Условия продуктивной работы руководителя
туристической группы с людьми
3. Правильная оценка себя и своего влияния на
объект.
Выше уже говорилось о влиянии субъекта на поведение объекта. Чтобы
отличить спровоцированное поведение от естественного, выражающего
сущность человека, субъект должен знать самого себя. Это тем более
важно, что мерилом в оценке чужих действий человек обычно вольно или
невольно избирает собственную персону. Но, чтобы точно мерить, нужно
знать особенности инструмента, его капризы, погрешности. Значит, чтобы
хорошо разбираться в людях, надо основательно изучить себя: свои
пристрастия, привычки, предрассудки; свои типичные ошибки (склонность
переоценивать либо недооценивать чужие недостатки или достоинства,
излишнюю доверчивость, мнительность и т. п.).
Встречается не так уж мало людей (в том числе и
среди руководителей), которые имеют весьма смутное или неверное
представление о своем темпераменте, характере. Не каждый лидер ясно
осознает, к какому типу относится его лидерство — авторитарному или
демократическому.
Незнание или недоучет своих особенностей приводит подчас к тому, что
субъект оценивает не столько объект, сколько спроецированные на него
собственные свойства (оптимист — свое хорошее настроение, затмевающее
недостатки окружающих; пессимист — свою подозрительность,
недоверчивость, набрасывающие тень на достоинства других, и т. д.).
Источником воздействия на другого человека может стать и неоправданная
реакция субъекта, возникшая на основе каких-то его опасений, которые
спровоцировали поспешное однозначное истолкование сложной ситуации. Как
это происходит, было показано, когда Мы говорили о вероятностном
прогнозе (см. стр. 11). Однако его роль во взаимоотношениях руководителя
и участника должна быть рассмотрена особо.