На автомобиле KIA Spectra управление системой отопления и
вентиляции салона выполнено автономно от системы
кондиционирования воздуха при выполнении функции обогрева и
вентиляции салона, удаления инея и конденсированной влаги с
ветрового стекла, а также обдува стекол дверей. В то же время
основные элементы отопителя работают и при включении
кондиционера. Узлы отопителя и теплообменник испарителя
кондиционера выполнены в одном блоке.
Основными узлами отопителя являются:
– теплообменник отопителя (радиатор), предназначенный для
нагрева поступающего в салон воздуха теплом охлаждающей
двигатель жидкости;
– вентилятор с электрическим приводом (нагнетатель),
обеспечивающий регулируемую подачу наружного воздуха к заслонкам
отопителя и кондиционера;
– заслонка регулятора температуры воздуха, поступающего из
отопителя в салон, от изменения положения которой зависит
количество воздуха, проходящего через теплообменник отопителя, и
наружного воздуха, проходящего в обход теплообменника;
– заслонки распределения воздуха, поступающего в салон из
отопителя по воздуховодам отопителя или для обдува ветрового
стекла.
Назначение и работа органов управления кондиционером описаны в
разд. 1 "Устройство автомобиля" (смотрите "Вентиляция и
отопление").
Переключатель режимов вентилятора работает независимо от
положения регулятора распределения воздуха и регулятора
температуры и управляет скоростью вентилятора, изменяя
напряжение в цепи питания электродвигателя.
В систему кондиционирования воздуха входят следующие элементы.
Компрессорс
ременным приводом от шкива коленчатого вала двигателя. В шкив
компрессора встроена фрикционная электромагнитная муфта,
отключающая вал компрессора от шкива или соединяющая их при
работе кондиционера по сигналу электронного блока управления
двигателем. При работе компрессор сжимает пары хладагента,
поступающие к нему из теплообменника испарителя, до высокого
давления. Температура паров хладагента на выходе компрессора
значительно выше, чем на входе.
Редукционный клапанвстроен
в компрессор и выполняет защитную функцию, срабатывая при
увеличении давления на выходе компрессора более допустимого
значения. Причиной срабатывания редукционного клапана может быть
отказ выключателя высокого давления, электрического вентилятора
и т.п.
Теплообменник конденсатора, расположенный перед радиатором
системы охлаждения двигателя и имеющий змеевик с развитым
оребрением для быстрого охлаждения и конденсации сжатых
компрессором до высокого значения давления паров хладагента.
Дроссельный патрубокс
сетчатыми фильтрами на входе и выходе установлен в трубопровод,
подводящий жидкий хладагент к теплообменнику испарителя.
Дроссельное отверстие в патрубке ограничивает расход жидкого
хладагента и снижает давление в испарителе. После остановки
двигателя жидкий хладагент продолжает некоторое время перетекать
через дроссельный патрубок из зоны повышенного давления в зону
низкого давления. Протекание жидкости через дроссельное
отверстие сопровождается характерным шипящим звуком, который
прослушивается в течение 30–60 с после остановки двигателя и не
свидетельствует о неисправности.
Теплообменник испарителя. Жидкий хладагент
теплообменника конденсатора через дроссельный патрубок поступает
в теплообменник испарителя, расположенный в блоке отопителя. В
теплообменнике жидкость переходит в газообразное состояние,
поглощая тепло. Влага, содержащаяся в воздухе, поступающем к
теплообменнику, конденсируется на нем, стекает с испарителя и
удаляется из блока отопителя. Из теплообменника испарителя
газообразный хладагент с примесью небольшого количества жидкой
фракции хладагента и капель холодильного масла поступает в
ресивер, который подключен к выходному трубопроводу испарителя.
Ресивер. В нижней части корпуса ресивера
находится емкость с поглотителем паров воды из паров хладагента,
которые, освобождаясь от влаги через специальное отверстие в
заборной трубке, смешиваются с холодильным маслом. В верхней
части корпуса ресивера расположены штуцера для присоединения
трубопроводов. Ресивер неремонтопригоден и должен быть заменен
только в сборе.
рисунок 11.1. Схема движения хладагента в
системе кондиционирования воздуха: 1 – компрессор
кондиционера; 2 – теплообменник конденсатора; 3 –
дроссельный патрубок; 4 – теплообменник испарителя; 5 –
ресивер; 6 – поглотитель влаги в ресивере; 7 – отверстие
для смешения паров хладагента с холодильным маслом; 8 –
редукционный клапан в компрессоре; А – жидкий хладагент
под высоким давлением; В – жидкий хладагент под низким
давлением; С – газообразный хладагент под высоким
давлением; D – газообразный хладагент под низким
давлением
Схема движения хладагента в системе кондиционирования воздуха
приведена нарисунок
11.1.
Все работы по ремонту
системы кондиционирования следует выполнять
только при полностью разряженной системе.
Так как пары хладагента вредны, рекомендуется
разряжать и заряжать систему с использованием
специального оборудования, имеющегося на
специализированных сервисах по обслуживанию
систем кондиционирования.