Автомобили KIA Spectra, выпускаемые в России, оснащают поперечно
расположенными четырехцилиндровыми четырехтактными бензиновыми
инжекторными 16-клапанными двигателями рабочим объемом 1,6 л
мод. S6D (типа DOHC).
Двигатель S6D с рядным вертикальным расположением цилиндров,
жидкостного охлаждения. Детали и узлы двигателя показаны на
рисунок 5.1–5.3.
Головка блока цилиндров, изготовленная из
алюминиевого сплава, общая для всех цилиндров двигателя. В
нижней части головки блока цилиндров отлиты каналы, по которым
циркулирует жидкость, охлаждающая камеры сгорания. В головку
запрессованы седла и направляющие втулки клапанов. Впускные и
выпускные клапаны имеют по одной пружине, зафиксированной через
тарелку двумя сухарями. Двигатель с двумя пятиопорными
распределительными валами имеет по четыре клапана на каждый
цилиндр: два впускных и два выпускных. Привод клапанов
осуществляется от распределительных валов, которые
непосредственно воздействуют на клапаны через гидрокомпенсаторы,
выполняющие одновременно функцию толкателей. Распределительные
валы впускных и выпускных клапанов приводятся во вращение от
коленчатого вала двигателя армированным зубчатым ремнем.
Блок цилиндров(смотрите
рисунок 5.1) двигателя представляет собой единую отливку,
образующую цилиндры, рубашку охлаждения и каналы масляной
магистрали. Нумерация цилиндров двигателя ведется от шкива
коленчатого вала. Блок изготовлен из специального высокопрочного
чугуна, цилиндры расточены непосредственно в теле блока. На
блоке цилиндров выполнены специальные приливы, фланцы и
отверстия для крепления деталей, узлов и агрегатов, а также
каналы главной масляной магистрали. В нижней части блока
цилиндров расположено пять опор коренных подшипников коленчатого
вала со съемными крышками, которые крепятся к блоку болтами.
Крышки коренных подшипников двигателя обработаны в сборе с
блоком и невзаимозаменяемы. К нижней части блока цилиндров через
уплотнительную прокладку прикреплен масляный картер, закрывающий
полость блока снизу и выполняющий функцию резервуара для масла.
рисунок 5.1. Блок цилиндров и коленчатый вал
двигателя: 1 – блок цилиндров двигателя; 2 – поршень; 3
– шатун; 4 – коленчатый вал; 5 – крышка шатуна
Коленчатый вал2
(смотрите рисунок 5.2) пятиопорный, отлит из специального
высокопрочного чугуна. У него восемь противовесов, изготовленных
за одно целое с валом. Для подачи масла от коренных шеек к
шатунным в коленчатом валу выполнены сверления. Коленчатый вал
двигателя зафиксирован от осевых перемещений двумя упорными
полукольцами, установленными в проточки постели коренного
подшипника. На переднем конце коленчатого вала установлен
зубчатый шкив привода распределительного вала. К задней части
коленчатого вала болтами крепится отлитый из чугуна маховик с
напрессованным зубчатым венцом для пуска двигателя стартером. На
заднюю часть маховика напрессован задающий диск датчика
положения коленчатого вала. На автомобилях с автоматической
коробкой передач к фланцу коленчатого вала крепится установочная
пластина гидротрансформатора. Передний и задний концы
коленчатого вала уплотнены самоподжимными резиновыми сальниками.
Поршни4
изготовлены из алюминиевого сплава. Юбка поршня в поперечном
сечении овальная, в продольном – коническая. Для уменьшения
давления поршня на стенку цилиндра во время рабочего хода ось
отверстия под поршневой палец 5 смещена относительно
диаметральной плоскости поршня. На цилиндрической поверхности
головки поршня выполнены кольцевые канавки для одного
маслосъемного и двух компрессионных колец. Поршневые кольца
чугунные. Первое компрессионное кольцо имеет бочкообразную
наружную поверхность, второе кольцо – коническую скошенную
наружную поверхность. Маслосъемное кольцо составное, скребкового
типа, с пружинным расширителем.
Система смазкикомбинированная:
наиболее нагруженные детали смазываются под давлением, остальные
– разбрызгиванием масла, вытекающего из зазоров между
сопрягаемыми деталями. Давление в системе смазки создается
шестеренчатым масляным насосом, установленным снаружи в передней
крышке блока цилиндров и приводимым в действие от переднего
конца коленчатого вала.
Насос всасывает масло из масляного картера двигателя через
маслоприемник с сетчатым фильтром и затем через полнопоточный
масляный фильтр с фильтрующим элементом из пористой бумаги
подает его в главную масляную магистраль, расположенную в теле
блока цилиндров. От главной магистрали отходят каналы подвода
масла к коренным подшипникам коленчатого вала. К шатунным
подшипникам масло подается через каналы, выполненные в теле
коленчатого вала. От главной масляной магистрали отходит
вертикальный канал подвода масла к опорам распределительных
валов и в верхний продольный масляный канал, соединенный
сверлениями в головке блока с гидрокомпенсаторами зазоров в
клапанном механизме.
Система вентиляции картеразакрытого
типа не сообщается непосредственно с атмосферой, поэтому
одновременно с отсосом газов и паров бензина в картере
образуется разрежение на всех режимах работы двигателя, что
повышает надежность различных уплотнений двигателя и уменьшает
выброс токсичных веществ в атмосферу. Система вентиляции состоит
из клапана принудительной вентиляции картера, шланга первого
контура вентиляции картера, впускного трубопровода и шланга
второго контура вентиляции картера, соединяющего систему
вентиляции с диффузором дроссельного узла.
При работе двигателя в режиме холостого хода картерные газы
после маслоотделителя, расположенного в крышке головки блока
цилиндров, под действием разрежения во впускном трубопроводе
через клапан поступают в задроссельное пространство по шлангу.
Клапан ограничивает объем отсасываемых газов, чтобы не
нарушилась работа двигателя в режиме холостого хода. При работе
двигателя под нагрузкой, когда дроссельная заслонка частично или
полностью открыта, основной объем картерных газов проходит по
шлангу в воздухоподводящий патрубок перед дроссельным узлом и
далее через ресивер в камеры сгорания.
Система охлаждениядвигателя
герметичная, с расширительным бачком, состоит из рубашки
охлаждения, выполненной в литье и окружающей цилиндры в блоке,
камеры сгорания и газовые каналы в головке блока цилиндров.
Принудительная циркуляция охлаждающей жидкости обеспечивается
центробежным водяным насосом с приводом от коленчатого вала
поликлиновым ремнем. Для поддержания нормальной рабочей
температуры жидкости в системе охлаждения установлен термостат,
перекрывающий большой круг системы при непрогретом двигателе и
низкой температуре охлаждающей жидкости.
Система питаниядвигателя
состоит из топливного модуля, установленного в топливном баке,
дроссельного узла, фильтра тонкой очистки топлива, регулятора
давления топлива, форсунок, топливопроводов и воздушного
фильтра.
Система зажиганиямикропроцессорная,
управляемая контроллером (электронным блоком управления).
Контроллер также управляет системой распределенного впрыска
топлива. Система зажигания при эксплуатации не требует
обслуживания и регулировки.
Силовой агрегат(двигатель
с коробкой передач, сцеплением и главной передачей) установлен
на четырех опорах с эластичными резиновыми элементами: двух
верхних боковых (правой и левой), воспринимающих основную массу
силового агрегата, и задней и передней нижних, компенсирующих
крутящий момент от трансмиссии и нагрузки, возникающие при
трогании автомобиля с места, разгоне и торможении.