Аппараты высоковольтных силовых и
вспомогательных цепей электровоза BЛ80C
5.1. Общие сведения об электрических аппаратах электровоза BЛ80C
Электрический аппарат — это электротехническое устройство, которое
служит для включения и отключения электрических цепей, с целью
управления электровозом и регулирования параметров работы его
электрического оборудования, а также для защиты этого оборудования от
аварийных режимов.
По принципу действия электрические аппараты можно условно разделить на
две основные группы: контактные и бесконтактные.
Контактные аппараты — выполняют свои функции с помощью механического
разрыва электрической цепи своими подвижными контактами (контакторы,
реле, переключатели, разъединители, тумблеры, кнопки, и др.).
Бесконтактные аппараты — выполняют свои функции без механического
разъединения электрических цепей, т.е. не имеют подвижных контактов
(резисторы, дроссели, датчики, и др.).
При работе электровоза в его схеме происходит большое количество
переключений (реверсирование ТЭД, регулирование напряжения, подводимого
к ТЭД, включение в работу вспомогательных машин и др.), связанных с
соединением и разъединением электрических цепей. В результате контактные
аппараты подвергаются более интенсивному износу, чем бесконтактная
аппаратура, поэтому в эксплуатации именно этим аппаратам необходимо
уделять повышенное внимание.
Все контактные аппараты условно состоят из двух основных частей: привода
и контактной системы. Эти аппараты можно классифицировать по следующим
признакам: по типу привода, форме контактов в точке касания, способу
гашения дуги и по назначению в схеме электровоза.
1. Классификация электрических аппаратов
электровоза по типу привода. В зависимости от вынуждающей силы, которая
заставляет контакты взаимодействовать друг с другом, электрические
аппараты разделяют (рис. 5.1) на: аппараты с ручным приводом, аппараты с
электромагнитным приводом, аппараты с пневматическим приводом, аппараты
с моторным приводом и аппараты с тепловым приводом.
2. Классификация электрических аппаратов электровоза по форме контактов
в точке касания. В зависимости от формы поверхности, по которой
осуществляется контакт подвижного контакта с неподвижным (по форме
контактного пятна), аппараты классифицируют на: аппараты с точечными
контактами, аппараты с линейными контактами и аппараты с поверхностными
контактами
Контактное пятно в виде точки образуется, если контактирующим
поверхностям придать форму сфер или сферы и поверхности. Точечные
контакты применяют в цепях управления при токах до 8 А (у медных
контактов) и до 120 А (у контактов из серебряных сплавов).
Контактное пятно в виде линии образуется, если контактирующие
поверхности имеют цилиндрическую форму и соприкасаются по образующим или
по цилиндрической образующей и плоскостью. Площадь соприкосновения
зависит от величины деформации контактов и ширины контактов. Линейные
контакты используют в силовых цепях при токах до 2000 А.
Поверхностные контакты соприкасаются не всей поверхностью, а отдельными
контактными пятнами, количество, площадь и расположение которых случайны
и зависят от состояния контактных плоскостей и от взаимного давления
контактных поверхностей друг на друга. Например, у дугогасительных
контактов ГВ касание контактов происходит по шаровой поверхности, а у
разъединителей — по плоскости.
При любой форме контактов их контактная поверхность должна быть не менее
80 % от возможной, что проверяется по отпечатку, который оставляют
контакты на копировальной бумаге.
3. Качественная работа контактных соединений зависит от степени их
нагревания в процессе длительной работы. Чрезмерное нагревание контактов
приводит к их окислению, а окисные пленки большинства металлов (кроме
серебра) не проводят электрический ток, что приводит к повышению
переходного сопротивления в месте контакта. В соответствии с ГОСТ
9219-88 установлены следующие превышения тем-пературы контактных
соединений для температуры окружающего воздуха не выше +40 °С и при
условии, что они не вызывают нагрева соседних частей выше допустимых для
них температур:
- коммутирующие контакты из меди, сплавов меди и металлокерамики, а
также скользящие контакты с накладками из серебра или металлокерамики —
75 °С;
- коммутирующие контакты реле при малых нажатиях (до 5 Н) с накладками
из серебра или металлокерамики на основе серебра — 65 °С;
- разборные и неразборные контактные соединения внутри аппарата,
контактные соединения выводов из аппарата к внешним проводам — 65 °С;
- разборные и неразборные контактные соединения внутри аппарата,
контактные соединения выводов из аппарата к внешним проводам с покрытием
контактной поверхности серебром — 80 °С;
- контакты и другие детали, работающие как пружины: медные — 35 °С;
медные контакты разъединителей—50 °С; из бериллиевой бронзы — 110 °С; из
углеродистой конструкционной стали — 45 °С.
4. Классификация электрических аппаратов по способу гашения
электрической дуги на контактах. В электрических аппаратах электровоза
реализованы следующие способы гашения электрической дуги:
- принудительное удлинение дуги путем разъединения контактов,
использования защитных рогов на контактах, путем воздействия магнитного
поля;
- охлаждение межконтактного пространства потоком воздуха;
- дробление дуги на ряд отдельных коротких дуг деионной решеткой,
встроенной в дугогасительную камеру.
Рис. 5.1. Классификация электрических аппаратов
по типу привода
Рис. 5.2. Классификация электрических аппаратов
электровоза по назначению в схеме
Большинство аппаратов имеют комбинированное
дугогашение, т.е. в их конструкции реализовано сразу несколько способов
гашения электрической дуги. Например, в контакторе главного контроллера
гашение дуги осуществляется за счет ее удлинения магнитным полем
катушки, а также используется дробление дуги в дугогасительной камере и
охлаждение межконтактного пространства потоком воздуха.
5. Классификация электрических аппаратов по назначению в схеме
электровоза (рис. 5.2). В зависимости от электрической цепи, в которую
включаются главные контакты аппаратов в схеме, и выполняемых
ими функций аппараты электровоза классифицируют на следующие группы:
- аппараты высоковольтных цепей — главные контакты включены в цепь
первичной обмотки тягового трансформатора, поэтому эти аппараты
рассчитаны для работы под напряжением 25 кВ при длительных токах не
более 400 А;
- аппараты силовых цепей — главные контакты включены в цепи питания ТЭД,
они работают под напряжением не более 1200 В, но при токах свыше 1000 А;
- аппараты вспомогательных цепей — главные контакты включены в цепи
питания вспомогательного оборудования электровоза от обмотки собственных
нужд, они работают под напряжением не более 500 В, и при длительных
токах не более 1000 А;
- аппараты цепей управления — выполняют функции управления и работают
под напряжением 50 В при токах менее 50 А;
- аппараты защиты — выполняют функции защиты от аварийных режимов в
различных цепях электрической схемы.