Автомобиль ЛуАЗ-969М. Руководство - часть 13

 

  Главная      Автомобили ЛуАЗ     Автомобиль ЛуАЗ-969М. Руководство по ремонту

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  11  12  13  14   ..

 

 

Автомобиль ЛуАЗ-969М. Руководство - часть 13

 

 

 

194 

Рис. 202. Схема электрооборудования: 

Б

 — белый; Г — голубой; Ж — жёлтый; З — зелёный; К — красный; Кч — коричневый; О — оранжевый; 

 С — серый; Ф — фиолетовый; Ч — чёрный; 

I — ближний свет; II — дальний свет; III — освещение габарита; IV — поворот; V — «СТОП»; 

1 — указатель поворота боковой УП122-Б; — фонарь передний правый ПФ145-П; — фара ФП22-БВ; — панель 
соединительная ПС4-А2; 5 — фонарь передний левый ПФ145-Л; 6 — сигнал звуковой С311; 7 — датчик указателя 
давления масла ММ358; — датчик указателя температуры масла ТМ100; 9 — генератор Г502-А; 10 — распредели-
тель Р114-Б; 11 — панель соединительная ПС2-А2; 12 — стартер СТ368; 13 — свеча зажигания А23; 14 — аккуму-
ляторная батарея 6СТ-55ЭМ; 15 — блок предохранителей ПР120; 16 — выключатель массы ВК318-Б; 17 — электро-
двигатель стеклоочистителя МЭ5-Е; 18 — фонарь подкапотный лампы ПД 308-Б с лампой А12-21-3; 19 — регулятор 
РР310-Б; 20 — реле блокировки РБ1-10; 21 — реле сигнализации РС525; 22 — реле включения стартера (дополни-
тельное) РС534; 23 — электродвигатель стеклоомывателя МЭ 268; 24 — катушка зажигания Б115-В; 25 — клапан 
электромагнитный 1902.3741; 26 — микровыключатель 4209.3709; 27 — выключатель сигнала торможения ВК 412; 
28 — плафон освещения кузова ПК142; 29 — блок управления 1402.3733; 30 — розетка штепсельная 47К; 31 — пре-
рыватель указателей поворота PC 950-Е; 32 — выключатель аварийной сигнализации ВК 422; 33 — центральный пе-
реключатель света П305; 34 — трёхрычажный переключатель 124.3709; 35, 37, 38 — предохранитель плавкий ПР119 
(на 6 А); 36 — термобиметаллический предохранитель ПР502-А (на 3,5 А); 39 — амперметр АП170; 40 — патрон 
ЛВ211-329 (с лампой АМН12-3) освещения прибора; 41 — фонарь 121.3803 контрольной лампы аварийной сигнали-
зации тормозов (с лампой А12-1); 42 — фонарь 12.3803 контрольной лампы указателей поворота (с лампой А12-1); 
43— приёмник указателя давления масла 15.3810; 44, 53 — предохранитель тепловой кнопочный ПР2-Б; 45 — спи-
дометр 16.3802; 46 — патрон ЛВ211-329 указателя дальнего света фар (с лампой АМН 12-3); 47 — приёмник указа-
теля температуры масла 14.3807; 48 — фонарь 12.3803 контрольной лампы включения блокировки дифференциала 
заднего моста (с лампой A12-1); 49 — приёмник указателя уровня топлива 13.3806; 50 — вывод к клемме 1 (рис. 
254) переключателя 5 отопительной установки; 51 — выключатель ВК 409 лампы сигнализации включения блоки-
ровки дифференциала заднего моста; 52 — выключатель ВК12-Б системы аварийной сигнализации тормозов; 54 — 
выключатель ВК 403 включения фонаря заднего хода; 55 — датчик указателя уровня топлива БМ136-А; 56 — кноп-
ка звукового сигнала; 57 — замок зажигания; 58 — фонарь задний ФП132; 59 — фонарь заднего хода ФП135; 60 — 
фонарь освещения номерного знака 14.3717 (с лампой АС 12-5). 

 

Рис. 203. Схема электрическая принципиальная систем зажигания и пуска двигателя и источников электроснабжения 

автомобиля: 

О — «ВЫКЛЮЧЕНО»; I — «ЗАЖИГАНИЕ»; II — «СТАРТЕР»; III — СТОЯНКА»; 1 — амперметр; — замок зажи-

гания; 3 — щётки массовые; — якорь стартера; — щётки изолированные; — катушки стартера последовательные; 
7 — контактный болт; — дополнительный контакт; — пластина контактная; 10 — реле стартера тяговое; 11 — ка-
тушка электромагнита; 12 — катушка стартера параллельная; 13 — свечи зажигания; 14 — конденсатор; 15 — контакты 
прерывателя; 16 — распределитель зажигания; 17 — резистор; 18 — первичная обмотка; 19 — вторичная обмотка; 20 — 
катушка зажигания; 21 — крышка распределительная зажигания; 22 — бегунок; 23 — выпрямительный блок; 24 — ге-
нератор; 25 — фазные обмотки; 26 — обмотка возбуждения; 27 — панель соединительная; 28 — реле стартера дополни-
тельное; 29 — регулятор напряжения; 30 — реле блокировки; 31 — выключатель массы; 32 — аккумуляторная батарея. 

 

195 

XIII.1.

 

ГЕНЕРАТОР 

 
Генератор типа Г502-А (рис. 204) — трёхфазный, шестиполюсный, с параллельным возбуждением, со 

встроенным выпрямительным блоком типа ВБГ-2А, соединённым по трёхфазной мостовой схеме двухполу-
периодного выпрямления.

 

Генератор установлен в расточке направляющего аппарата вентилятора и крепится к нему тремя болтами.

 

Привод генератора осуществляется от шкива (крышка центробежного маслоочистителя) коленчатого вала 

двигателя.

 

Весь узел направляющего аппарата с генератором установлен на крышке распределительных шестерён 

двигателя и закреплён гайками. Охлаждение генератора осуществляется установленным на его валу колесом 
вентилятора, нагнетающим воздух через направляющий аппарат под кожухи двигателя.

 

 

Техническая характеристика 

Направление вращения………………………………………………………правое (со стороны привода) 
Номинальное напряжение, В ……………………………………………….12,5 
Максимальная сила тока, А…………………………………………………30 
Начальная частота вращения, при которой достигается 

напряжение на клеммах выпрямительного блока 12,5 В 
при температуре окружающего воздуха 20°С, с

-1

 (об/мин), не более: 

- при токе нагрузки, равном нулю………………………………………….20 (1200) 
- при токе нагрузки 20 А……………………………………………………42 (2500) 
Максимальная частота вращения ротора, с

-1 

(об/мин)……………………125 (7500) 

Размер щёток, мм……………………………………………………………6,5х6х13 
Сила прижима щёток, Н…………………………………………………….1,87...3,05 
Передаточное отношение шкива коленчатого вала 

к шкиву генератора……………………………………………………………....1,35:1 

Масса генератора, кг…………………………………………………………3,5 
 
 

Устройство 

 

Статор представляет собой пакет пластин 17 (рис. 204) из электротехнической стали, в восемнадцати па-

зах которого заложена трёхфазная обмотка 28, состоящая из шести непрерывно намотанных катушек. В каж-
дой катушке по 14 витков (в фазе 84 витка) эмалированного провода диаметром 0,96 мм. Концы фазных об-
моток припаяны к клеммным выводным винтам 14, которые проходят через стенку крышки 5 со вставленны-
ми в её выводные отверстия изоляционными втулками. На этих клеммных винтах снаружи на крышке уста-
новлен выпрямительный блок. Обмотки статора соединены звездой.

 

Ротор имеет обмотку возбуждения 27, расположенную на стальной втулке 26, два штампованные клюво-

образные полюсные наконечники 25, напрессованных на вал до упора в торцы втулки. На напрессованную на 
вал ротора изоляционную втулку посажены контактные кольца 15, к которым припаяны выводы обмотки 
возбуждения 27. Обмотка возбуждения имеет 680 витков эмалированного провода диаметром 0,51 мм. Со-
противление обмотки при температуре 20 °С равно 7,13...7,18 Омротор вращается на двух подшипниках 12 
закрытого типа, установленных в крышке и 20.

 

На крышке расположены два пластмассовых щёткодержателя 1 со щётками 29. Одна щётка присоеди-

нена на массу, а вторая — к клеммному винту 4.

 

«Минус» выпрямительного блока (соединён с массой генератора) имеет выводную клемму 24. «Плюс» 

выпрямительного блока — изолированная клемма 23.

 

Две из трёх фазные выводные клеммы 14 используются для вывода переменного напряжения к реле бло-

кировки РБ1-10.

 

Крышки и 20 с расположенным между ними пакетом статорных пластин соединены стяжными болтами 

18.

 

До установки генератора на место транспортной втулки 22 устанавливается колесо вентилятора. После 

установки генератора в направляющий аппарат на место транспортной втулки устанавливается шкив. 

 
 
 
 
 
 
 

 

196 

 

Рис. 204. Генератор Г502-А: 

1 — щёткодержатель; 2 — винт крепления щёткодержателя; 3 — шайба изолирующая; 4 — клеммный винт 

«Ш» обмотки возбуждения; 5 — крышка со стороны контактных колец; 6 — винт с шайбой; 7 — гайка с шай-
бой; 8, 22 — втулка транспортная; 9, 21 — втулка упорная; 10 — шайба упорная; 11 — шайба; 12 — шарико-
подшипник; 13 — винт; 14 — клемма фазных выводов обмотки статора; 15 — контактные кольца; 16— выпря-
мительный блок; 17 — пакет пластин; 18 — болт стяжной; 19 — ротор в сборе с обмоткой возбуждения; 20 — 
крышка; 23 — клемма « + »; 24 — клемма «—»; 25 — полюсный наконечник; 26 — стальная втулка; 27 — об-
мотка возбуждения; 28 — обмотка статора; 29 — щётка 

 

Проверка генератора на автомобиле 
Об неисправности генератора могут указывать следующие признаки (натяжение ремня нормальное): 
 - после запуска двигателя амперметр продолжает показывать разрядку аккумуляторной батареи; 
 - стрелка амперметра устанавливается на «0» или отклоняется в сторону « + » только на повышенных 

оборотах двигателя; 

 - амперметр показывает разрядку аккумуляторной батареи при езде с выключенными потребителями 

электроэнергии (фары, отопительная установка, стеклоочиститель и др.); 

 - повышенный шум при работе генератора. 
При появлении какого-либо из вышеуказанных признаков для предварительной проверки выключите на 

малых или средних оборотах двигателя выключатель массы: остановка двигателя будет означать отказ гене-
ратора, а продолжение работы — работу генератора с заниженным выходным напряжением выпрямителя. В 
последнем случае следует начинать с проверки регулятора напряжения. 

Определение причин неисправности генератора без снятия его с двигателя рекомендуем производить в 

следующем порядке: 

 - проверьте исправность цепи возбуждения генератора — отсоедините провод от клеммы 

Ш

 (рис. 206) 

регулятора 29 (рис. 203) и кратковременно (при неработающем двигателе и включённом зажигании) прикос-
нитесь этим проводом к клемме 

Ш

 (рис. 206) регулятора: если при этом появляется небольшая искра, то цепь 

возбуждения исправна, а также выравнивающая обмотка (рис. 206) регулятора цела, и его контакты ис-
правны. При отсутствии искры убедитесь в наличии напряжения на клемме 

В3

 регулятора (например, по за-

горанию включённой между клеммой 

В3

 и массой контрольной лампы) и затем прикоснитесь тем же отсо-

единённым проводом к клемме 

В3

: наличие искры в этом случае будет означать целость цепи возбужде- 

ния генератора и неисправность регулятора, а её отсутствие — обрыв цепи возбуждения (зависание щёток в 
щёткодержателях, или отпайка от колец концов обмотки ротора, или обрыв в обмотке ротора). Большая 
(стреляющая) искра будет означать замыкание цепи возбуждения на массу;

 

 - если цепь возбуждения исправна, то проверьте наличие напряжения на фазных выводах генератора. 

Проверяйте вольтметром переменного тока с подключением на панели 27 на клеммах проводов коричневого 
цвета при работающем двигателе. Напряжение должно быть не менее 12 В. Отсутствие напряжения указыва-
ет на обрыв в статорной обмотке. Таким способом на автомобиле возможна проверка только двух фазных 
обмоток (проверка третьей возможна на снятом с двигателя генераторе).

 

Проверьте выпрямительный блок. Для проверки отсоедините от упомянутой выше панели провод « + » 

(красного цвета) пучка проводов от генератора. Выключите выключатель массы, а провод « – » подвесьте 
непосредственно от клеммы « – » батареи к пятиклеммной панели. Присоедините через контрольную лампу 
(или вольтметр) сначала к проводу « + » пучка — провод « + » батареи, и к массе присоедините провод « – » 
батареи, а затем поменяйте их местами.

 

 

197 

Если выпрямитель исправен, то при первом подключении лампа не горит (вольтметр напряжения не по-

казывает), а при втором — лампа горит (вольтметр показывает напряжение аккумуляторной батареи). Если 
же при обоих подключениях лампа горит (или при обоих подключениях лампа не горит), то это означает 
пробой или обрыв в выпрямительном блоке, и он должен быть заменён;

 

 - при повышенном шуме генератора снимите приводной ремень и проверните рукой ротор генератора. 

При повышенном шуме подшипников их замените. Если же обнаружится задевание рабочего колеса об на-
правляющий аппарат, то проверьте крепление генератора к направляющему аппарату.

 

Проверка генератора на стенде

 

Закрепите генератор на стенде за крышку со стороны щёткодержателей и соедините с приводом стенда. 

Подключения на стенде должны быть произведены, как показано на рис. 205. Источник питания обмотки 
возбуждения генератора должен иметь напряжение 12 В постоянного тока. Приборы должны быть постоян-
ного тока — вольтметр со шкалой 0...15 В, амперметр — 0...30 А.

 

При испытании обеспечьте принудительный обдув выпрямительного блока от постороннего вентилятора, 

так как длительное испытание без охлаждения приведёт к выходу выпрямительного блока из строя из-за пе-
регрева. Порядок проверки:

 

 - при выключенных выключателях и 9 доведите частоту вращения ротора генератора до 18 с

1

 (1100 

об/мин);

 

 - выключателем включите под напряжением обмотку возбуждения генератора и проверьте по вольт-

метру напряжение без нагрузки — напряжение должно быть не менее 12 В;

 

 - выключателем включите нагрузку, доведите частоту вращения генератора до 42 с

1

 (2500 об/мин) и 

реостатом доведите нагрузку по амперметру 7 до 20 А. Напряжение при этом по вольтметру должно быть 
не менее 12 В;

 

 - уменьшите частоту вращения вала генератора с 42 с

1

 (2500 об/мин) до 20 с

1

 (1200 об/мин) и выклю-

чите выключатель (выключать нагрузку, не сбавив обороты, не следует, так как при этом резко возрастает 
напряжение).

 

 

 

Рис. 205. Схема электрическая соединений для испытания генератора: 
1 — обмотка ротора; 2 — обмотка статора; — выпрямитель; 4, 9 — включатели; 5 — аккумулятор; — вольтметр; 

7 — амперметр; — реостат; 10 — шунт 

 
Если генератор при вышеуказанном испытании не вырабатывает напряжение более 12 В, то определите и 

устраните неисправность.

 

Выявление неисправностей:

 

 - замерьте напряжение вольтметром переменного тока на выводах фаз обмотки генератора при включён-

ном выключателе и частоте вращения генератора около 25 с

1

 (1500 об/мин). Если напряжение на фазах 

генератора будет менее 12 В, то замените выпрямительный блок и произведите повторную проверку;

 

 - отсоедините от шунтовой клеммы генератора провод, снимите щёткодержатели (рис. 204) со щётками 

и через отверстия в крышке генератора замерьте омметром сопротивление обмотки возбуждения, прикасаясь 
наконечниками омметра к кольцам. Сопротивление обмотки возбуждения должно быть 7,13...7,18 Ом. Мень-
шее сопротивление обмотки укажет на наличие замыкания в обмотке, большее — на плохой контакт в местах 
пайки, а бесконечное — на обрыв;

 

 

198 

 - наличие замыкания обмотки возбуждения на массу проверьте, подключив провод « + » от аккумулятор-

ной батареи через контрольную лампу к кольцам, а провод « – » — к валу ротора: при наличии замыкания 
лампа будет гореть;

 

 - проверьте состояние щёток и контактных колец: щётки должны перемещаться в щёткодержателях без 

заеданий, иметь высоту не менее 11 мм (при меньшей высоте щётки замените); кольца в зоне контакта долж-
ны иметь чистую поверхность с сероватым оттенком.

 

Проверьте надёжность контакта щёток с кольцами, подключив через контрольную лампу к клемме изоли-

рованной щётки и к массе напряжение аккумуляторной батареи и проворачивая ротор; лампа должна гореть 
без миганий;

 

 - если генератор при частоте вращения ротора 42 с

1

 (2500 об/мин) и нагрузке 20 А не вырабатывает на-

пряжение 12 В, то проверьте целость фаз статорной обмотки: снимите выпрямительный блок и подключите 
через контрольную лампу поочерёдно к каждой паре фазных выводов напряжение от аккумуляторной бата-
реи — при отсутствии обрыва в обмотке лампа горит. При наличии обрыва хотя бы в одной обмотке статор 
следует заменить;

 

 - при наличии повышенного шума генератор разберите. Осмотрите подшипники, ротор и статорную об-

мотку. Если источником шума явились подшипники (поломка, повышенный зазор), то их замените новыми. 
Наличие на обмотке статора потемневшей изоляции указывает на межвитковое замыкание обмотки. Такой 
статор замените.

 

Ремонт. Разборка и сборка

 

Перед разборкой генератора его необходимо демонтировать из направляющего аппарата (см. «Двигатель. 

Система охлаждения. Проверка вентилятора»). Дальнейшую разборку производите следующим образом:

 

 - отвинтите винты (рис. 204) и снимите щёткодержатели 1 со щётками 29;

 

 - отвинтите гайки выводных зажимов 14 обмотки статора и снимите выпрямительный блок и пластину 

изолятора. Затем отвинтите четыре стяжных болта 18 генератора, с помощью съёмника спрессуйте крышку 
20 и снимите статор с выводами (при снятии статора выводы следует передвигать вслед за статором, предо-
храняя их от обрывов);

 

 - с помощью съёмника снимите с ротора 19 крышку вместе с подшипником 12;

 

 - в крышке 5 отвинтите три винта и снимите стопорную шайбу 11, а затем отвинтите три винта с по-

тайной головкой и снимите упорную шайбу 10. Выпрессуйте подшипники 12 из крышек.

 

Сборку генератора производите в обратной последовательности. При этом упорные втулки вала генера-

тора поставьте на прежние места: короткую втулку наденьте на вал у крышки со стороны щёткодержате-
лей, длинную 21 — с противоположной стороны вала.

 

После сборки проверьте генератор на специальном стенде по величинам номинального напряжения и то-

ка.

 

Проверка деталей

 

После разборки тщательно очистите от пыли и грязи все детали и протрите их чистой салфеткой.

 

Статор и ротор генератора промывать бензином или другими растворителями запрещается (в случае 

обильного попадания масла допускается промывка статора и ротора в неэтилированном бензине с обязатель-
ной немедленной просушкой в воздушном потоке с температурой 60...70°С. Очищенные детали осмотрите и 
произведите дефектовку для последующего ремонта или замены.

 

Проверьте состояние статорной обмотки, а также проверьте, нет ли обрывов во всех трёх фазах в местах 

пайки. В случае необходимости подпаяйте выводы;

 

 - проверьте отсутствие замыкания обмотки ротора на «массу», сохранность пайки выводов обмотки к 

контактным кольцам и сопротивление обмотки возбуждения (которое должно составлять 7,13...7,18 Ом).

 

В случае сильного износа или подгара прошлифуйте контактные кольца. Биение колец относительно ше-

ек вала допускается не более 0,05 мм; 

 - проверьте исправность выпрямительного блока;

 

 - подшипники при появлении значительной шумности в их работе (что является, как правило, следствием 

появления в них значительного радиального зазора в результате износа) замените новыми;

 

 - проверьте посадочные места под подшипники в крышках генератора. В случае увеличенных износов, 

крышки замените новыми;

 

 - щётки, изношенные до 10 мм, замените новыми. Новые щётки перед установкой притрите до получения 

радиуса закругления 15 мм. В щёткодержателях щётки должны передвигаться легко и без заеданий.

 

 
 
 
 
 
 
 

 

199 

XIII.2.

 

РЕГУЛЯТОР НАПРЯЖЕНИЯ 

 

 
 
 
 
 
 
 
Рис. 206. Схема регулятора напряжения РР310-Б:

 

В3 —клемма подсоединения провода от замка зажигания, Ш — 

клемма подсоединения провода от обмотки возбуждения генератора; 

1 — угольник; — пружина; 3 — якорь с подвижным контактом в 

сборе; — сердечник; 5 — обмотка выравнивающая (сериесная); 6 — 
стойка с неподвижным контактом в сборе; 7 — прокладка изоляционная; 
8 — винт; — обмотка основная (шунтовая); 10 — ярмо; 11 — резистор 
(60 Ом); 12 — резистор (13 Ом)

 

 
Регулятор напряжения типа РР310-Б (рис. 206) электромагнитный, вибрационный, включён в цепь пита-

ния обмотки возбуждения генератора Г502-А (соединение клемм 

Ш

 регулятора 29 (рис. 203) и генератора 

24). Регулятор предназначен для автоматической регулировки напряжения в обмотке возбуждения генерато-
ра и, следовательно, для поддержания на выходе выпрямителя генератора величины напряжения в заданных 
пределах независимо от частоты вращения коленчатого вала двигателя. К клемме 

В3

 (рис. 206) регулятора 

подсоединён провод от замка зажигания, а к клемме 

Ш

 — провод от обмотки возбуждения генератора.

 

 

Техническая характеристика 

Номинальное  напряжение, В 

………………………………………...

 12 

Напряжение на выходе выпрямителя при частоте 
вращения ротора генератора 72 с-1 (4300+100 об/мин) 
и токе нагрузки 10А, В 

………………………………………………..

 13,8...14,8* 

Максимальный регулируемый ток возбуждения, А 

…………………..

 1,8 

Зазор между якорем и сердечником (при замкнутых контактах), мм 

 1,2...1,4 

Основная (шунтовая) обмотка катушки регулятора** 
Марка провода 

……………………………………………………….

 ПЭТВ 

Диаметр провода, мм 

………………………………………………...

 0,29 

Количество витков 

…………………………………………………...

 

1088±10 

Количество слоёв 

…………………………………………………….

 

16 

Сопротивление обмотки, Ом 

…………………………………………

 

16,5±1* 

Выравнивающая (сериесная) обмотка катушки регулятора ** 
Марка провода 

………………………………………………………..

 

ПЭТВ 

Диаметр провода, мм 

…………………………………………………

 

0,72 

Количество витков 

……………………………………………………

 

41±1 

 
* Значение при температуре регулятора и окружающей среды 20 °С. 
** Направление намотки витков — против часовой стрелки (смотря со стороны якоря). 

 

Возможные неисправности и способы их устранения 

 

Причина 

Способ устранения 

Аккумуляторная батарея не заряжается или заряжается недостаточно 

Грязные или подгоревшие контакты регулятора 

Зачистите контакты мелкозернистой стеклянной 

шкуркой и протрите хлопчатобумажной лентой, смо-
ченной в спирте 

Нарушена регулировка регулятора (занижено регулируе-

мое напряжение) 

Отрегулируйте регулятор 

Сгорел резистор 60 Ом 

Замените резистор 

Плохой контакт в соединениях проводов цепи генератор 

— батарея 

Зачистите контактные соединения и закрепите нако-

нечники проводов в цепи генератор — батарея 

Замыкание клеммы Ш на массу 

Устраните замыкание 

 

 

200 

Продолжение таблицы 

 

Причина 

Способ устранения 

Большой зарядный ток («кипит» электролит в аккумуляторной батарее) 

Сваривание контактов регулятора 

Зачистите контакты мелкозернистой стеклянной 

шкуркой и протрите хлопчатобумажной лентой, смо-
ченной в спирте  

Нарушена регулировка регулятора (завышено регулируемое 

напряжение) 

Отрегулируйте регулятор 

Замыкание начала шунтовой обмотки катушки регулятора на 

массу 

Устраните замыкание 

Обрыв или межвитковое замыкание шунтовой обмотки ка-

тушки регулятора 

Устраните обрыв или замените катушку регулятора 

Сгорел резистор 13 Ом 

Замените резистор 

Повышенное напряжение на выходе выпрямителя (особенно на малых оборотах двигателя) 

Межвитковое замыкание выравнивающей обмотки катушки 

регулятора 

Замените катушку 

 
Проверка и регулировка 
Регулятор проверьте, если при исправном генераторе имеет место систематическая недозарядка аккуму-

ляторной батареи (слабое проворачивание двигателя стартером, слабый свет фар, пониженная плотность 
электролита в аккумуляторной батарее) или её перезарядка (быстрое понижение уровня электролита из-за 
«выкипания»).

 

Проверку и регулировку регулятора рекомендуется производить на специальном стенде. Не рекомендует-

ся проверять нагретый регулятор (непосредственно после остановки двигателя).

 

 

Рис. 207. Схема соединений для проверки и регулировки

 

регулятора на стенде:

 

1 — генератор; 2 — вольтметр; — реостат регулировочный начального тока возбуждения 

генератора; — регулятор; 5 — выключатель; 6 — аккумуляторная батарея; 7 — реостат регу-
лировочный нагрузки генератора; — амперметр; — панель соединительная 

 

Для проверки необходимы следующие измерительные приборы: вольтметр постоянного тока со шкалой 

до 20 В, с ценой деления шкалы 0,1...0,2 В, класса точности не ниже 1,0; тахометр со шкалой, позволяющей 

измерить частоту вращения ротора генератора в пределах 0...100 с

1

 (0...6000 об/мин); амперметр постоянно-

го тока со шкалой до 20 А, класса точности не ниже 1,0; регулировочный реостат, обеспечивающий возмож-
ность создать токовую нагрузку генератору 10 А.

 

Снимите с регулятора крышку и проверьте зазор между якорем (рис. 206) и сердечником 4 — зазор дол-

жен быть 1,2...1,4 мм. При несоответствии зазора установите его перемещением стойки с неподвижным 
контактом, отпустив винты 8. Затем винты затяните до отказа.

 

Установите регулятор в рабочее положение и подсоедините выводы приборов, как показано на рис. 207. 

Доведите частоту вращения ротора генератора до 4300 об/мин. Поддерживая обороты ротора в заданном ре-
жиме, установите реостатом ток нагрузки генератора 10 А по амперметру 8. В таких условиях регулируе-
мое напряжение по вольтметру должно быть в пределах 13,8...14,8 В. При несоответствии напряжения ука-
занным величинам снимите с регулятора крышку и произведите его регулировку изменением усилия натяже-

 

201 

ния пружины (рис. 206); при большом напряжении, подгибая хвостовик угольника 1, усилие натяжения 
пружины уменьшать, а при малом — увеличивать. 

 

XIII.3.

 

РЕЛЕ БЛОКИРОВКИ 

 

Рис. 208. Схема реле блокировки РБ1-10: 

«~» — клеммы подсоединения фазных выводов генератора; PC — клемма подсоединения провода от 

клеммы 50 замка зажигания; ЛК — клемма подсоединения провода от дополнительного реле стартера; 

1 — диод выпрямительный (Д7-Б); 2 — пружина; — якорь с подвижным контактом в сборе; 4 — 

сердечник; 5 — обмотка основная; 6 — стойка с неподвижным контактом в сборе; 7 — прокладка изо-
ляционная; 8 — винт; — ярмо; 10 — обмотка вспомогательная; 11 — угольник; 12 — резистор (30 Ом) 

 

Техническая характеристика 

Переменное напряжение включения реле 
(размыкание контактов), В 

…………………………………...

 8...9* 

Переменное напряжение  выключения реле, В 

……………….

 6* 

Максимально допустимая сила тока на контактах реле, А 

……

 0,5 

Величина зазора между якорем и сердечником 
при замкнутых контактах, мм 

…………………………………

 ,35...0,45 

 
Основная обмотка катушки реле 
** 
Марка провода 

………………………………………………..

 ПЭВ-2 

Диаметр провода, мм 

…………………………………………

 0,19 

Количество витков 

……………………………………………

 2350±30 

Сопротивление обмотки, Ом 

…………………………………

 81±6* 

Вспомогательная обмотка катушки реле ** 
Марка провода 

………………………………………………..

 ПЭВ-2 

Диаметр провода, мм 

…………………………………………

 0,41 

Количество витков 

……………………………………………

 90±1 

 
* Значение измерения при температуре окружающей среды 20 °С. 
** Направление намотки витков — против часовой стрелки (смотря со стороны якоря).

 

 
Работа

 

Реле блокировки (рис. 208) предназначено для автоматического выключения стартера на минимальных 

оборотах двигателя после его пуска, а также для предохранения стартера от случайного включения при рабо-
тающем двигателе, чем обеспечивается долговечность работы стартера и венца маховика двигателя. Реле ра-
ботает совместно с генератором и дополнительным реле стартера (схема соединений генератора с реле бло-
кировки показана на рис. 203, дополнительное реле стартера показано на рис. 218).

 

Подключённый к двум фазным выводам генератора (рис. 208) выпрямительный мост реле из диодов пи-

тает постоянным током основную обмотку катушки реле. В рабочем диапазоне оборотов двигателя (генера-
тора) контакты реле постоянно разомкнуты. Через контакты реле проходит цепь питания дополнительного 
реле стартера с подсоединением на клемме 

ЛК

а также цепь питания вспомогательной обмотки реле с под-

соединением на клемме 

PC

.

 

При повороте ключа замка зажигания в положение «СТАРТЕР» (пуск двигателя стартером) дополнитель-

ное реле стартера 28 (рис. 203) срабатывает и замыкает свои контакты. Этими контактами включается тяго-
вое реле стартера 10, которое вводит в зацепление с венцом маховика двигателя шестерню стартера и одно-
временно своей контактной пластиной включает стартер под напряжение аккумуляторной батареи. Прово-
рачиваемый стартером двигатель запускается, включается в работу генератор, срабатывает реле блокировки 
и размыкает свои контакты, отключая дополнительное реле стартера, которое в свою очередь отключает тя-
говое реле стартера. Возвратная пружина тягового реле стартера выключает стартер и выводит его шестерню 
из зацепления с венцом маховика. 

 

202 

Возможные неисправности и способы их устранения 

 

Причина 

Способ устранения 

Дополнительное реле стартера не включается при исправной цепи обмотки дополнительного реле и 

цепи от источника питания до клеммы ЛК реле блокировки 

Грязные или подгоревшие контакты реле блокировки 

Зачистите контакты мелкозернистой стеклянной 

шкуркой и протрите хлопчатобумажной лентой, 
смоченной в спирте 

Отсутствует контакт между массой реле блокировки и 

массой автомобиля 

Надёжно соедините массу реле блокировки с 

массой автомобиля 

Дополнительное реле стартера после пуска двигателя автоматически не выключается 

(генератор исправен) 

Сваривание контактов реле блокировки 

Зачистите контакты мелкозернистой стеклянной 

шкуркой и протрите хлопчатобумажной лентой, 
смоченной в спирте 

Вышел из строя выпрямительный мост реле блокировки 

Замените неисправные полупроводниковые дио-

ды 

Обрыв или межвитковое замыкание в цепи основной 

обмотки 

Устраните обрыв в цепи основной обмотки или 

замените катушку 

Замыкание вывода ЛКна массу 

Устраните замыкание на массу 

 

Проверка на автомобиле 
Неисправность реле блокировки обнаруживается по шуму шестерни стартера в момент отпускания ключа 

зажигания после пуска двигателя (происходит не автоматическое выключение стартера на минимальной час-
тоте вращения коленчатого вала двигателя, а отключение на более высокой частоте — при отпускании ключа 
зажигания из положения «СТАРТЕР»).

 

 

 

Рис. 209. Проверка реле блокировки: 

а

 — схема соединений при проверке на автомобиле; b — схема соединений при проверке на стенде; 

1 — провода для подключений к клеммам «~»; 2 — реле блокировки; 3 — лампа (12 В, 3 Вт); 4 — акку-

муляторная батарея (12,5 В±0,3 В); 5 — реостат; — трансформатор; 7 — вольтметр

 

 
 
 
 
 
 

 

203 

Проверяйте реле блокировки на автомобиле в следующей последовательности (рис. 209): 
- к нижней клемме «~» подсоедините « + », а к верхней клемме «~» коснитесь проводником « – » — при 

этом должны прослушиваться резкие щелчки (притягивание якоря к сердечнику), а контрольная лампа долж-
на гаснуть;

 

 - к верхней клемме «~» подсоедините « + », а к нижней клемме «~» коснитесь проводником « – » — при 

этом также должны прослушиваться щелчки и должна гаснуть контрольная лампа.

 

Если в первом или втором случае не были слышны щелчки и контрольная лампа не гасла, значит реле 

блокировки неисправно — пробиты диоды или обрыв в основной обмотке.

 

Может быть и так, что щелчки в обоих случаях прослушиваются, а реле блокировки, однако, неисправно 

(лампочка не гаснет). Это указывает на то, что в реле блокировки произошло замыкание вывода 

ЛК

 на «мас-

су».

 

Проверка и регулировка на стенде

 

Для проверки необходимы:

 

- вольтметр переменного тока со шкалой не более 20 В, класса точности не ниже 1,0;

 

- реостат сопротивления на 150...350 Ом при токе 0,3...0,7 А;

 

- понижающий трансформатор 220/12...16 В;

 

- контрольная лампа 12 В мощностью 3 Вт.

 

Установите реле блокировки в рабочее положение (клеммами вниз).

 

К клеммам «~» реле блокировки подключите источник регулируемого синусоидального напряжения с 

частотой 50 Гц и вольтметр переменного тока.

 

К клемме 

PC

 подключите « + » аккумуляторной батареи; а клемму « – » соедините с клеммой «масса» ре-

ле блокировки.

 

Между клеммами 

PC

 и 

ЛК

 включите лампочку 12 В, 3 Вт.

 

Плавно изменяя напряжение источника по вольтметру, определите величину напряжения включения и 

отключения реле блокировки (момент включения и отключения фиксируется соответственно по потуханию и 
загоранию контрольной лампы).

 

Напряжение аккумуляторной батареи при проверке должно быть 12,5±0,3 В.

 

Если размыкание и замыкание контактов происходит при напряжениях, отличающихся от приведённых в 

характеристике, то отрегулируйте реле блокировки:

 

 - откройте крышку и проверьте зазор между якорем (рис. 208) и сердечником 4, который должен быть 

0,35...0,45 мм. Этот зазор регулируйте путём перемещения стойки с неподвижным контактом при отпущен-
ных винтах 8;

 

 - произведите, при необходимости, окончательную регулировку путём изменения натяжения пружины 

— подгибая хвостовик угольника 11.

 

 

XIII.4.

 

АККУМУЛЯТОРНАЯ БАТАРЕЯ 

 

Техническая характеристика

 

Номинальное напряжение, В 

………………………… 

12

 

Номинальная ёмкость 
(при 20-часовом режиме разряда и температуре 
электролита (25±2) °С в начале разряда), A-ч 

………… 

55

 

Разрядный ток (при 20-часовом режиме разряда), А 

….. 

2,75 

Разрядный ток при стартерном режиме и 
температуре электролита 18 °С, А 

…………………….. 

255 

Время разряда: 
 - до напряжения 8,4 В, с 

……………………………… 

30 

 - до напряжения 6 В, мин 

…………………………….. 

Объём заливаемого электролита, л 

…………………… 

3,8 

Габаритные размеры, мм: 
 - длина 

……………………………………………….. 

260 

 - ширина 

……………………………………………... 

172 

 - высота 

……………………………………………… 

226 

Масса, кг: 
 - с электролитом 

……………………………………... 

21 

 - без электролита 

…………………………………….. 

17,5 

Номинальная высота уровня электролита над 
сепаратором, мм

………………………………………

 10...15 

 
 
 

 

204 

Возможные неисправности и способы их устранения

 

 

Причина 

Способ устранения 

Недостаточно эффективное проворачивание стартером коленчатого вала двигателя. 

Тусклый свет электрических ламп и слабый звук сигнала 

Аккумуляторная батарея разряжена  

Зарядите батарею 

Окисление выводных клемм и наконечников прово-

дов 

Отсоедините наконечники проводов и зачистите 

выводные клеммы и наконечники 

Недостаточно эффективное проворачивание стартером коленчатого вала двигателя. 

Свет электрических ламп и звук сигнала нормальные 

Недостаточно плотное затягивание наконечников 

проводов на выводных клеммах батареи

 

Затяните болты крепления наконечников на вы-

водных клеммах

 

Наличие электролита на поверхности батареи 

Завышен уровень электролита в банках аккумулятора, 

выплёскивание его при движении 

 

Уменьшите количество электролита, доведя его 

до нормы;

 

Просачивание электролита через трещины и отслое-

ние заливочной мастики

 

Загладьте мастику разогретой металлической ло-

паткой. При необходимости, предварительно разо-
гретой мастикой заполните зазоры между крышка-
ми и стенками бака

 

Быстрая потеря ёмкости неработающей батареи (происходит саморазряд) 

Загрязнение электролита посторонними примесями 

вследствие применения загрязнённой серной кислоты и 
дистиллированной воды

 

Промойте батарею, залейте свежим электролитом 

и зарядите

 

Загрязнение поверхности батареи электролитом, 

окислами, пылью и грязью

 

Очистите поверхность батареи от электролита, 

пыли и грязи и протрите поверхность сухой вето-
шью, смоченной в нашатырном спирте

 

Батарея разряжена и плохо заряжается (резко повышается температура и обильно выделяются газы)

 

Сульфатация пластин, которая может быть по сле-

дующим причинам: 

- длительное бездействие батареи в разряженном со-

стоянии; 

- повышенная плотность электролита; 
- пониженный уровень электролита; 
- загрязнение электролита; резкие колебания окру-

жающей температуры; 

- систематический недостаточный заряд батареи 

вследствие нарушения регулировки регулятора

 

Если сульфатация незначительная, то восстано-

вите батарею. Для этого: 

- из батареи вылейте электролит, залейте новый 

плотностью 1,45 г/см

3

 и зарядите батарею током 

2,5 А. К концу зарядки плотность электролита до-
ведите до нормальной. При значительной сульфа-
тации элементы батареи замените

 

 

Приведение сухозаряженной батареи в рабочее состояние

 

В запасные части батареи поступают без электролита. Приведение батареи в рабочее состояние произво-

дите в следующем порядке:

 

 - отверните пробки и, в зависимости от конструкции батареи, удалите уплотнения пробок или срежьте с 

пробок вентиляционные выступы;

 

 - залейте в батарею электролит с температурой 15...25°С.

 

Плотность электролита г/см

3

 должна соответствовать данным, приведённым ниже:

 

 - район с умеренным климатом …… 1,27...1,29 
 - тропики ……………………………. 1,22...1,24 
Выдержите батарею 2 ч (чтобы пластины и сепараторы пропитались электролитом), затем проверьте 

плотность электролита. Если плотность понизилась не более чем на 0,03 г/см

3

, батарею после проверки уров-

ня электролита досуха протрите.

 

Если плотность электролита понизилась более чем на 0,03 г/см

3

, то батарею подзарядите током 5 А в те-

чение примерно 5 часов при температуре электролита не выше 27 °С. Если температура электролита выше, 
батарею следует охладить.

 

Зарядку прекратите, когда начнётся обильное выделение газа во всех отсеках батареи, а напряжение и 

плотность электролита в течение последних 2...3 часа зарядки будут оставаться постоянными.

 

 

205 

При зарядке периодически проверяйте температуру электролита и не допускайте её увеличения выше    

40 °С. Если температура достигнет 40 °С — уменьшите наполовину зарядный ток или прервите зарядку и 
охладите батарею до 27 °С.

 

Если в конце зарядки плотность электролита отличается от нормальной (1,28 г/см

3

 — для районов с уме-

ренным климатом и 1,22 г/см

3

 — для тропиков), доведите её до нормы.

 

Зарядку после заливки электролита производите обязательно, если: 
 - батарея не использовалась в течение 24 часов после заливки в неё электролита;

 

 - первоначальная эксплуатация батареи будет происходить при тяжёлых условиях (в холодную погоду, с 

частыми пусками двигателя и т. д.);

 

 - батарея хранилась более 6 месяцев.

 

Если батарея будет эксплуатироваться при температуре ниже 0 °С, то после электролита её рекомендует-

ся подзарядить током 15 А в течение 15 минут.

 

 
Проверка степени разряда

 

Степень разряда проверяйте только измерением плотности электролита.

 

Зависимость плотности электролита от степени разряда показана в табл. 15.

 

 
Таблица 15 

Плотность электролита, приведённая к 25 °С, г/см

3

 

Степень разряда, %

 

для районов с умеренным 

климатом

 

для районов с тропическим 

климатом

 

0

 

1,28

 

1,22

 

25

 

1,24

 

1,18

 

50

 

1,20

 

1,14

 

 
Проверка состояния батареи нагрузочной вилкой запрещается, так как это приведёт к повреждению зали-

вочной мастики и нарушению герметичности батареи.

 

Если температура электролита ниже или выше 25°С, то к показаниям ареометра прибавьте или отнимите 

температурную поправку, найденную по табл. 16. 

 

Таблица 16 

Температура 

электролита, °С

 

40

 

25

 

10

 

–5

 

–20

 

Поправка

 

+0,01

 

0

 

–0,01

 

–0,02

 

–0,03

 

 
Если батарея разряжена более чем на 25 % зимой и 50 % летом, её следует снять с автомобиля и подзаря-

дить.

 

Чтобы не получить ошибочных результатов, не следует замерять плотность электролита при следующих 

обстоятельствах:

 

 - при ненормальном уровне электролита;

 

 - если электролит слишком горячий или слишком холодный. Оптимальная температура электролита при 

измерении плотности 15...25 °С;

 

 - после доливки дистиллированной воды следует выждать, пока электролит перемешается. Если батарея 

разряжена, то для этого потребуется даже несколько часов;

 

 - после нескольких включений стартера. Следует выждать, пока установится равномерная плотность 

электролита в элементах батареи;

 

 - при «кипящем» электролите. Следует выждать, пока пузырьки в электролите, набранном в колбу ден-

симетра, поднимутся на поверхность. 

 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

206 

XIII.5.

 

СИСТЕМА ЗАЖИГАНИЯ 

 

Система зажигания двигателя — батарейная (рис. 203). Номинальное напряжение первичной цепи 12 В.

 

В систему зажигания входят замок зажигания с противоугонным устройством в сборе; катушка зажига-

ния; распределитель зажигания; свечи и провода. Источниками электропитания служит аккумуляторная ба-
тарея и генератор.

 

Система зажигания, как и всё электрооборудование автомобиля, работает по однопроводной схеме, при 

которой вторым «–» (минусовым) проводом служит кузов автомобиля.

 

 
ЗАМОК ЗАЖИГАНИЯ С ПРОТИВОУГОННЫМ УСТРОЙСТВОМ
 
Замок зажигания в сборе показан на рис. 210, схема коммутации — в табл. 17.

 

 
Схема коммутации замка зажигания 
 

Положение ключа

 

III

 

0

 

I

 

II

 

Клеммы

 

Подключение электроцепей

 

X

 

X

 

X

 

X

 

30

 

Подведено напряжение от аккумуляторной батареи (через амперметр) 
и от генератора

 

X

 

 

X

 

X

 

INT

 

Подключены центральный переключатель света и переключатель 
стеклоочистителя и стеклоомывателя

 

 

 

 

Х

 

16

 

 

 

 

 

X

 

50

 

Подключено дополнительное реле стартера и вспомогательная ка-
тушка реле блокировки

 

X

 

X

 

X

 

X

 

30/1

 

Подведено напряжение от аккумуляторной батареи (через амперметр) 
и от генератора

 

 

 

X

 

X

 

15

 

Подключены приборы, первичная обмотка катушки зажигания, об-
мотка возбуждения генератора, выключатель света заднего хода и вы-
ключатель аварийной сигнализации

 

 
III — «СТОЯНКА» (включено противоугонное устройство, блокирующее поворот рулевого колеса).

 

0 — «ВЫКЛЮЧЕНО» (ключ можно вынуть).

 

I — «ЗАЖИГАНИЕ (ключ блокирован).

 

II — «СТАРТЕР» (ключ блокирован, положение его не фиксируется — ключ стремится вернуться в положение I). 

 
Снятие замка зажигания в сборе или его контактного устройства производите при выключенном выклю-

чателе массы.

 

Для снятия замка зажигания в сборе (производится при снятых кожухах опоры вала рулевого управления) 

отсоедините провода от клемм контактного устройства 2, оставьте ключ в замке в положении «0» и отвинти-
те два винта 10 (рис. 187) крепления замка.

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Рис. 210. Замок зажигания с противоугонным 

устройством в сборе: 

1 — стопорное кольцо; 2 — контактное устрой-

ство; — замок зажигания; 4 — запорный стержень; 
— ключ; — пружина гильзы 

 

 

207 

Контактное устройство отделяется от замка и без снятия последнего. Для этого достаточно снять стопор-

ное кольцо с заднего торца корпуса замка.

 

В замке разборное только контактное устройство: возможна замена изоляционной вставки с клеммами в 

сборе, диска с сегментными пластинами в сборе, пружины, прижимающей к контактам клемм диск, а также 
оси, на которой собраны указанные детали, и пластмассового изолятора оси. Все детали устанавливаются 
только в одном положении, определяемом их конструкцией. Доработка или подгонка при их сборке недопус-
тимы.

 

Устанавливайте контактное устройство в замок только при установленном в положение «0» ключе. При 

этом соединительный паз головки оси контактного устройства должен располагаться точно по оси широкого 
выступа изоляционной вставки, а последний — в широком пазу заднего торца корпуса (расположен по оси 
запорного стержня противоугонного устройства). Стопорное кольцо, удерживающее контактное устройство, 
при установке, должно плотно войти в кольцевую проточку корпуса замка по всей окружности.

 

Провода к клеммам присоединяйте, как указано на рис. 203.

 

 
КАТУШКА ЗАЖИГАНИЯ

 

Катушка зажигания типа Б115В (рис. 211), неразборной конструкции (снимается только добавочный ре-

зистор). Представляет собой однофазный трансформатор. Первичная обмотка имеет 320 витков медной эма-
лированной проволоки Ø0,77 мм, вторичная — 17500 витков медной эмалированной проволоки Ø0,09 мм. 
Обмотки и магнитопровод помещены в металлическом кожухе и залиты маслом. Кожух закрыт пластмас-
совой крышкой 4. На крышке расположены три клеммы низкого напряжения и одна клемма высокого напря-
жения.

 

 

Рис. 211. Катушка зажигания Б115В: 

1 — добавочный резистор; — изолятор; 3 — клемма ВК-Б; — крышка; 5 — клеммный вывод к 

контактам прерывателя распределителя; 6 — кожух; 7 — магнитопровод; 8 — первичная обмотка; 9 — 
вторичная обмотка; 10 — сердечник 

 
Первичная обмотка 18 (рис. 203) включена последовательно с резистором 17. При пуске двигателя стар-

тером (при этом напряжение аккумуляторной батареи снижается), обмотка 18 подключается через контакт 
тягового реле 10 в обход резистора, чем обеспечивается её номинальное напряжение на пуске.

 

Высокое напряжение, обеспечивающее искровой пробой зазора между электродами свечи, индуктируется 

во вторичной высоковольтной обмотке 19 исчезающим магнитным потоком первичной обмотки при размы-
кании контактов 15 прерывателя распределителя 16.

 

При испытании на специальном стенде катушка зажигания должна обеспечивать бесперебойное искрооб-

разование на стандартных трёхэлектродных игольчатых разрядниках с промежутком 7 мм при частоте вра-

щения валика распределителя до 42 с

1

 (2500 об/мин). При этом напряжение между клеммой ВК-Б и клем-

мой без обозначения на катушке зажигания должно быть 12±0,2 В. Длительность проверки на бесперебой-
ность искрообразования — 30 с, контроль — визуально или на слух, или с помощью импульсного кило-
вольтметра.

 

 
РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬ ЗАЖИГАНИЯ

 

Распределитель зажигания Р114-Б предназначен для прерывания электрического тока первичной обмотки 

катушки зажигания и подключения её вторичной высоковольтной обмотки к проводам свечей в момент, оп-
ределённый конструкцией двигателя: исходная установка угла опережения зажигания — 5° и его автомати-
ческое изменение соответственно изменению частоты вращения коленчатого вала двигателя. Автоматическая 
регулировка угла осуществляется центробежным и вакуумным регуляторами распределителя.

 

 

208 

Базовой деталью распределителя является корпус 20 (рис. 212), установленный в хомут подвижной пла-

стины 26. При отпущенном болте 27 хомута подвижной пластины корпус можно поворачивать вокруг его 
оси, чем обеспечивается установка угла опережения зажигания.

 

К приводу распределитель крепится неподвижной пластиной 28, на которой установлена в сборе с корпу-

сом подвижная пластина 26. Между собой пластины крепятся гайкой 25, навинчиваемой на болт неподвиж-
ной пластины. При отпущенной гайке 25 подвижная пластина в сборе с корпусом распределителя может по-
ворачиваться в пределах выполненного в ней паза. Этим обеспечивается регулировка угла опережения зажи-
гания в пределах шкалы, нанесённой на неподвижной пластине (регулировка угла опережения зажигания, а 
также его корректировка в случае применения бензина с несоответствующим двигателю октановым числом).

 

В двух запрессованных в корпус меднографитовых втулках 13, смазываемых с помощью маслёнки 2, ус-

тановлен валик распределителя в сборе с центробежным (пружины 12 и грузики 3) регулятором. С поводком 
привода он соединяется муфтой 1.

 

 

Рис. 212. Распределитель зажигания: 

1 — муфта привода валика распределителя; — колпачковая маслёнка; — грузик; 4 — защёлка; — 

бегунок (ротор распределителя); 6 — пружина контактного уголька; 7 — контактный уголёк; — контакт-
ная пластина бегунка; — крышка; 10 — кулачок; 11 — клемма низкого напряжения; 12 — пружина грузи-
ка; 13 — подшипник; 14 — неподвижный контакт; 15 — пружина прерывателя; 16 — рычаг прерывателя; 
17 — кулачок подвижного контакта; 18 — стойка контактная в сборе; 19 — винт регулировочный; 20 — 
корпус; 21 — фетр для смазки кулачка; 22 — фетр для смазки оси кулачка; 23 — подвижная пластина с под-
шипником в сборе; 24 — рычаг; 25 — гайка болта крепления пластин октан-корректора; 26 — подвижная и 
28 — неподвижная пластины октан-корректора; 27 — болт хомута подвижной пластины; 29 — гайка креп-
ления неподвижной пластины к корпусу привода распределителя; 30 — тяга диафрагмы; 31 — стопорный 
винт; 32 — вакуумный регулятор; 33 — диафрагма; 34 — пружина диафрагмы; 35 — резиновое уплотни-
тельное кольцо; 36 — кольцо пружинное; 37 — прокладка регулировочная максимального угла опережения 
зажигания; 38 — прокладка регулировочная жёсткости пружины 

Примечание. Цифры I, II, III, IV на крышке распределителя указывают порядок подсоединения проводов 

высокого напряжения к соответствующим цилиндрам. 

 
 

 

209 

Сверху на валик установлен кулачок 10, который своей пластиной со специально расположенными 

овальными отверстиями соединён с центробежным регулятором и под действием последнего может повора-
чиваться на увеличение угла опережения зажигания (см. табл. 18).

 

На закреплённой двумя винтами к корпусу 20 опорной пластине установлена на подшипнике подвижная 

пластина 23 с закреплёнными на ней контактами прерывателя. Контактная стойка с массовым контактом 14 
закреплена на подвижной пластине винтом 31. При отпущенном винте 31 эксцентриковым винтом 19 произ-
водится регулировка зазора между контактами прерывателя.

 

При увеличении разрежения (увеличение оборотов двигателя) диафрагма 33 вакуумного регулятора 32 

под действием разрежения перемещается к трубке, на которую надета пружина, и тягой 30 поворачивает 
подвижную пластину по часовой стрелке. При этом кулачок будет раньше размыкать контакты, увеличивая 
таким образом угол опережения зажигания.

 

К изолированной клемме 11 распределителя присоединяется вывод первичной обмотки катушки зажига-

ния и изолированный вывод конденсатора. Первичная обмотка катушки зажигания находится под напряже-
нием при включённом зажигании и только при замкнутых контактах прерывателя. Электрическая цепь: от 
клеммы 11 по изолированному проводнику к изолированной клемме на контактной стойке, далее по пружине 
15 и рычагу 16, по подвижному контакту, далее по неподвижному контакту 14 в сборе с контактной стойкой 
18 и на корпус по присоединённому к стойке 18 неизолированному проводу.

 

Электрическая цепь высокого напряжения: от центральной вводной клеммы крышки 9, через пружину 6, 

уголёк 7, контактную пластину бегунка — к выводным клеммам крышки (поочерёдно в порядке работы 
цилиндров).

 

Регулировка зазора между контактами прерывателя. Для обеспечения нормальной работы системы 

зажигания зазор между контактами прерывателя должен быть 0,35...0,45 мм.

 

Снимите крышку распределителя и бегунок. Медленно проворачивая коленчатый вал пусковой рукоят-

кой, установите кулачок 10 (рис. 212) в положение, при котором кулачок 17 рычага прерывателя 16 устано-
вится на вершине кулачка 10, т. е. когда зазор между контактами будет наибольшим;

 

 - проверьте зазор между контактами;

 

 - отрегулируйте (при необходимости) зазор: ослабьте стопорный винт 31 и поворотом эксцентрикового 

винта 19 установите зазор 0,35...0,45 мм между контактами; затяните стопорный винт и снова проверьте за-
зор; 

 - установите крышку и закрепите защёлками.

 

При регулировке зазора происходит разрегулировка угла опережения зажигания. Поэтому после регули-

ровки зазора проверьте и (при необходимости) отрегулируйте угол опережения зажигания.

 

Регулировка угла опережения зажигания. Подключите контрольную лампу (может использоваться пе-

реносная лампа автомобиля) к массе и к клемме низкого напряжения на катушке зажигания (клемма без обо-
значения, с проводом к распределителю). При таком подключении лампа включена последовательно с пер-
вичной обмоткой 18 (рис. 203) катушки зажигания и параллельно контактам 15 прерывателя: при замкнутых 
контактах 15 лампа не горит, так как она шунтируется контактами, а при размыкании контактов — загорает-
ся;

 

Снимите крышку. Включите зажигание. Медленно проворачивайте коленчатый вал пусковой рукояткой и 

остановите точно в момент загорания лампы и в положении, при котором метка МЗ на крышке центробежно-
го маслоочистителя будет находиться со стороны выступа на крышке распределительных шестерён. При 
этом бегунок удерживайте слегка прижатым в сторону, противоположную его вращению. Если метка МЗ со-
вместилась с выступом одновременно с загоранием лампы, то угол опережения зажигания следует считать 
нормальным;

 

При небольшом несовмещении регулируйте с помощью октан-корректора (до 12° в каждую сторону). Для 

этого: поворачивая коленвал, совместите метку МЗ с выступом; отвинтите на 2...3 оборота гайку 25 (рис. 212) 
и, если лампа горит, то плавно рычагом 24 поверните корпус распределителя по часовой стрелке до её поту-
хания; затем, прижимая бегунок в сторону, противоположную его вращению, плавно рычагом 24 поверните 
корпус против часовой стрелки и остановите в момент загорания лампы; не нарушая установки, затяните 
гайку 25;

 

Окончательную проверку установки угла опережения зажигания производите на ходу: при движении на 

прогретом двигателе по ровной дороге со скоростью 25...30 км/ч на прямой передаче дайте автомобилю раз-
гон, резко нажав на педаль привода дроссельной заслонки. Если при этом будет наблюдаться незначительная 
и кратковременная детонация, то угол опережения следует считать установленным правильно.

 

При необходимости откорректируйте установку угла с помощью октан-корректора (отпустите гайку 25 и 

рычагом 24 поверните распределитель: при сильной детонации стрелку пластины 26 перемещайте в сторону 
знака «–» шкалы пластины 28) одно деление шкалы равно углу 4°, а при отсутствии детонации — в сторону 
знака «+». Затяните гайку 25.

 

Установка угла опережения зажигания. Необходимость установки угла опережения зажигания может 

возникнуть после замены контактов прерывателя, замены распределителя в сборе, после ремонта газораспре-
делительного механизма или привода распределителя, а также если регулировка угла октан-корректором 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  11  12  13  14   ..