Вспомогательные машины постоянного
тока электровоза BЛ80C
На электровозах BЛ80C для привода вспомогательных машин используют
следующие электродвигатели постоянного тока: ДМК-1/50, П11М и ДВ-75
(табл. 2.2.)
Таблица 2.2
Технические характеристики электрических двигателей постоянного тока,
применяемых на электровозах ВЛ80С для привода вспомогательных машин
Показатель
ДМК-1/50
П11М
ДВ-75
Напряжение, В
50
50
75
Изменение
напряжения, В
40+55
40+55
40+55
Ток, А
18,3
14,8
0,9
Ток обмотки
возбуждения, А
3
2
—
Мощность, кВт
0,5
0,5
0,04
Частота вращения,
об/мин
1400
2800
2500
Число главных
полюсов
2
2
2
Воздушный зазор
между полюсом и якорем, мм
0,68
0,7
0,45
Класс изоляции
В
В
А
Марка щеток
ЭГ-74
ЭГ-4
ЭГ-3
Размеры щетки, мм
10x12,5x32
8x12,5x25
8x9x20
Нажатие на щетку, Н
1,7+2,5
1,2+1,6
1,45+1,8
Число щеток
4
4
2
Масса, кг
42
18
4,7
Назначение. Электродвигатель постоянного
тока типа ДМК-1/50 (двигатель малоинерционный контроллерный)
используется на электровозах в качестве сервомотора (СМ), который служит
для вращения валов главного электроконтроллера ЭКГ-8Ж при наборе и
сбросе позиций.
Устройство. Электродвигатель постоянного
тока типа ДМК-1/50 (рис. 2.13) является реверсивным, с независимым
возбуждением, защищенного исполнения и состоит из остова, двух
подшипниковых щитов, двух главных полюсов, якоря и щеточного механизма.
Остов — отлит из стали в виде цилиндра. Снизу отлиты четыре лапы для
крепления. Сверху вкручен рым-болт, для транспортировки. Сбоку приварена
клеммная коробка с боковой крышкой для выводов.
Подшипниковые щиты — отлиты из силумина в виде цилиндра и являются
продолжением остова, крепятся к остову сбоку болтами. В горловинах щитов
установлены шариковые подшипники якоря, закрытые с обеих сторон
крышками. Смазка подшипников — бук-сол, 2/3 свободного объема камеры.
В переднем подшипниковом щите выполнены два люка для осмотра коллектора
и щеток. Эти люки закрыты крышками с отверстиями в виде жалюзей для
входа вентилируемого воздуха при самовентиляции.
В заднем подшипниковом щите снизу отлиты отверстия
для выхода воздуха.
Главный полюс — (2 шт) состоит из шихтованного сердечника и катушки.
Катушка имеет 1260 витков из медного изолированного провода. Сверху
катушка имеет корпусную изоляцию на 50 В. Сердечник с катушкой крепится
к остову двумя болтами. Катушки двух главных полюсов соединяются между
собой последовательно, в результате чего образуется шунтовая обмотка
возбуждения с выводами Ш1-Ш2.
Якорь — состоит из вала, на который напрессовываются задняя нажимная
шайба, шихтованный сердечник с четырнадцатью пазами, передняя нажимная
шайба и коллектор.
Коллектор состоит из 56 коллекторных и 57 миканитовых пластин с двумя
вырезами в виде ласточкина хвоста, которые запрессованы в корпус из
прессмассы в виде цилиндра.
Обмотка якоря петлевая и состоит из отдельных секций из изолированного
эмалью медного провода (диам 1,35 мм, число секций 56, в каждой секции 3
витка). Шаг по пазам 1+7; шаг по коллектору 1+2. Обмотка якоря крепится
в пазах сердечника текстолитовыми клиньями.
После укладки обмотки якоря концы секций в прорезях петушков
коллекторных пластин запаиваются. Затем коллектор обтачивается и
миканитовые пластины пропиливаются фрезой на глубину 1,0---1,5 мм, с
коллекторных пластин снимаются фаски. Коллектор шлифуется мелкой
стеклошкуркой и полируется брезентом.
С противоколлекторной стороны на вал якоря напрессовывается вентилятор с
прямыми лопатками для самовентиляции.
Щеточный механизм двигателя состоит из траверсы в виде кольца,
закрепленной на геометрической нейтрали в подшипниковом щите с помощью
двух болтиков (для них в траверсе выполнены овальные отверстия). На
траверсе укреплены две текстолитовые планки (изолированные пальцы). На
каждой текстолитовой планке укреплено по 2 щеткодержателя с щеткой марки
ЭГ-74. Высота новой щетки 32 мм, минимальная высота щетки 15 мм.
Вертикальный зазор от щеткодержателя до коллектора составляет 1,5+2,0
мм. Нажатие на щетку 300+500 г.
Схема соединения обмоток и панель выводов электродвигателя ДМК-1/50
приведены на рис. 2.14.