При работе дизельного двигателя в его цилиндры всасывается чистый
воздух, который сжимается до высокого давления. При этом температура
воздуха поднимается до 700 - 900°С, превышающую температуру
воспламенения дизельного топлива. Топливо впрыскивается в цилиндр с
некоторым опережением и воспламеняется. Таким образом, свечи зажигания
для воспламенения топлива не используются.
Топливо засасывается топливным насосом высокого давления (ТНВД)
непосредственно из бака. В ТНВД топливо сжимается до необходимого для
впрыска давления. Впрыск осуществляется в порядке, аналогичном порядку
зажигания в бензиновом двигателе.
Для уменьшения доли вредных веществ в отработавших газах дизельные
двигатели имеют дизельный окислительный каталитический преобразователь.
Одновременно система рециркуляции обеспечивает существенное снижение в
отработавших газах содержание окислов азота. Это достигается благодаря
подаче отработавших газов к всасываемому двигателем воздуху, что
обеспечивает снижение концентрации кислорода в воздухе, поступающим в
цилиндры двигателя. Это приводит к задержке воспламенения и к более
низкой температуре сгорания, что в итоге уменьшает образование NOx.
Процесс рециркуляции отработавших газов должен однако точно
дозироваться, так как в противном случае возрастает эмиссия нагара. Для
этого количество засасываемого воздуха определяется измерителем, что
позволяет электронному прибору управлять процессом рециркуляции.
При холодном двигателе температура сжатия воздуха оказывается
недостаточной для воспламенения топлива. В этом случае требуется
предварительный накал. Для этой цели в каждом цилиндре двигателя
устанавливается электрическая свеча накаливания.
Продолжительность накала зависит от температуры наружного воздуха и
регулируется специальным реле.
Впрыск топлива в цилиндры может осуществляться тремя способами: через
предкамеру, вихревую камеру или непосредственно в камеру сгорания.
При предкамерном впрыске дизельное топливо впрыскивается в предкамеру
соответствующего цилиндра. Горячая топливная смесь сразу же
воспламеняется. Однако объем кислорода, содержащегося в предкамере,
достаточен для сжигания только части впрыснутого топлива. Оставшаяся
несгоревшая часть топлива под действием давления сгорания вбрасывается в
основную камеру сгорания, где происходит полное сгорание топлива.
При вихрекамерном впрыске топливо впрыскивается в камеру, отделенную от
основной камеры сгорания. Отличием от предкамерного впрыска является
другое выполнение соединительного канала между вихревой и основной
камерами. Здесь при сжатии в вихревой камере возникает сильное воздушное
завихрение, что способствует хорошему смешиванию воздуха с впрыскиваемым
топливом.