Система охлаждения двигателя жидкостная, закрытая, с принудительной
циркуляцией охлаждающей жидкости.
В пробке радиатора имеется два клапана, не допускающих в системе
охлаждения чрезмерного давления или разрежения. Следите за их
исправностью. При открывании пробки радиатора остерегайтесь ожога паром.
Качество воды, применяемой для охлаждения двигателя, имеет не меньшее
значение для долговечности и надежности его работы, чем качество топлива
и смазочных материалов. Применение доброкачественной воды является одним
из основных условий технически правильной эксплуатации двигателя,
предупреждающей образование накипи и коррозии водяной рубашки, которые
могут привести к серьезным неполадкам. В систему охлаждения двигателя
необходимо заливать чистую «мягкую» воду.
Для смягчения воду желательно кипятить и фильтровать. Применение морской
и другой соленой воды категорически запрещается.
Воду из системы охлаждения следует сливать в чистую
емкость и использовать вновь. Частая замена воды усиливает корро^ зию и
образование накипи.
Систему охлаждения двигателя допускается заполнять зимой жидкостью с
низкой температурой замерзания (антифризом), состоящей из смеси воды и
этиленгликоля. Наиболее распространены жидкости двух марок 40 и 65 (ГОСТ
159—52) с температурой замерзания соответственно не выше минус 40 и
минус 65°С.
Низкозамерзающие жидкости при попадании в желудок вызывают отравление,
поэтому необходимо принимать меры предосторожности, исключающие
возможность занесения их в пищу, попадания в рот и т. п. Засасывание
жидкости с помощью шланга категорически воспрещается.
Заливать низкозамерзающие жидкости марки 40 и 65 надо соответственно
меньше на 5—6 и 7—8 процентов по объему, чем воды, так как эти жидкости
больше расширяются при нагревании. Заливку надо производить осторожно,
не проливая низкозамер-зающую жидкость. Она портит окраску автомобиля.
Необходимо избегать попадания в систему охлаждения двигателя
нефтепродуктов (бензина, керосина, масла и т. п.), так как в присутствии
их низкозамерзающая жидкость сильно вспенивается и выбрасывается из
системы охлаждения. Доливку в систему охлаждения при употреблении
низкозамерзающей жидкости следует производить водой, так как вода
испаряется быстрее, чем этиленгликоль, а при утечке охлаждающей
жидкости—антифризом.
Для поддержания наивыгоднейшего теплового режима двигателя (80—90°С) и
ускорения его прогрева при пуске имеются термостат и жалюзи.