 — размеры между от-

верстиями по диагонали (допустимая разность — не более 2 мм)

 

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Рис. 236. Стекло лобовое:

 

1 — тент; — планка прижимная; 3 — стекло; — мастика уплотнительная; 
5 — вкладыш уплотнителя; 6 — уплотнитель; 7 — каркас лобового стекла;    
— уплотнитель каркаса; — кузов; 10 — винт 

 

 

234 

XIV.2.

 

РАЗБОРКА, СБОРКА И РЕМОНТ 

ЛОБОВОЕ СТЕКЛО 
Снятие: 
 - отвинтите винты крепления внутреннего зеркала и противосолнечных козырьков и снимите зеркало, 

козырьки и травмобезопасную панель; 

 - с помощью отвёртки выведите в месте стыка конец вкладыша (рис. 236) и, не допуская разрывов, из-

влеките вкладыш из уплотнителя 6;

 

 - продвигая отвёртку между уплотнителем и стеклом последовательно по периметру стекла снаружи ав-

томобиля, разрушьте уплотняющий слой мастики. То же проделайте изнутри кузова;

 

 - надавливая на верхний край стекла снаружи кузова (пользуясь при этом защитными рукавицами), осто-

рожно выведите его из соединения с уплотнителем и снимите с автомобиля.

 

Установка: 
 - удалите с помощью отвёртки из ручья под стекло на уплотнителе старую мастику и заполните ручей на 

1/3 глубины свежей уплотнительной мастикой, придавливая её к дну ручья. При установке нового уплотни-
теля заполните мастикой на 1/2 глубины паз уплотнителя под каркас и уложите его на каркас 7 пазом под 

вкладыш изнутри автомобиля. Длина нового уплотнителя должна быть 3570

10

+

 мм. Стык уплотнителя рас-

положите над стеклом по оси автомобиля. Уплотнитель раскладывайте последовательно, не допуская его 
растяжения и плотно прижимая к каркасу. После укладки заполните паз под стекло уплотнительной масти-
кой, как указано выше;

 

 - установите стекло изнутри автомобиля в уплотнитель внизу каркаса так, чтобы его маркировка чита-

лась снаружи автомобиля и, надавливая на ребро вниз и последовательно вводя в соединение с уплотните-
лем, установите в каркас;

 

 - располагая стык внизу стекла по оси автомобиля, последовательно вложите в паз уплотнителя с помо-

щью специальной иглы вкладыш уплотнителя, не допуская его растяжения. Длина нового вкладыша должна 

быть 3570

10

+

 мм.

 

 - установите и закрепите зеркало, травмобезопасную панель и противосолнечные козырьки.

 

 
СТЕКЛООЧИСТИТЕЛЬ
 
Снятие. Конструкция стеклоочистителя показана на рис. 237 и 238.

 

Отвинтите винты крепления внутреннего зеркала и противосолнечных козырьков и снимите зеркало, ко-

зырьки и травмобезопасную панель;

 

 - отсоедините от выключателя стеклоочистителя провод от основного пучка проводов;

 

 - отвинтите три гайки (рис. 237) крепления поводка и рычагов и снимите рычаги с тягами в сборе 

(при отвинчивании оси рычагов от проворачивания удерживайте отвёрткой изнутри кузова, а ось редуктора 
— удерживая рычаги);

 

 - отвинтите шесть болтов крепления осей рычагов в сборе с кронштейнами 1 и крепления редуктора с 

электродвигателем в сборе с кронштейном и снимите узлы с каркаса лобового стекла.

 

Установку стеклоочистителя производите в последовательности, обратной снятию. Перед установкой 

отверстия уплотнительных втулок 17 и стержни осей рычагов смажьте тонким слоем технического вазелина. 
В случае установки нового стеклоочистителя кронштейны и 6 со снимаемого стеклоочистителя снимите и 
установите новый. 

 
Снятие и установка электродвигателя: 
 - отвинтите винты крепления внутреннего зеркала и противосолнечных козырьков и снимите зеркало, 

козырьки и травмобезопасную панель; 

 - отсоедините от выключателя стеклоочистителя провод основного пучка проводов автомобиля; 
 - отвинтите две гайки 7 (рис. 238) крепления двигателя к редуктору, снимите со шпильки провод «мас-

сы» электродвигателя, снимите прокладку 9.

 

Устанавливайте электродвигатель в последовательности, обратной снятию. Кардан прямоугольным 

торцом 2,2x2,5 мм длиной 1,8 мм устанавливайте в сторону электродвигателя. Кардан обильно смажьте смаз-
кой Литол-24.

 

 

 

235 

 

Рис. 237. Стеклоочиститель:

 

1 — кронштейн боковой; 2 — ось рычага; 3 — рычаг с головкой в сборе; 4 — тяга левая; 5 — редуктор стекло-
очистителя с электродвигателем в сборе; 6 — кронштейн центральный; 7 — поводок; — тяга правая; — гай-
ка крепления рычага; 10 — шайба (уплотнительная); 11  шплинт пружинный; 12 — щётка в сборе; 13 — шай-
ба; 14 — шайба (дистанционная); 15 — гайка; 16 — шайба; 17 — втулка уплотнительная; 18 — сальник; 19 — 
гайка сальника; 20 — прокладка резиновая; 21 — кольцо пружинное; 22 — шайба; 23 — втулка

 

 
СТЕКЛООМЫВАТЕЛЬ 
Устройство стеклоомывателя показано на рис. 239. Вода на лобовое стекло подаётся по двум жиклёрам 

головки 10 водяным насосом по шлангам и 8. Ёмкость бачка 1,75 л. Соединение электродвигателя насоса 
показаны на рис. 202.

 

Электродвигатель водяного насоса — легкоразборный. В случае отказа электродвигателя разъедините его 

с насосом, разберите, очистите от щёточной пыли, коррозии, зачистите коллектор, смажьте подшипники.

 

 

Рис. 238. Редуктор стеклоочистителя с электродвигателем в сборе:

 

1 — червяк; 2 — шарик; 3, 5 — винт; 4, 8 — шайба пружинная; 6 — кардан; 718 — гайка; 9, 13, 16 — про-
кладка; 10 — электродвигатель; 1120 — шайба; 12 — крышка редуктора; 14 — колесо с валом; 15 — корпус 
редуктора в сборе; 17 — шайба; 19 — гайка сальника; 21 — гайка крепления поводка; 22 — выключатель

 

 

236 

В водяном насосе не допускайте большого загрязнения его сетчатого фильтра. 
В случае загрязнения жиклёров головки 10 их прочистите тонкой иглой и продуйте сжатым воздухом. 

Направление водяных струй (при необходимости) регулируется поворотом жиклёров в головке 10.

 

Головка 10 отвинчивается со штуцера 14 (удерживая последний гаечным ключом 11 мм со стороны сало-

на). Для снятия штуцера 14 следует при снятой головке отвинтить гайку 12.

 

 
 
 
 
 

Рис. 239. Стеклоомыватель: 
— бачок; 2 — прокладка; — водяной насос с 
электродвигателем в сборе; — пробка бачка; 5 — втулка 
уплотнительная; 6, 8 — шланг; 7 — штуцер 
соединительный; — головка со штуцером в сборе; 10 — 
головка; 11 — прокладка головки; 12 — гайка крепления 
штуцера; 13 — прокладка штуцера; 14 — штуцер; 15 — 
кузов 

КАРКАС ЛОБОВОГО СТЕКЛА 
Снятие: 
 - отвинтите винты крепления внутреннего зеркала и противосолнечных козырьков и снимите зеркало, 

козырьки и травмобезопасную панель; 

 - снимите тент. Положите каркас на капот;

 

 - снимите (при необходимости) стеклоочиститель;

 

 - снимите (при необходимости) стекло;

 

 - вытяните из каркаса провод к стеклоочистителю основного пучка проводов;

 

 - отвинтите винт крепления петель каркаса к кузову и снимите каркас с автомобиля;

 

 - выньте из каркаса (при необходимости) уплотнительные втулки 17 (рис. 237).

 

В случае рихтовки деформированного каркаса проверьте размеры проёма, используя как контрольный 

шаблон стекло. Зазор между каркасом и стеклом по всему периметру должен быть 6

0

,

2

5

,

0

+

 мм.

 

Установку каркаса производите в последовательности, обратной снятию. В случае замены уплотнителей 

каркаса и уплотнителей дверного проёма (последние установлены внизу каркаса на его стыках с кузовом и 
углами дверей) их приклейте клеем марки 88-Н к кузову. При поднятии каркаса затяните в него с помощью 
проволоки провод к стеклоочистителю и наденьте на торцы боковых полок каркаса уплотнители дверного 
проёма.

 

ТЕНТ

 

Конструкция тента и каркаса тента показана на рис. 240. В случае ремонта дуг тента их основные разме-

ры должны соответствовать размерам, показанным на рис. 241.

 

 

Рис. 240. Тент и каркас тента с креплением:

 

116, 17 — болт; 2, 19 — шайба; 3 — связь дуг передняя левая; — тент; 5 — планка прижимная; — 

каркас лобового  стекла; 7 — ремни натяжные; — связь дуг передняя правая; 9 — дуга передняя; 10 — связи 
дуг; 11 — растяжка; 12 — дуга задняя; 13, 20 — шайба пружинная; 14, 21 — гайка; 15, 22 — колпачок защит-
ный; 18 — втулка крепления дуг тента.

 

 

237 

Снятие:

 

 - отвинтите и снимите восемь болтов 26 (рис. 242) с шайбами 25 крепления желобков проёмов дверей к 

передней дуге и к связям дуг каркаса тента. Снимите желобки с уплотнителями в сборе; 

 - отстегните тент от бортов кузова и дверных проёмов каркаса;

 

 - откиньте тент с каркаса на капот;

 

 - отвинтите и снимите два болта 1 (рис. 240) с шайбами крепления углов тента к каркасу лобового стекла; 
 - отстегните от прижимной планки 5 натяжные ремни каркаса, откиньте петли замков, снимите прижим-

ную планку, снимите тент с автомобиля.

 

 

Рис. 241. Дуги тента: а — передняя; b — задняя

 

Установка: 
 - уложите тент на капот внутренней поверхностью вверх и передней частью на каркас лобового стекла и 

закрепите к каркасу прижимной планкой, как показано на рис. 236. Отверстия в углах передней части тента 
при этом должны точно совмещаться с отверстиями каркаса под болты 1 (рис. 240).

 

 - закрепите к каркасу лобовые стекла связи дуг тента совместно с углами тента болтами с шайбами 

(болты оставьте недовинченными на 2...3 оборота);

 

 - пристегните к прижимной планке, натяните и застегните натяжные ремни каркаса;

 

 - накиньте тент на каркас и пристегните его во всех местах сопряжения с кузовом. Затем с плотной на-

тяжкой застегните ремни тента у дверных проёмов;

 

 - довинтите до отказа болты 1;

 

 - установите и закрепите болтами 26 (рис. 242) с шайбами 25 желобки проёмов дверей в сборе с уплотни-

телями. При установке не допускайте перекоса желобков и образования щели в угловом стыке. Болты завин-
тите равномерно до отказа. 

 

ДВЕРЬ

 

Устройство. Конструкция двери показана на рис. 242, 243, 244. Дверь имеет съёмную надставку 23    

(рис. 242).

 

Для снятия надставки со стёклами в сборе, отвинтив винты 32 с шайбами 33, снимите панель 34 и затем 

отвинтите болты 35 с шайбами 36 крепления надставки к каркасу двери.

 

В случае замены уплотнители 9, 37 и 54 следует приклеивать к каркасу двери 10, уплотнитель 24 — к па-

нели 23 надставки, а уплотнители 1 и — соответственно к желобкам и 6.

 

Замок двери автомобиля — роторного типа (рис. 243 и 244). Состоит из корпуса 29 (рис. 243), установ-

ленных шарнирно на оси 28 щеколды 15 и собачки 16 храповика и на оси — рычага замка рычага запи-
рающего механизма 14. Собачка храповика в зацеплении с храповиком 27 удерживается пружиной 17. Для 
открывания двери необходимо вывести из зацепления с храповиком собачку храповика. При открывании 
двери снаружи — нажатии на кнопку привода замка винт 18 упирается в полку 

f

 щеколды 15, которая, пово-

рачиваясь на оси 28, своим захватом 

е

 поворачивает собачку 16 храповика, выводя её зуб 

g

 из зацепления.

 

 

238 

 

Рис. 242. Дверь со стёклами и уплотнителями: 

1 — уплотнитель верхний; 2 — желобок верхний; 3 — стекло неподвижное; — уплотнитель окна двери; — 
рамка окна с поворотным стеклом в сборе; 6 — желобок; 7 — уплотнитель боковой; 8 — кузов; — уплотни-
тель каркаса двери; 10 — каркас двери; 1126,  35 — болт; 12, 18, 33, 36 — шайба пружинная; 13, 16, 25 — 
шайба; 14, 32, 39, 45 — винт; 15, 43 — контргайка; 17, 42 — гайка; 19 — ручка наружная; 20 — кнопка наруж-
ной ручки; 21 — пружина кнопки; 22 — скоба; 23 — панель надставки двери; 24 — уплотнитель панели над-
ставки; 27 — вкладыш уплотнителя; 28 — рамка окна; 29 — окно поворотное; 30, 40 — шайба специальная;    
31 — заклёпка; 34, 38— панель внутренняя; 3754 — уплотнитель; 41 — пружины тарельчатые; 44 — защёлка; 
46 — ограничитель; 47 — фиксатор; 48 — каркас тента; 49 — тент; 50 — уплотнитель неподвижного стекла;   
51 — провод к стеклоочистителю; 52 — каркас лобового стекла; 53 — стекло лобовое.

 

 
При открывании двери изнутри кузова ручку 1 подают на себя — тяга 7, перемещаясь по стрелке 

а

пово-

рачивает на оси рычаг 8, который своим захватом 

b

 поворачивает собачку 16 храповика, выводя её зуб 

g

 из 

зацепления. Запирание закрытой двери производится нажатием кнопки 13 вниз до упора. При этом рычаг 14 
запирающего механизма, поворачиваясь на оси 9, устанавливается своим концом 

с

 напротив торца 

d

 щекол-

ды 15 — поворот щеколды становится невозможным (дверь заперта). 

Закрывание двери производится её захлопыванием — ротор замка (рис. 244) при движении двери по 

стрелке 

а

 набегает своими зубьями на зубья защёлки и, поворачиваясь, поворачивает по стрелке 

b

 жёстко 

установленный на общей с ним оси храповик 1. Нормальное закрывание двери будет только при удержании 
храповика собачкой после захвата ротора вторым зубом защёлки (положение ротора замка показано на 
рисунке пунктиром).

 

 

239 

 

Рис. 243. Замок, привод замка и ручки:

 

1 — ручка внутренняя; 2 — облицовка; 3, 18 — винт; 4, 22 — шайба пружинная; 520 — шайба; — проклад-
ка; 7 — тяга; 8 — рычаг замка; 9,  28 — ось; 10 — заклёпка; 11 — розетка кнопки; 12 — тяга кнопки запираю-
щего механизма; 13 — кнопка запирающего механизма; 14 — рычаг запирающего механизма; 15 — щеколда; 
16 — собачка храповика; 17 — пружина; 19 — контргайка; 21 — гайка; 23 — кнопка замочной ручки двери; 
24 — скоба; 25 — пружина кнопки; 26 — ручка наружная левая; 27 — храповик; 29 — корпус замка (левый); 
30 — ручка наружная правая; 31 — кнопка ручки правой двери

 

 

Снятие и установка замка, наружной ручки, кнопки. Для замены замка двери, наружной ручки двери, 
кнопки наружной ручки предварительно снимите подлокотник, крышку замка двери (крепится пятью винта-
ми) и кнопку запирающего механизма. На тягу 12 (рис. 243) кнопка навинчивается до упора.

 

Для снятия кнопки наружной ручки двери отпустите контргайку 15 (рис. 242) и вывинтите из кнопки винт 

14. Порядок установки кнопки: заведите в отверстие каркаса двери со стороны замка винт 14 с навинченной 
контргайкой 15 и надетой шайбой 16, наденьте на кнопку пружинную скобу 22 и пружину 21 и, вставив 
сборку в отверстие наружной ручки, завинтите в кнопку винт 14 до получения зазора между его головкой и 
щеколдой замка 0,5...1,5 мм, как показано на рис. 242; удерживая винт от проворачивания, завинтите до отка-
за контргайку.

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Рис. 244. Положение замка и защёлки при закрывании двери:

 

1 — храповик; 2 — пружина; 3 — собачка храповика; 4 — 
ротор замка; 5 — сухарь; — пружина сухаря; 7 — ось; — 
прокладка защёлки; 9 — защёлка; 10 — винт

 

 

 

240 

Для снятия наружной ручки двери отвинтите, а для установки — навинтите три гайки с пружинными 

шайбами крепления ручки. 

Для снятия замка двери наметьте линии его расположения на каркасе двери, отвинтите три винта его кре-

пления к каркасу двери, затем снимите резиновую прокладку (рис. 243) и рассоедините замок с тягой 7. 
При замене замка следует, спилив головку заклепки 10, отсоединить тягу 12 от снимаемого замка и закрепить 
на вновь устанавливаемый новой заклёпкой (рис. 245). Установку замка производите в последовательности, 
обратной снятию. При этом замок расположите по намеченным линиям, проверьте и при необходимости от-
регулируйте зазор между головкой винта 14 (рис. 242) и щеколдой замка, как указано выше. 

Снятие и установка внутренней ручки. Продвиньте под облицовку внутренней ручки двери сверху от-

вёртку, сдвиньте с концов её оси пружины ручки и снимите; 

 

Рис. 245. Заклёпка крепления тяги запирающего 

механизма к замку двери

 

 

Рис. 246. Заклёпка для крепления поворотного окна 

двери к рамке окна

 

 
 - продвигая отвёртку за внутреннюю панель двери у пистонов крепления панели, выведите последова-

тельно пистоны из зацепления с каркасом и снимите панель (в сборе с пистонами);

 

 - отвинтите и снимите два винта с пружинными и плоскими шайбами крепления ручки в сборе. Сняв ре-

зиновую прокладку, рассоедините ручку с тягой замка. 

Установку ручки производите в последовательности, обратной снятию. 
Снятие двери: 
 - поверните дверь в крайнее открытое положение и снимите ограничитель 46 (рис. 242) и фиксатор 47
 - ослабьте шесть болтов крепления петель к кузову. Удерживая дверь от падения, отвинтите болты. Сни-

мите дверь. 

Установка двери: 
 - установите дверь петлями в прорези обшивки по местам крепления и закрепите (без затяжки) шестью 

болтами 11 (рис. 242) с плоскими 13 и пружинными 12 шайбами; 

 - ослабьте равномерно винты 45 настолько, чтобы защёлка 44 перемещалась в пределах овальных отвер-

стий её крепления при приложении усилия 3...5 кгс; 

 - слегка прижав дверь к кузову, отрегулируйте её положение по отношению к дверному проёму таким 

образом, чтобы зазор между дверью и проёмом был примерно одинаковым по всему периметру, и дверь в 
зоне петель была заподлицо с обшивкой кузова. Затем осторожно приоткройте дверь и затяните равномерно 
до отказа болты крепления петель (в операции обязательно участие двух исполнителей); 

 - закройте дверь заподлицо с обшивкой кузова в зоне защёлки 44, нажмите до отказа кнопку дверной 

ручки и затем осторожно (не допуская смещения самоустановившейся по отношению к дверному замку за-
щёлки) откройте дверь. Завинтите равномерно до отказа винты крепления защёлки. Проверьте закрывание 
двери (дверь должна закрываться лёгким захлопыванием). При утопании двери или при её выступании более 
чем на 1 мм: обчертите защёлку по её периметру, отпустите винты и, сдвинув по отношению к начерченным 
линиям в нужную сторону на необходимый размер, закрепите. 

Снятие и установка стёкол: 
 - с помощью отвёртки выведите в месте стыка конец вкладыша 27 (рис. 242) и, не допуская разрывов, 

выньте вкладыш из уплотнителя; 

 - с помощью отвёртки разрушьте уплотняющий слой мастики в пазу уплотнителя под стеклом снаружи 

и изнутри кузова; 

 - надавливая на стёкла вверху надставки изнутри кузова (пользуясь при этом защитными рукавицами), 

осторожно выведите стекло и поворотное окно с рамкой в сборе из соединения с уплотнителем и снимите. 

Для снятия поворотного окна с окантовкой в сборе с рамки необходимо снять заклёпку 31, спилив её за-

мыкающую головку, отвинтить контргайку 43 и гайку 42 и снять винт 39, шайбы 41, 40 и 30. Крепление по-
воротного окна в рамке производите в обратной последовательности. Заклёпку применяйте согласно         
рис. 246. Тарельчатые пружинные шайбы 41 (рис. 242) друг к другу ставьте большими диаметрами. Гайку 42 
затяните настолько, чтобы усилие поворота окна было в пределах 0,8...1,0 кгс. 

Установку стёкол производите в порядке, аналогичном установке лобового стекла. 
 
 
 

 

241 

КАПОТ 

Устройство. Капот установлен в двух петлях 1 (рис. 247). В закрытом положении опирается на резиновые 
буферы 3. Регулировка зазора 4±1 мм для равномерного прилегания капота к буферам производится подбо-
ром толщины пакетов регулировочных прокладок 6. В открытом поднятом положении капот фиксируется 
упором 8. При закрывании капот своим фиксатором (рис. 248), скользя по скосу захвата 7 замка, отжимает 
его и им захватывается под действием пружины 2.

 

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 

Рис. 247. Капот:

 

1 — петля капота; — облицовка передка в сборе; — 
буфер капота; — шайба пружинная; 5, 12 — шайба; 
— прокладки регулировочные; 7 — болт; 8 — упор 
капота; 9 — капот в сборе; 10 — прокладка; 11 —
ролик; 13 — шплинт; 14 — ось

 

 

Рис. 248. Замок капота:

 

а — капот открыт; b — капот закрыт; 

— корпус замка; 2 — пружина; 3 — панель передка кузова; — заклёпка специальная; 5 — толкатель замка; 
6 — фиксатор капота; 7 — захват замка; 8 — оболочка тяги; 9 — скоба крепления оболочки; 10 — тяга; 11 — 
болт; 12 — шайбы

 

 
При открывании капота под действием тяги 10 захват 7 замка, поворачиваясь, освобождает фиксатор ка-

пота и толкатель 5, связанный с захватом 7 замка пружиной 2, усилием последней выталкивает капот вверх.

 

Болты 11 к корпусу замка приварены. Это позволяет в случае обрыва тяги 10 открыть капот, сняв замок. 

Для этого достаточно отвинтить и снять со стороны салона две гайки с шайбами крепления замка и вытолк-
нуть болты из отверстий кузова.

 

Отверстия в кузов для крепления замка — по горизонтали овальные, а в петлях 1 (рис. 247) капота — 

увеличенные. Это позволяет при установке капота производить корректировку положения капота и замка 
относительно друг друга и кузова.

 

Снятие. Для снятия капота снимите упор капота, отвинтите и снимите четыре болта 7 с шайбами и 

его крепления к петлям. Регулировочные прокладки сохраните в пакетах с пометкой мест их установки.

 

Установка. Ослабьте гайки крепления замка настолько, чтобы замок мог передвигаться в стороны в пре-

делах овальных отверстий (выполняется в случае, если производилась рихтовка капота или кузова, или при 
установке нового капота);

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  13  14  15  16   ..