ГАЗ-66-11. Система регулирования давления
воздуха в шинах (устройство)
Система регулирования давления воздуха в шинах обеспечивает изменение и
контроль давления в шинах с места водителя как на стоянке, так и на ходу
в зависимости от характера дорожного покрытия и скорости движения
автомобиля. Снижение давления воздуха в шинах при движении по мягкому
грунту уменьшает удельное давление на грунт и повышает проходимость
автомобиля. При незначительных повреждениях камеры система регулирования
давления в шинах позволяет продолжать движение автомобиля, не прибегая
при этом к немедленной смене колеса, поскольку компрессор восполняет
утечку воздуха из камеры. Система регулирования давления воздуха в шинах
(рис. 180)) состоит из компрессора 1, воздушного баллона 4, крана
управления 10, регулятора давления 3, предохранительного клапана 5,
защитного одинарного клапана 8, запорных воздушных кранов колес, блоков
уплотнителей, установленных в цапфах мостов, манометра 9, трубопроводов
и шлангов.
Компрессор (рис. 181) поршневого типа,
одноцилиндровый с воздушным охлаждением приводится во вращение через
шкив 7 вместе с насосом гидроусилителя рулевого управления двумя ремнями
от шкива коленчатого вала двигателя. Воздух из воздушного фильтра
двигателя поступает в цилиндр компрессора через пластинчатый впускной
клапан. Сжатый воздух вытесняется в пневматическую систему через
пластинчатый нагнетательный клапан. Смазочный материал к компрессору
подводится от системы смазывания двигателя. Компрессор имеет устройство
для поддержания необходимого давления воздуха в системе. Оно состоит из
разгрузочного цилиндра 6, установленного на головке компрессора, и
регулятора давления.
При достижении давления воздуха в системе 7...7,35 кгс/см2 регулятор
давления соединяет разгрузочный цилиндр 6 с воздушным баллоном, в
результате чего воздух под давлением поступает в разгрузочный цилиндр и
перемещает поршень разгрузочного цилиндра вниз. Шток поршня
разгрузочного цилиндра, переместившись вниз, открывает клапан и
соединяет таким образом полость цилиндра компрессора с воздушным
фильтром двигателя, вследствие чего при ходе поршня компрессора вверх
(ход сжатия) воздух вытесняется обратно в воздушный фильтр, а не в
систему, т. е. компрессор работает без нагрузки. При снижении давления
воздуха в системе до 5,65...6 кгс/см2 регулятор давления соединяет
разгрузочный цилиндр с атмосферой. Поршень разгрузочного цилиндра с
штоком поднимается под действием пружины вверх, впускной клапан
освобождается, а компрессор снова начинает нагнетать воздух в систему.
Рис. 180. Схема системы регулирования давления
воздуха в шинах:
1—компрессор; 2—разгрузочный цилиндр; 3—регулятор давления; 4—воздушный
баллон; 5—предохранительный клапан; 6—кран отбора воздуха; 7—кран слива
конденсата; 8—защитный одинарный
клапан; 9—манометр; 10—кран управления; 11—рукоятка крана управления
Рис. 181. Компрессор
Рис. 182. Регулятор давления:
Рис. 183. Кран управления
Рис. 184. Воздушный кран
Регулятор давления (рис. 182) совместно с
разгрузочным цилиндром автоматически поддерживает давление в системе в
пределах
5.65...7.35 кгс/см2 путем впуска и выпуска воздуха из разгрузочного
цилиндра. При повышении давления в системе до 7...7,35 кгс/см2 клапан 9
под действием этого давления, преодолевая усилие пружины, поднимается
вверх до тех пор, пока клапан 13 не прижмется к седлу 6. При этом сжатый
воздух из системы через фильтр 12 поступит в разгрузочный цилиндр, в
результате чего нагнетание воздуха в систему прекратится. При падении
давления в системе до 5,65...6 кгс/см2 пружина регулятора преодолевает
силу давления сжатого воздуха и опускает шарики вниз, вследствие чего
разгрузочный цилиндр отъединяется от системы и соединяется через
выпускные каналы с атмосферой. Впускной клапан компрессора
освобождается, и компрессор начинает нагнетать воздух в систему.
Воздушный баллон предназначен для отстоя конденсата водяных паров и
масла, попадающих в систему из компрессора вместе с сжатым воздухом.
Баллон имеет предохранительный клапан, краник для слива конденсатора и
краник отбора воздуха. Предохранительный клапан служит для предохранения
системы от чрезмерного повышения давления в случае порчи автоматического
регулятора давления и отрегулирован так, что он открывается при
достижении в системе давления воздуха
10... 10,5 кгс/см2. Кран управления (рис. 183) золотникового типа
позволяет соединять камеры колес с компрессором (при накачке шин
воздухом), атмосферой (при снижении давления воздуха в шинах) или
запирать их (если нужно сохранить имеющееся давление воздуха в шинах) .
Перемещаясь относительно корпуса 1 в ту или иную сторону от среднего
положения, золотник 8 мо-жет соединять полость, сообщающуюся с камерами
колес, с полостями, сообщающимися с компрессором или атмосферой.
Золотник крана управления имеет три положения. Левое соответствует
накачке шин, правое — выпуску воздуха из шин, среднее — нейтральное.
Нейтральное положение крана управления фиксируется рукояткой в
кронштейне, а положения «Увеличение давления» и «Снижение давления» —
упором соответственно замочного кольца 6 в опорную шайбу 5 и в гайку 7.
Золотник крана управления тягой соединен с рукояткой крана,
закрепленного спереди на средней части съемного пола кабины. На панели
приборов имеется табличка с указа-
нием положения рукоятки крана управления. Для переключения рукоятку
крана поднимают вверх и повертывают в нужное положение.
Воздушный кран (рис. 184) служит для подвода воздуха в камеры колес. Он
состоит из корпуса 2, сальников 4, запорной пробки 6, накидных гаек 1 и
5 и шайб 3.
Подвод воздуха к переднему колесу показан на рис. 185 и к заднему колесу
на рис. 186. Основной частью уплотнительного устройства в цапфе являются
резиновые манжеты, которые собраны в пакет.
Рис. 185. Подвод воздуха к переднему колесу:
П- полость; 1 шланг подвода воздуха; 2—канал для подвода воздуха;
3—трубка подвода воздуха; 4—воздушный кран