Двигатель 4С20. Инструкция по ремонту - часть 12

 

  Главная      Great Wall     Great Wall Haval H6. Двигатель 4С20. Инструкция по ремонту

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     10      11      12     

 

 

 

Двигатель 4С20. Инструкция по ремонту - часть 12

 

 

Инструкция по ремонту бензинового двигателя 4C20

172

Раздел VIII. Способы устранения типичных неисправностей

1.  Указания по ремонту

(а)  Подготовка к ремонту:

(1)  Запрещается выполнять ремонт на территории топливозаправочных станций;

(2)  Запрещается выполнять ремонт топливной системы при наличии поблизости источника огня;

(3)  Запрещается курить при выполнении ремонта.

(б)  Указания по снятию компонентов топливной системы (например, при замене сетчатого фильтра, снятии топлив-

ного насоса, снятии топливной рампы, установке топливопровода):

(1)  Сначала отсоедините провода от аккумуляторной батареи так, чтобы избежать случайного замыкания в цепи, 

которое может привести к появлению искры и возгоранию паров топлива;

(2)  Накройте соединение топливопровода чистой тканью, осторожно ослабьте соединение и стравите давление 

топлива;

(3)  Не допускайте попадания топлива на двигатель и горячие компоненты системы выпуска отработавших газов;

(4)  Не допускайте попадания бензина на резиновые и кожаные компоненты.

(в)  Указания по снятию топливного насоса высокого давления:

(1)  Стравите давление в топливной системе, отсоедините провода от аккумуляторной батареи, отсоедините пе-

репускной клапан ТНВД, снимите топливопровод высокого давления, соединяющий ТНВД и топливопровод 

низкого давления, при этом обязательно наденьте очки, так как в системе может быть остаточное давление. 

Накройте чистой тканью место соединения ТНВД и топливопровода; медленно ослабляйте соединение до 

полного стравливания давления, после чего разъедините элементы.

(2)  Выверните два болта крепления ТНВД. Выворачивать эти болты следует по очереди по одному обороту до 

полного ослабления пружины плунжера, после чего снимите болты.

(3)  Осторожно извлеките топливный насос из отверстия. Если кольцевое уплотнение топливного насоса высокого 

давления не отделяется от основания, аккуратно покачайте его из стороны в сторону. При снятии топливного 

насоса запрещается его трясти и наклонять: это может привести к повреждению основания и плунжера насоса.

(г)  Указания по установке ТНВД:

(1)  Перед установкой ТНВД поверните ведущий кулачок так, чтобы в нижней мертвой точке он касался блока 

толкателей;

(2)  Измерьте расстояние от установочной поверхности топливного насоса до внутренней поверхности блока 

толкателей с помощью штангенциркуля или глубиномера. Если расстояние превышает 31,2 мм, установите 

ТНВД;

(3)  Если расстояние меньше 31,2 мм, проворачивайте вручную коленчатый вал до тех, пока расстояние не станет 

больше 31,2 мм;

(4)  С помощью торцовой насадки на 24 мм, надетой на болт крепления  шкива коленчатого вала, проверните 

коленчатый вал;

(5)  Проворачивайте коленчатый вал по часовой стрелке (если смотреть с переднего конца вала) до тех пор, пока 

не будет достигнуто правильное положение ведущего кулачка топливного насоса;

(6)  Убедитесь в том, что расстояние между установочной поверхностью ТНВД и внутренней поверхностью бло-

ка толкателей больше 31,2 мм;

(7)  Внимательно проверьте поверхность установочного отверстия и внутреннюю поверхность блока толкателей. 

Проверьте также состояние кольцевого уплотнения и замените его при наличии повреждений. Установите 

ТНВД. Максимальная сила воздействия в процессе установки не должна превышать 700 Н. Нанесите не-

большое количество моторного масла на кольцевое уплотнение ТНВД и установите насос в установочное от-

верстие, не дотрагиваясь при этом до самого отверстия и плунжера. Убедитесь в правильном расположении 

болта фланца ТНВД и его соединительной поверхности. Аккуратно вверните два болта крепления ТНВД так, 

чтобы их головки соприкоснулись с поверхностью фланца ТНВД. Затягивайте болты по очереди по одному 

обороту до тех пор, пока топливный насос не будет надежно закреплен. Обратите внимание на то, что при 

неправильной затяжке крепежных болтов плунжер ТНВД может быть зажат в установочном отверстии;

(8)  Подсоедините топливопроводы низкого и высокого давления. Предварительно нанесите небольшое коли-

чество моторного масла на тыльную сторону соединений топливопроводов и резьбу выходного отверстия 

ТНВД. При этом нарушать герметичность запрещается;

Ϲ⽕᥹㾺ࠄᆚᇕऎඳ

೼ℸ໘⍖⊍

೼ℸ໘⍖⊍

⊍ㅵ㶎↡

Нанесите масло в эту зону

Запрещается нарушать 

герметичность

Нанесите масло в эту зону

Гайка топливопровода

173

Глава XII. Система управления двигателем

(9)  Подсоедините разъем жгута проводов перепускного клапана и убедитесь в правильности его подсоединения.

(10) Проверьте топливную систему на наличие утечек.

(д)  Указания по снятию, установке и проверке ТНВД

(1)  Запрещается использовать ТНВД после его падения;

(2)  Необходимо строго соблюдать полярность при подсоединении ТНВД;

(3)  ТНВД должен активироваться по командам блока управления двигателя или подходящего диагностического 

оборудования Запрещается напрямую подключать ТНВД к источнику питания 12 В;

(4)  Давление в топливопроводе низкого давления не должно превышать 1 МПа;

(5)  Запрещается использовать ТНВД в качестве средства для подъема других прикрепленных к нему компонен-

тов;

(6)  Соблюдайте осторожность при отсоединении жгута проводов. Не повредите его. Запрещается использовать 

один жгут проводов для ТНВД и каких-либо других компонентов. Для подсоединения ТНВД необходимо ис-

пользовать отдельный жгут проводов, проложенный надлежащим образом без слабины и излишней натяжки.

(7)  Если перепускной клапан не подсоединен, максимальное время работы ТНВД не холостых оборотах при 

2000 об/мин не должно превышать 5 минут. Запрещается запускать ТНВД на холостых оборотах более трех 

раз подряд, при этом перерыв между такими запусками должен составлять как минимум 10 минут. Время 

работы ТНВД на холостых оборотах необходимо свести к минимуму, при этом испытания на наличие утечек 

воздуха в топливной системе должны выполняться после таких запусков.

(е)  Указания по снятию и ремонту компонентов электронных систем управления.

(1)  Компоненты системы впрыска топлива отличаются высокой надежностью. В случае неисправности автомо-

биля и, в частности, двигателя, сначала проверьте состояние соответствующего компонента, надежность его 

подсоединения, надежность соединений с точками «массы», высоковольтных проводов свечей зажигания, 

вакуумной трубки регулятора давления масла и т. д. Такую проверку следует выполнять, заменяя установ-

ленные компоненты заведомо исправными. Если все компоненты проходят такую проверку, можно говорить 

о неисправности системы впрыска топлива.

(2)  В случае недостаточного напряжения аккумуляторной батареи или проблем запуском двигателя, запрещает-

ся запускать двигатель от внешнего источника электропитания в течение длительного времени, поскольку 

это может привести к повреждению 3-компонентного каталитического нейтрализатора.

(3)  При необходимости ремонта сначала выключите зажигание или отсоедините «отрицательный» провод от 

АКБ, но не снимайте электронные компоненты, если к ним подводится электропитание.

(4)  Запрещается проверять электрический сигнал в системе с помощью прокалывания изоляции проводов.

(5)  Запрещается отсоединять провода от АКБ при работающем двигателе.

(6)  Если для выполнения таких операций, как, например, сварка, необходимо использовать приборы внешнего 

электропитания, необходимо заранее отсоединить провода от АКБ и блока управления двигателя.

(7)  Запрещается  проверять  работоспособность  системы  зажигания  путем  отключения  свечей  зажигания,  по-

скольку при этом впрыск топлива будет все равно осуществляться, а не сгоревшая рабочая смесь будет сго-

рать в 3-компонентном каталитическом нейтрализаторе, что приведет к его быстрому повреждению.

(8)  При проверке или замене блока управления двигателя обязательно обращайте внимание на то, оборудован 

ли автомобиль противоугонной системой. Если оборудован, отключите противоугонную систему до замены 

блока управления двигателя. В противном случае блок управления двигателя будет заблокирован противоу-

гонной системой и не сможет использоваться на других автомобилях.

(9)  Во время снятия и установки запрещается подвергать компоненты сильному ударам и тряске.

(10) Запрещается вскрывать блок управления двигателя.

(11) Во время снятия и замены кислородных датчиков запрещается допускать их контакт с водой или иной жид-

костью.

(12) Без бензина, а также при содержании большого паров бензина в топливной системе работа топливного насо-

са невозможна.

(13) Большинство компонентов системы впрыска топлива не подлежат ремонту. В случае выхода из строя такие 

компоненты заменяются.

(14) Использование свечей зажигания и высоковольтных проводов без помехоподавляющих элементов вместо 

свечей зажигания и высоковольтных проводов без таких элементов может привести не только к возникнове-

нию электрических помех, но и оказывать сильное воздействие драйвер катушек зажигания в блоке управле-

ния двигателя, а также повредить блок управления двигателя.

(ж) Рекомендации по работе с соединениями:

(1)  Проверьте, все ли контакты и топливные трубки хорошо подсоединены и надежно закреплены;

(2)  При повреждении изоляции жгута проводов или отдельных проводов обмотайте соответствующий участок 

изоляционной лентой;

(3)  Должная обеспечиваться надежность высоковольтных соединений.

(4)  При подсоединении проводов к АКБ обращайте особое внимание на соблюдение полярности и надежности 

фиксации клемм проводов.

Инструкция по ремонту бензинового двигателя 4C20

174

0

0

10

10

30

40

50

60

70

80

90

100

110

1a,1b

2

3

4

5

6

7 8

120

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20

时间(分钟)

21 22

车速(km/h)

DFCO

2.  Стационарная проверка всех систем автомобиля

Состояние всех систем автомобиля может проверяться в сервисном цехе дилера, оборудованном компьютер-

ным комплексом с ПО для диагностики от Delphi и диагностическим сканером. Рабочие параметры для исправ-

ного автомобиля, а также возможные причины неисправностей перечислены в разделе IX «Типичные данные, 

получаемые о состоянии электронной системой впрыска топлива Delphi».

3.  Поиск и способы устранения неисправностей неисправностей при наличии кода неисправности

(а)  Если загорается контрольная лампа, используйте диагностический сканер для получения кода неисправности и 

следуйте процедуре ее устранения в зависимости от полученного кода.

(б)  После устранения неисправности совершите пробную поездку на автомобиле, следуя приведенному ниже плану. 

Это необходимо, чтобы убедиться в завершенности и эффективности ремонта.

(в) 

Время, мин

Холостой 

ход

50 км/ч, 6 передача, 

5 минут

70 км/ч, 5 передача 

или положение D, 

5 минут

90 км/ч, 5 передача 

или положение D, 

5 минут

Замедление при 

прекращении 

подачи топлива

Холостой 

ход

Холостой 

ход

Холостой 

ход

Ск

оро

сть движ

ения ав

то

мобиля, км/ч

175

Глава XII. Система управления двигателем

4.  Поиск и устранение неисправностей при отсутствии кода неисправности.

Неисправность 01: отсутствует связь между диагностическим сканером и системой

Возможные причины неисправности

Способ устранения 

1. Ненадежно подсоединен разъем диагностического 

сканера

1. Еще раз подсоедините диагностический сканер

2. Диагностический сканер несовместим с системой

2. Используйте диагностический сканер, совместимый 

с данной моделью автомобиля и его системами

3. Неисправность диагностического сканера

3. Устраните неисправность диагностического сканера

4. Несоответствие распайки разъема блока управления 

двигателя и коннектора диагностического сканера

4. Устраните неисправность жгута проводов

5. Обрыв в цепи, отвечающей за диагностику

5. Устраните неисправность жгута проводов

6. Проблема связи, связанная с неисправностью в бло-

ке управления двигателя

6. Замените блок управления двигателя

Неисправность 02: не запускается двигатель

Возможные причины неисправности

Способ устранения 

Контрольная лампа:

1. Горит

1. Проверьте, не поврежден ли ключ

•  Ошибка при обмене данными с транспондером 

противоугонной системы

•  Выполните идентификацию ключа

•  Неисправность цепи противоугонной системы

•  Проверьте цепь и снова подсоедините разъем

•  Повреждение противоугонной системы

•  Замените противоугонную систему и выполни-

те идентификацию согласно соответствующей 

процедуре

2. Не горит

2.

•  Неисправность предохранителя или плавкой 

вставки

•  Замените

•  Обрыв в цепи на «массу»

•  Проверьте и отремонтируйте

•  Неисправность разъема блока управления двига-

теля

•  Снова подсоедините разъем(ы)

•  Неисправность лампы и соответствующей цепи

•  Отремонтируйте проводку и лампу

•  Неисправность блока управления двигателя

•  Замените блок управления двигателя

3. Горит. Проверка с помощью диагностического 

сканера

3. Использование диагностического сканера

•  При наличии кода неисправности

•  Устраните найденную неисправность

•  Без кода неисправности

•  Проверьте, нормально ли подается питание к си-

стеме, систему обработки сигнала, топливную 

систему, систему зажигания, систему управления 

оборотами холостого хода и систему управления 

двигателя

Неисправность топливной системы

1. Напряжение в системе при работающем стартере

2. Использование диагностического сканера

•  Больше 8 В

•  Замените или подзарядите аккумуляторную 

батарею

•  Меньше 8 В

•  Проверьте другие системы

Неисправность системы обработки сигналов

1. Отсутствуют данные о частоте скорости вращения 

коленчатого вала

1.

•  Обрыв в цепи датчика положения коленчатого 

вала

•  Отремонтируйте жгут проводов

•  Неправильная полярность при подсоединении 

датчика положения коленчатого вала

•  Отремонтируйте жгут проводов

•  Неправильная величина зазора между датчиком 

и задающим диском с 58 выступами

•  Отрегулируйте зазор в диапазоне: 0,5–1,5 мм

•  На датчике есть инородные частицы/вещества

•  Очистите датчик

•  Потеря магнитных свойств или повреждение 

датчика

•  Замените датчик

Инструкция по ремонту бензинового двигателя 4C20

176

2. Отсутствуют данные о скорости вращения коленча-

того вала

2. Данные о скорости вращения коленчатого вала 

поступают

•  Несоответствующее расстояние между задаю-

щим диском с 58 выступами и приемной частью 

датчика

•  Убедитесь в том, что когда поршни в цилиндрах 

1 и 4 находятся в ВМТ, напротив приемной части 

датчика находится 20-й выступ задающего диска

Топливная система

1. Вместо подводящей топливной трубки установлена 

отводящая и наоборот

1. Подсоедините в правильной последовательности

2. Обрыв в цепи топливного насоса

2. Отремонтируйте жгут проводов автомобиля и 

заново подсоедините топливный насос

3. Переполнение цилиндров

3.

•  Небольшое переполнение цилиндров: полно-

стью отпустите педаль акселератора и запустите 

стартер

•  Серьезное переполнение цилиндров: снимите 

свечи зажигания и, когда излишки топлива будут 

удалены из цилиндров и свечи будут высушены, 

запустите двигатель

4. Давление в подводящей трубке топливопровода 

низкого давления ниже 550 кПа

4. 

•  Недостаточное количество топлива в топливном 

баке

•  Залейте необходимое количество топлива в бак

•  Засорение сетчатого топливного фильтра

•  Замените сетчатый топливный фильтр

•  Утечка топлива через подводящую трубку

•  Замените подводящую трубку

•  Повреждение регулятора давления топлива

•  Замените регулятор давления топлива

•  Недостаточное давление, создаваемое топлив-

ным насосом

•  Замените топливный насос

•  Летучесть топлива не соответствует заданному 

значению

•  Используйте топливо с подходящей летучестью 

в зависимости от сезона

Система зажигания

1. Неисправность разъема системы зажигания

1. Снова подсоедините разъем системы зажигания

2. Неверный порядок зажигания в цилиндрах

2. Подсоедините катушки и свечи зажигания в 

соответствии с обозначениями на катушках

3. Повреждение свечи зажигания

3. Замените свечу зажигания

4. Повреждение катушки зажигания

4. Замените катушку зажигания

Система управления режимом холостого хода

1. Не запускается при легком нажатии педали 

акселератора

1. Причины следует искать в других системах

2. Запускается при легком нажатии на педаль 

акселератора

2.

•  Отсоединился разъем блока дроссельной заслонки

•  Снова подсоедините разъем(ы)

•  Не совпадает распайка разъема блока дроссель-

ной заслонки и блока управления двигателя

•  Отремонтируйте жгут проводов

•  Скопление нагара в блоке дроссельной заслонки

•  Очистите блок дроссельной заслонки 

•  Отключение электропитания блока управления 

двигателя

•  Отремонтируйте жгут проводов

•  Неисправность блока управления двигателя

•  Замените блок управления двигателя

Система подачи воздуха и система выпуска 

отработавших газов

1. Засорение воздушного фильтра

1. Прочистите впускное отверстие и замените сетку 

фильтра

2.Функция защиты трехкомпонентного 

каталитического нейтрализатора

2.

•  Каталитический нейтрализатор вышел из строя

•  Замените 3-компонентный каталитический ней-

трализатор

•  Засорение посторонними продуктами сгорания

•  Отремонтируйте двигатель и замените 3-компо-

нентный каталитический нейтрализатор

177

Глава XII. Система управления двигателем

Неисправность 03: зажигание есть, но двигатель не запускается

Возможные причины неисправности

Способ устранения 

Топливная система

1. Давление в подводящей трубке топливопровода 

низкого давления ниже 550 кПа

1.

•  Недостаточное количество топлива в топливном 

баке

•  Залейте необходимое количество топлива в бак

•  Засорение сетчатого топливного фильтра

•  Замените сетчатый топливный фильтр

•  Утечка топлива через подводящую трубку

•  Замените подводящую трубку

•  Повреждение регулятора давления топлива

•  Замените регулятор давления топлива

•  Недостаточное давление, создаваемое топлив-

ным насосом

•  Замените топливный насос

•  Летучесть топлива не соответствует заданному 

значению

•  Используйте топливо с подходящей летучестью 

в зависимости от сезона

1. Запускается при нажатии на педаль акселератора

1.

•  Отсоединился разъем блока дроссельной заслонки

•  Снова подсоедините разъем(ы)

•  Не совпадает распайка разъема блока дроссель-

ной заслонки и блока управления двигателя

•  Отремонтируйте жгут проводов

•  Скопление нагара в блоке дроссельной заслонки

•  Очистите блок дроссельной заслонки 

•  Отключение электропитания блока управления 

двигателя

•  Отремонтируйте жгут проводов

•  Неисправность блока управления двигателя

•  Замените блок управления двигателя

Система подачи воздуха и система выпуска отработав-

ших газов

1. Засорение воздушного фильтра

1. Прочистите впускное отверстие и замените сетку 

фильтра

2.Функция защиты трехкомпонентного каталитическо-

го нейтрализатора

2.

•  Каталитический нейтрализатор вышел из строя

•  Замените 3-компонентный каталитический ней-

трализатор

•  Засорение посторонними продуктами сгорания

•  Отремонтируйте двигатель и замените 3-компо-

нентный каталитический нейтрализатор

Неисправность 04: обороты холостого хода не соответствуют заданным значениям

Возможные причины неисправности

Способ устранения 

1. Система включается впервые после отключения 

АКБ

1. Включите зажигание и запустите двигатель снова 

через 10 с

2. Электропитание блока управления двигателя было 

отключено во время стоянки

2. Восстановите электропитание блока управления 

двигателя

Неисправность 05: низкие обороты холостого хода

Возможные причины неисправности

Способ устранения 

1. Отсоединился разъем блока дроссельной заслонки

1. Снова подсоедините разъем(ы)

2. Не совпадает распайка разъема блока дроссельной 

заслонки и блока управления двигателя

2. Устраните неисправность жгута проводов

3. Скопление нагара в блоке дроссельной заслонки

3. Очистите блок дроссельной заслонки

4. Недостаточное количество топлива в топливном 

баке

4. Залейте необходимое количество топлива в бак

5. Засорение сетчатого топливного фильтра

5. Замените сетчатый топливный фильтр

6. Утечка топлива через подводящую трубку

6. Замените подводящую трубку

7. Засорение 3-компонентного каталитического нейтра-

лизатора

7. Замените каталитический нейтрализатор и при необ-

ходимости выполните ремонт двигателя

8. Заблокирована система подачи воздуха

8. Прочистите впускное отверстие и замените сетку 

фильтра

9. Повреждение регулятора давления топлива

9. Замените регулятор давления топлива

10. Недостаточное давление, создаваемое топливным 

насосом низкого давления

10. Замените топливный насос

11. Неисправность блока управления двигателя

11. Замените блок управления двигателя

Инструкция по ремонту бензинового двигателя 4C20

178

Неисправность 06: высокие обороты холостого хода

Возможные причины неисправности

Способ устранения 

1. Соответствуют заданным оборотам холостого 

хода

•  Неверные показания датчика температуры 

охлаждающей жидкости

•  Неверные показания датчика температуры 

охлаждающей жидкости

2. Не соответствуют заданным оборотам холосто-

го хода

•  Дроссельная заслонка не возвращается 

в начальное положение

•  Негерметичность подводящей трубки

•  Неисправность системы управления режи-

мом холостого хода

1.

•  Замените датчик температуры охлаждающей жидкости

•  Нормальное явление

2.

•  Заклинивание дроссельной заслонки в одном положе-

нии

•  Устраните негерметичность подводящей трубки

•  Процесс поиска и устранения неисправностей си-

стемы управления режимом холостого хода описан 

в разделе «Низкие обороты холостого хода»

Неисправность 07: неустойчивые обороты холостого хода

Возможные причины неисправности

Способ устранения 

1. Ненадежное подсоединение высоковольных прово-

дов свечей зажигания

2. Зазор между электродами свечей не соответствует 

заданному

3. Вакуумная трубка регулятора давления топлива 

отсоединилась или вышла из строя

4. Закупорка одной или нескольких топливных форсу-

нок

5. Неправильное положение задающего диска с 58 

выступами

1. Снова подсоедините разъем(ы)

2. Установите в диапазоне 0,7–0,8 мм

3. Отремонтируйте или замените вакуумную трубку

4. Прочистите или замените не работающие топливные 

форсунки

5 - Убедитесь в том, что когда поршни в цилиндрах 1 

и 4 находятся в ВМТ, напротив приемной части датчи-

ка находится 20-й выступ задающего диска

Неисправность 08: двигатель неожиданно глохнет во время работы

Возможные причины неисправности

Способ устранения 

1. Ненадежная подача электропитания

2. Недостаточное количество топлива в баке

3. Утечка топлива через подводящую трубку

1. Проверьте все «положительные» и «отрицательные» 

цепи, по которым подается  электропитание

2. Залейте необходимое количество топлива в бак

3. Замените подводящую трубку

Неисправность 09: обороты двигателя уменьшаются, и двигатель глохнет

Возможные причины неисправности

Способ устранения 

1. Электропитание блока управления двигателя было 

отключено во время стоянки

2. Не совпадает распайка разъема блока дроссельной 

заслонки и блока управления двигателя

3. Скопление нагара в блоке дроссельной заслонки

4. Неисправность блока управления двигателя

1. Восстановите электропитание блока управления 

двигателя

2. Устраните неисправность жгута проводов

3. Очистите блок дроссельной заслонки

4. Замените блок управления двигателя

Неисправность 10: потеря мощности и динамики ускорения

Возможные причины неисправности

Способ устранения 

1. Засорение системы подачи воздуха

2. Засорение отверстия датчика давления впускного 

коллектора

3. Дроссельная заслонка полностью не открывается

4. Закупорка топливной форсунки

5. Засорение системы выпуска отработавших газов

1. Прочистите впускное отверстие и замените сетку 

фильтра

2. Прочистите отверстие датчика давления впускного 

коллектора; при необходимости замените датчик

3. С помощью ограничительного винта отрегулируй-

те ход педали акселератора так, чтобы дроссельная 

заслонка могла полностью открываться

4. Прочистите соответствующий топливопровод или 

замените неисправную форсунку

5. Отремонтируйте систему выпуска отработавших га-

зов и 3-компонентный каталитический нейтрализатор

179

Глава XII. Система управления двигателем

Неисправность 11: снижение мощности двигателя

Возможные причины неисправности

Способ устранения 

1. Засорение системы подачи воздуха

2. Дроссельная заслонка полностью не открывается

3. Засорение системы выпуска отработавших газов

4. Слишком высокое сопротивление со стороны транс-

миссии

5. Перегрев двигателя

6. Закупорка топливной форсунки

1. Прочистите впускное отверстие и замените сетку 

фильтра

2. С помощью ограничительного винта отрегулируй-

те ход педали акселератора так, чтобы дроссельная 

заслонка могла полностью открываться

3. Отремонтируйте систему выпуска отработавших га-

зов и 3-компонентный каталитический нейтрализатор

4. Отремонтируйте соответствующие компоненты 

трансмиссии

5. Отремонтируйте систему охлаждения двигателя

6. Прочистите или замените не работающие топливные 

форсунки

Неисправность 12: неустойчивая работа двигателя

Возможные причины неисправности

Способ устранения 

1. Пробой высоковольтного провода системы зажига-

ния

2. Закупорка топливной форсунки

1. Еще раз подсоедините все разъемы и замените по-

врежденные компоненты

2. Прочистите соответствующий топливопровод или 

замените неисправную форсунку

Неисправность 13: вибрация во время ускорения

Возможные причины неисправности

Способ устранения 

1. Пробой высоковольтного провода системы зажига-

ния

1. Еще раз подсоедините все разъемы и замените по-

врежденные компоненты

Неисправность 14: детонация

Возможные причины неисправности

Способ устранения 

1. Используется неподходящий тип топлива

2. Перегрев двигателя

3. Смещение задающего диска с 58 выступами

1. Используйте топливо с октановым числом выше 95

2. Отремонтируйте систему охлаждения двигателя

3. Убедитесь в том, что когда поршни в цилиндрах 1 

и 4 находятся в ВМТ, напротив приемной части датчи-

ка находится 20-й выступ задающего диска

Неисправность 15: «калильное зажигание» (высокая температура в одном из цилиндров)

Возможные причины неисправности

Способ устранения 

1. Неисправность компонентов системы зажигания, 

расположенных в одном из цилиндров

2. Неисправность выпускного клапана

3. Смещение задающего диска с 58 выступами

1. Немедленно обеспечьте правильные условия сгора-

ния топлива в цилиндре; если это невозможно, отсое-

дините провод электропитания от топливной форсун-

ки, чтобы защитить 3-компонентный каталитический 

нейтрализатор

2. Отремонтируйте двигатель

3. Убедитесь в том, что когда поршни в цилиндрах 1 

и 4 находятся в ВМТ, напротив приемной части датчи-

ка находится 20-й выступ задающего диска

Инструкция по ремонту бензинового двигателя 4C20

180

Неисправность 16: превышение показателей вредных выбросов по результатам стандартных испытаний

Возможные причины неисправности

Способ устранения 

1. Неисправность двигателя

2. Негерметичность соединения между головкой блока 

цилиндров и 3-компонентным каталитическим катали-

затором

3. Негерметичность резьбового соединения кислород-

ного датчика

4. Отсоединилась вакуумная трубка регулятора давле-

ния топлива топливопровода низкого давления

5. Неисправность регулятора давления топлива топли-

вопровода низкого давления

6. Срок эксплуатации каталитического нейтрализатора 

и кислородных датчиков превышает установленные 

временные пределы

7. Отравление тяжелыми металлами или перегрев 

3-компонентного каталитического нейтрализатора или 

кислородных датчиков

8. Отравление серой 3-компонентного каталитического 

нейтрализатора или кислородных датчиков

9. Ненадежное подключение контакта «массы» к блоку 

управления двигателя или к электронной системе 

впрыска топлива

10. Повреждение соединения с «массой» корпуса блока 

управления двигателя

11. Смещение задающего диска с 58 выступами

1. Выполните капитальный ремонт двигателя

2. Затяните соответствующий болт и при необходимо-

сти замените прокладку

3. Затяните кислородный(е) датчик(и)

4. Выполните капитальный ремонт или замените

5. Замените регулятор давления топлива

6. Срок службы при стандартных условиях эксплуата-

ции превышает 80 000 км; замените при необходимо-

сти

7. Замените каталитический нейтрализатор и кисло-

родные датчики

8. Перейдите на III передачу и  поддерживайте ско-

рость 70 км/ч в течение 10 минут

9. Закрепите провод «массы» надлежащим образом

10. Заизолируйте корпус блока управления двигателя

11. Убедитесь в том, что когда поршни в цилиндрах 1 и 

4 находятся в ВМТ, напротив приемной части датчика 

находится 20-й выступ задающего диска

Неисправность 17: превышение показателей вредных выбросов по результатам испытаний в упрощенном 

режиме

Возможные причины неисправности

Способ устранения 

1. Двигатель полностью не прогревается

2. Другие причины

1. Прогрейте двигатель

2. Способы устранения других неисправностей опи-

саны на стр. 180 в разделе «Неисправность 16: превы-

шение показателей вредных выбросов по результатам 

стандартных испытаний»

Неисправность 18: чрезмерно высокая концентрация CO и CH в режиме холостого хода

Возможные причины неисправности

Способ устранения 

1. Двигатель полностью не прогревается

2. Другие причины

1. Прогрейте двигатель и выполните проверку на высо-

ких оборотах холостого хода

2. Способы устранения других неисправностей опи-

саны на стр. 180 в разделе «Неисправность 16: превы-

шение показателей вредных выбросов по результатам 

стандартных испытаний»

Неисправность 19: слишком высокий уровень испарения топлива и выхода паров топлива

Возможные причины неисправности

Способ устранения 

1. Повреждение соединительной трубки адсорбера

2. Повреждение адсорбера

3. Недостаточный объем адсорбера

4. Неисправность жгута проводов э/м клапана продув-

ки адсорбера

5. Ненадежные соединения в электрическом разъеме

6. Повреждение э/м клапана продувки адсорбера

7. Неисправность блока управления двигателя

1. Замените соединительную трубку

2. Замените адсорбер

3. Подберите адсорбер необходимого типа

4. Устраните неисправность жгута проводов

5. Еще раз соедините разъем

6. Замените э/м клапан продувки адсорбера

7. Замените блок управления двигателя

181

Глава XII. Система управления двигателем

Неисправность 20: слишком высокий расход топлива

Возможные причины неисправности

Способ устранения 

1. Неверно выбран метод измерения

2. Неудовлетворительное общее состояние автомобиля

3. Неудовлетворительное состояние двигателя

4. Повреждение термостата

5. Неисправность датчика температуры охлаждающей 

жидкости

6. Состояние электронной системы впрыска топлива

7. Утечка топлива по форсункам

8. Повреждение регулятора давления топлива

9. Неисправность кислородных датчиков

10. Неисправность блока управления двигателя

1. Используйте подходящий метод измерения

2. Выполните капитальный ремонт автомобиля

3. Выполните капитальный ремонт двигателя

4. Замените термостат

5. Замените датчик температуры охлаждающей жидко-

сти

6. См. «Стационарная проверка всех систем автомоби-

ля»,  стр. 175

7. Замените поврежденную топливную форсунку

8. Замените регулятор

9. Замените кислородные датчики

10. Замените блок управления двигателя

Неисправность 21: в автомобиле без кондиционера определяется его неисправность

Возможные причины неисправности

Способ устранения 

1. Загрязнение разъема для подключения кондиционе-

ра к электронной системе впрыска топлива

1. Очистите разъем для подключения кондиционера, 

обеспечьте необходимую защиту от пыли и воды и 

отключите блок управления двигателя на 10 минут

Неисправность 22: блок управления двигателя заблокирован противоугонной системой

Возможные причины неисправности

Способ устранения 

1. Неисправность жгута проводов противоугонной 

системы

2. Ненадежные соединения в электрическом разъеме

3. Повреждение транспондера ключа противоугонной 

системы

4. Требуется разблокировка

5. Другие причины

1. Устраните неисправность жгута проводов

2. Еще раз соедините разъем

3. Замените ключ противоугонной системы и выполни-

те его регистрацию

4. Отправьте блок управления двигателя в компанию 

Delphi для декодирования

5. Свяжитесь с поставщиком противоугонной системы 

и сделайте запрос на предоставление соответствую-

щих услуг

Неисправность 23: потеря ключа противоугонной системы или повреждение самой противоугонной системы

Возможные причины неисправности

Способ устранения 

1. Потеря ключа противоугонной системы или по-

вреждение самой противоугонной системы

1. Свяжитесь с поставщиком противоугонной системы 

и сделайте запрос на предоставление соответствую-

щих услуг; отправьте блок управления двигателя в 

компанию Delphi для декодирования

Неисправность 24: во время движения автомобиля контрольная лампа неисправности двигателя периоди-

чески загорается и гаснет

Возможные причины неисправности

Способ устранения 

1. Ненадежные соединения в разъеме или повреждение 

разъема

1. Проверьте все контакты разъема электронной систе-

мы впрыска топлива и снова соедините их.

Руководство по ремонту бензинового двигателя 4C20

182

Раздел IX. Типичные данные, получаемые от электронной системы впрыска топлива 

Delphi

1.  Регулярная проверка

(а)  Проверьте надежность соединений в разъеме жгута проводов

(б)  Проверьте надежность закрепления топливопроводов и вакуумной трубки;

(в)  Затяните болт крепления  кислородного датчика к 3-компонентному каталитическому нейтрализатору, убедитесь 

в надежности крепления.

(г)  Проверьте систему выпуска отработавших газов на герметичность (поверочное давление 1,3 атм).

2.  Настройки при инициализации систем

(а)  Инициализация электронной системы управления впрыском топлива: включите зажигание, отключите его через 

3 с и завершите инициализацию системы через 10 с;

(б)  Инициализация топливной системы: включите зажигание, отключите его через 3 с, повторите этот цикл через 

1 с, общее количество повторений для завершения инициализации системы – 5 раз.

3.  Проверка состояния систем и статус автомобиля

(а)  Этап 1: дождитесь охлаждения двигателя включите зажигание и оставьте двигатель в таком состоянии в течение 

приблизительно на 30 с;

Объекты проверки

Код неисправности

Не горит

(1)  Контрольная лампа неисправности двигателя Горит
(2)  Напряжение АКБ

11,5–13 В

(3)  Датчик температуры охлаждающей жидкости Нормальная температура
(4)  Датчик температуры воздуха на впуске

Температура наружного воздуха

(5)  Датчик  абсолютного  давления  воздуха  во 

впускном коллекторе

Атмосферное давление

(6)  Рабочий  диапазон  датчика  положения  дрос-

сельной заслонки

0–99,6 %

(б)  Этап 2: выключите зажигание;

Объекты проверки

(1)  Фактическое положение дроссельной заслонки 

в режиме холостого хода

Остановите, если в течение 8 с находится в диапазо-

не 3–8%

(2)  Проверьте, подается ли питание к блоку управ-

ления двигателя

По данным диагностического сканера, не подается

(3)  Контрольная лампа неисправности двигателя Не горит

(в)  Шаг 3: запустите двигатель, при этом во время запуска двигателя не включайте никакие устройства и не трогайте 

педаль акселератора;

Объекты проверки

(1)  Длительность запуска

Менее 5 с

(2)  Обороты во время запуска при комнатной тем-

пературе

Менее 1600 об/мин

(3)  Контрольная лампа неисправности двигателя Не горит

(г)  Этап 4: проверка в режиме холостого хода (для этого после запуска двигателя его необходимо прогреть до нор-

мальной температуры ОЖ);

Низкие обороты холостого хода

Объекты проверки

(1)  Контрольная неисправности двигателя

Не горит

(2)  Выводится ли код неисправности

Не горит

(3)  Температура охлаждающей жидкости

80–94 °C

183

Глава XII. Система управления двигателем

(4)  Вентилятор системы охлаждения

•  Вентилятор без регулирования оборотов 

может использовать только данные низкой 

скорости вращения

Температура 

охлаждающей 

жидкости

Состояние вентилятора 

97 °C

94 °C

102 °C

99 °C

Включен режим низкой скорости

Режим низкой скорости выключен 

Включен режим высокой скорости 

Режим высокой скорости выключен

(5)  Напряжение на выводах АКБ

13,5–14,5 В

(6)  Скорость вращения коленчатого вала

750±25 об/мин

900±50 об/мин (при включении вентилятора системы 

охлаждения, фар и вентилятора)

(7)  Угол опережения зажигания

5–13°

(8)  Давление воздуха во впускном коллекторе

28–35 кПа

(9)  Фактическое положение дроссельной заслонки 

в режиме холостого хода

3–8 %

(10) Продолжительности сессии впрыска топлива 2–4 мс
(11) Сколько раз в течение 10 с обновляются пока-

зания кислородного датчика

100–900 мВ / ≥6 раз

•  Высокие обороты холостого хода (аккуратно нажмите на педаль акселератора, чтобы увеличить обороты двига-

теля до 2000 об/мин)

Объекты проверки

Контрольная лампа неисправности двигателя

(12) Выводится ли код неисправности

Не горит

(13) Температура охлаждающей жидкости

80–94 °C

(14) Напряжение на выводах АКБ

13,5–14,5 В

(15) Скорость вращения коленчатого вала

Реальное значение (необходимо поддерживать на 

отметке 2000±50 об/мин)

(16) Угол опережения зажигания

20–30°

(17) Продолжительности сессии впрыска топлива 2–4 мс
(18) Сколько раз в течение 10 с обновляются пока-

зания кислородного датчика

100–900 мВ ≥10 раз

(д)  Этап 5: проверка системы кондиционирования воздуха

•  В режиме холостого хода на нормальных оборотах система кондиционирования отключена

Объекты проверки

(1)  Состояние  3  –  система  кондиционирования 

воздуха

Регистрируется

(2)  Состояние 5 – испаритель переднего модуля

Регистрируется

•  Устойчивое состояние в течение 10 с после включения системы кондиционирования

Объекты проверки

Обороты холостого хода

900±50 об/мин

(3)  Состояние 3 – запрос сигнала системы конди-

ционирования

Регистрируется

(4)  Состояние 3 – реле системы кондиционирова-

ния

Регистрируется

(5)  Состояние 3 – система кондиционирования

Регистрируется

(6)  Состояние 4 – вентилятор 1

Регистрируется

(7)  Состояние 5 – вентилятор 2

Регистрируется

(8)  Состояние 5 – испаритель переднего модуля

Регистрируется

Руководство по ремонту бензинового двигателя 4C20

184

(е)  Этап 6: проверка во время движения автомобиля

(1)  Во время движения автомобиля необходимо выполнить следующие проверки:

•  Дроссельная заслонка открыта более чем на 10 % в течение более чем 15 секунд;

•  Уменьшите подачу топлива, включите на прямую передачу и поддерживайте скорость 80 км/ч в течение не 

менее 5 с.

Объекты проверки

(2)  Контрольная лампа неисправности двигателя Не горит
(3)  Код неисправности

Не горит

(4)  Температура охлаждающей жидкости

80–94 °C

(5)  Напряжение на выводах АКБ

13,5–14,5 В

(6)  Показания датчика абсолютного давления воз-

духа во впускном коллекторе

20 кПа 

(7)  Рабочий  диапазон  датчика  положения  дрос-

сельной заслонки

0–99,6 %

(8)  Сигнал кислородного датчика

550–950 мВ

4.  Описание

(а)  Регулярная проверка

•  Ненадежное соединение в разъемах может стать причиной регистрации неправильного сигнала и сбоя управ-

ления;

•  Подводящая и отводящая трубки топливного насоса низкого давления должны быть установлены на своих 

местах; обязательно должна быть установлена компенсационная вакуумная трубка регулятора давления, по-

скольку ее отсутствие может привести к увеличению объема вредных выбросов и расхода топлива;

•  Процесс проверки топливопровода высокого давления описан в разделе, посвященном вводному описанию 

компонента, а также в разделе, посвященном методам поиска и устранения типичных неисправностей то-

пливной системы;

•  Трубка продувки адсорбера должна присутствовать и быть установлена в правильном положении, поскольку 

ее отсутствие может стать причиной повышения оборотов холостого хода;

•  При  недостаточно  надежном  уплотнении  между  головкой  блока  цилиндров  и  3-компонентным  каталити-

ческим нейтрализатором в двигатель во время его работы может проникать воздух, что может приводить 

к нарушению состава рабочей смеси и снижению эффективности каталитического нейтрализатора.

(б)  Настройки при инициализации систем

•  Блок управления двигателя всегда инициализируется при первом включении и отключении после установки;

•  Топливный насос включается на 1,5 с при каждом включении зажигания. Это необходимо для заполнения то-

пливопроводов топливом, поскольку при выключенном зажигании топливо в топливопроводах отсутствует.

(в)  Проверка состояния систем и автомобиля

(1)  Включите зажигание, но двигатель не запускайте

•  Загорается контрольная лампа, но код неисправности не регистрируется

•  Показания датчика абсолютного давления во впускном коллекторе должны совпадать со значением фактиче-

ского атмосферного давления;

•  Отрегулируйте трос привода дроссельной заслонки и регулировочный винт педали акселератора так, чтобы 

обеспечить полное открывание дроссельной заслонки

•  Напряжение сигнала верхнего кислородного датчика должно находиться в диапазоне 100–900 мВ и обнов-

ляться чаще 6 раз в 10 секунд (после нагревания кислородного датчика до температуры выше 80°C в режиме 

холостого хода);

•  Степень открытия дроссельной заслонки зависит от температуры охлаждающей жидкости (низкая при про-

греве, высокая при охлаждении).

(2)  Зажигание выключено

•  Выключите зажигание, если обнаружена неисправность в работе дроссельной заслонки и при этом питание 

блока  управления  двигателя  отключается;  проверьте,  не  подключен  ли  по  ошибке  провод  питания  блока 

управления двигателя к замку зажигания, что может осложнять запуск стартера и приводить к увеличению 

объема вредных выбросов.

(3)  Запуск стартера

•  При наличии проблем с запуском стартера проверьте компоненты топливной системы, системы зажигания 

и состояние соответствующих соединений, а также убедитесь, что операция инициализации завершена, что 

в топливопроводах присутствует топливо, что топливопроводы не заблокированы;

185

Глава XII. Система управления двигателем

•  При отсутствии указанных выше неисправностей проверьте блок дроссельной заслонки и убедитесь в том, 

что она исправна.

(4)  Проверка работы в режиме холостого хода

•  Контрольная лампа загорается, но код неисправности не регистрируется

•  По напряжению АКБ определите, исправен ли генератор;

•  Чрезмерно высокое напряжение может быть следствием неисправности регулятора напряжения генератора

•  Чрезмерно низкое напряжение может быть следствием неправильного подсоединения или неисправности 

генератора;

•  По давлению во впускном коллекторе можно определить наличие разгерметизации в системе подачи воздуха 

или нарушении клапанных зазоров. Слишком высокое давление может свидетельствовать о слишком малых 

клапанных зазорах, что может оказывать влияние на мощность двигателя и быть причиной слишком раннего 

открытия выпускных клапанов, повышения температуры отработавших газов и, следовательно, сокращения 

срока службы 3-компонентного каталитического нейтрализатора и кислородных датчиков. Кроме того, повы-

шение давления может также вызываться закупоркой системы выпуска отработавших газов (например, при 

наличии инородных предметов в выпускном патрубке или в ячейках каталитического нейтрализатора);

•  Слишком малый угол дроссельной заслонки может быть следствием разгерметизации системы подачи возду-

ха; слишком высокий большой угол дроссельной заслонки может быть следствием заклинивания дроссель-

ной заслонки.

(5)  Проверка системы кондиционирования воздуха

•  При включении кондиционера заданные обороты холостого хода увеличиваются на 100 об/мин, а при вклю-

чении вентилятора системы кондиционирования – еще на 50 об/мин; однако, как правило, вентилятор вклю-

чается вместе с системой, то есть обороты двигателя в режиме холостого хода увеличиваются на 150 об/мин.

(6)  Проверки во время движения

•  Неисправности датчика скорости движения автомобиля и кислородных датчиков определяются в процессе 

движения, после чего вступают в действие процедуры управления в аварийном режиме.

Руководство по ремонту бензинового двигателя 4C20

186

Раздел X. Самоадаптация системы бортовой самодиагностики европейского стандарта 

(EOBD) в случае неисправности датчика положения коленчатого вала

1.  Самоадаптация  системы на основе сигнала датчика положения коленчатого вала

(а)  Если автомобиль оборудован новым процессором без функции самоадаптации на основе сигнала датчика поло-

жения коленчатого вала, после запуска двигателя загорается контрольная лампа, и с помощью диагностического 

сканера определяется наличие неисправности P1336;

(б)  Дождитесь, пока температура охлаждающей жидкости не поднимется до 60 °C, пока двигатель не проработает 

в течение 10 с и пока не снизится нагрузка на двигатель со стороны других систем;

(в)  Через диагностический сканер подайте команду выполнить самоадаптацию на основе сигнала датчика положе-

ния коленчатого вала (команда «30 2c 07 ff»);

(г)  Нажмите педаль акселератора и удерживайте ее в одном положении, после чего начнется самоадаптация блока 

управления  двигателя:  в  течение  2–5  циклов  обороты  коленчатого  вала  будут  изменяться  в  диапазоне  1300–

4500 об/мин и в итоге остановятся на отметке 4500 об/мин, что свидетельствует о завершении процесса самоа-

даптации. Если обороты двигателя превысят 5000 об./мин, отпустите педаль акселератора и определите причину 

неисправности. Выше приведены типичные значения скорости вращения коленчатого вала во время самоадап-

тации на основе сигнала датчика положения коленчатого вала, которые помогут водителю определить, выполня-

ется ли самообучение и завершено ли оно. По завершении самоадаптации с помощью диагностического сканера 

подается команда Stop gear message learning («Остановите процесс самоадаптации»).

(д)  Двигатель  остановится.  Приблизительно  через  15  секунд  включите  зажигание  и  удалите  код  неисправности, 

выключив зажигание.

(е)  Через 15 секунд запустите двигатель и с помощью диагностического сканера проверьте, устранена ли неисправ-

ность P1336.

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     10      11      12