65. Схемы вспомогательных цепей электропоездов переменного тока (1985 год)

 

  Главная      Книги - Электровозы     Электропоезда переменного тока. Пособие для ПТУ (Авдеев М.М., Гут В.А.) - 1985 год

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     49      50      51      52     ..

 

 

 

 

Электрические схемы электропоездов переменного тока (1985 год) - часть 4

65. Схемы вспомогательных цепей электропоездов переменного тока (1985 год)

 

 

 

Вспомогательные цепи на электропоездах ЭР9М и ЭР9Е получают питание от обмотки 01-Х1-Х2 трансформатора ГТ с номинальным напряжением 220 В (01-X1) и 257 В (01-Х2) (рис. 250).

От вспомогательной обмотки 01-Х2 тягового трансформатора через автоматический выключатель АВ и систему тиристорной стабилизации напряжения питаются асинхронный расщепитель фаз АРФ, вспомогательные машины, цепи освещения и на головных вагонах цепи заряда батарей. Система стабилизации напряжения вспомогательных цепей содержит блок с аппаратурой управления и регулирования БУС типа 1Б.305, который расположен в шкафу № 4 моторного вагона. Силовая часть стабилизатора выполнена на таблеточных тиристорах Т2-320 с естественным охлаждением. Система стабилизации напряжения при совместной работе с АРФ обеспечивает поддержание выходного напряжения в пределах 205—225 В и входном напряжении 220—300 В, что соответствует изменению напряжения в контактной сети в пределах 22—29 кВ. Длительно допустимый ток системы стабилизации напряжения 180 А.

На рис. 251 приведена функциональная схема, а на рис. 252 — принципиальная схема блока управления тиристорами стабилизатора переменного напряжения. 

 

Рис. 250. Схема питания вспомогательных цепей электропоездов ЭР9М 

 

Рис. 251. Функциональная схема управления стабилизатора переменного напряжения:

Рис. 252. Схема блока управления стабилизатора переменного напряжения БУС

 

 

Блок управления стабилизатора переменного напряжения БУС служит для управления тиристорами Тт1 и Тт2. Подключение БУС (см. рис. 252) осуществляется штепсельным разъемом ШP1.

 

 

 

 

 

 

Таким образом, на конденсаторе Сб формируется пилообразное напряжение частотой 100 Гц.

Уставку выходного напряжения стабилизатора регулируют резистором R8 измерительного делителя.

 

 

Защита от повышения переменного напряжения осуществляется с помощью блока защиты максимального напряжения БЗМН (рис. 254). Переменное входное напряжение подается на блок защиты через выводы A1, А4 штепсельного разъема по проводам 61, 62 через контакты пакетного переключателя ПСП.

Катушка исполнительного реле РМН подключена к блоку БЗМН через контакты Б4, Б5 разъема. В цепь удерживающей катушки ВВ (провода 15ВН-15ВЛ) через контакты Б1, Б2 разъема включена перемычка, что позволяет контролировать включенное состояние штепсельного разъема, и последовательно с ней размыкающие контакты реле РМН. Через контакты АЗ, А4 к резистору R6 подключен контакт реле РВП, позволяющий увеличить уставку защиты на время пуска системы. 

 

Рис. 254. Схема подключения блока БЗМН на моторном вагоне

 

 

В остальном схема, конструкции и принцип действия блока БЗМН аналогичны описанному в § 62 блоку защиты БЗМН1.

Управление пуском расщепителя фаз происходит следующим образом (см. рис. 250).

При наличии напряжения 110 В в цепях управления через размыкающий контакт реле напряжения PH (15Н-15НА) получают питание катушки реле времени фазорасщепителя РВФ и реле времени пуска РВП. Реле РВФ и РВП включаются и подготавливают схему управления запуском расщепителя фаз.

После включения высоковольтного выключателя и появления напряжения на обмотке 01-Х1-Х2 тягового трансформатора срабатывает реле PH, катушка которого получает питание от проводов 61 и 62С. Одновременно подается питание на блок БУС, который формирует импульсы управления тиристорами Тт1 и Тт2 стабилизатора.

Такая последовательность включения контакторов КПР и КР исключает возможность подачи напряжения на остановленный расщепитель фаз с отключенным пусковым реостатом. После включения контакторов КПР и КР ротор расщепителя фаз начинает вращаться. В процессе пуска напряжение генераторной фазы увеличивается и при достижении частоты вращения, близкой к номинальной, срабатывает реле напряжения фазорасщепителя РНФ.

Контакт РНФ в проводах 15Г-28 включает реле-повторитель напряжения ПНФ. Замыкающий контакт ПНФ 15Г-28 шунтирует контакт РНФ в цепи катушки 

ПНФ и создает цепь питания провода 28, а контакт ПНФ 15Н-15НА создает цепь питания катушек РВП и РВФ. После включения реле РВП его размыкающий контакт 63-6311 снимает питание с катушки РНФ. Размыкающие контакты ПНФ в проводах 15Д-15Х отключают контактор КПР, а в проводах 15Я-34 размыкают цепь сигнальной лампы «Напряжение сети». Силовые контакты КПР отключают пусковой реостат. На этом заканчивается запуск расщепителя фаз.

Отключение расщепителя фаз осуществляется снятием питающего напряжения. При этом отключается реле PH и своим контактом 15У-15Д размыкает цепь питания контакторов КР и КПР, а контактом 15Н-15НА включает цепь питания реле РВФ и РВП, подготавливая схему управления к повторному автоматическому пуску.

Расщепитель фаз от перегрузок защищен токовым реле ТРФ и реле времени РВФ. При пуске расщепителя фаз ток двигательной обмотки достигает уставки токового реле ТРФ. Оно срабатывает и своим контактом в проводах 15НА-15НБ разрывает цепь питания катушки реле времени РВФ, выдержка времени которого 5—6 с. При нормальном пуске ток через токовую катушку ТРФ станет меньше тока удержания, реле ТРФ отключится, его контакт в проводах 15НА-15НБ снова замкнет цепь питания РВФ.

Если в процессе пуска за время выдержки реле времени РВФ ток не падает ниже уставки ТРФ или не включается ПНФ, реле времени РВФ отключается и своим контактом 15Н-15Р разрывает цепь питания катушек контакторов КР, КПР. Контактор КР отключает расщепитель фаз от сети. Контакт реле ПНФ 15Я-34 включает цепь питания сигнальной лампы «Напряжение сети», а контакт 15Г-28 размыкает цепь питания провода 28.

Для восстановления защиты необходимо включить кнопку «Восстановление защиты АРФ». При этом через контакт кнопки от провода 15Н получает питание катушка реле РВФ, которое переключает свои контакты, подготавливая схему включения расщепителя фаз к работе.

 

 

Переключатель системы питания ПСП служит для переключения цепей управления при неисправностях АРФ или системы стабилизации напряжения. ПСП имеет три положения: нормальное, когда замкнуты контакты 15Р-15У в цепи питания КР и КПР

 62Ш-62ШГ— в цепи питания блока БУС

62—62Р — в цепи питания блока БЗМН\ нулевое — когда все его контакты разомкнуты; резерв — замкнут только контакт 15Р-15У, который включает цепи управления работой расщепителя фаз при отключении системы стабилизации напряжения, когда вспомогательные цепи питаются нестабилизированным напряжением и на блоке 1Б.214 перекидная шина стоит в положении «Резерв». 

 

Схема питания вспомогательных цепей и цепей управления расщепителя фаз электропоездов ЭР9Е приведена на рис. 255. Питание вспомогательных цепей осуществляется стабилизированным напряжением от обмотки 01-Х2 ГТ через контакты контактора стабилизатора КС. При неисправности стабилизатора напряжения резервное питание расщепителя фаз и других потребителей осуществляется нестабилизированным напряжением от обмотки 01-Х1 ГТ. В этом случае в блоке 1Б.336 устанавливают контактную накладку в положение «Резерв ЗФ» (резервное питание трехфазной сети), тем самым провод 62Я соединяют с проводом 62С.

При неисправности расщепителя фаз или его схемы управления потребители однофазного напряжения получают питание от провода 62, минуя контакты КС. Для этого контактную накладку в блоке 1Б.336 устанавливают в положение «Резерв 1Ф» (резервное питание однофазной сети), соединяя провод 62 с проводом 62С. В обоих случаях переключатель системы питания ПСП устанавливают в положение «Резерв».

 

 

Рис. 255. Схема питания вспомогательных цепей, цепей управления АРФ электропоездов ЭР9Е 

 

 

При наличии напряжения в цепях управления и при отсутствии сигнала о недопустимом повышении напряжения от блока 

 

 

Рис. 256. Электрическая схема блока «Зашита Imах»

Рис. 257. Диаграммы напряжений и токов на элементах блока «Защита Imах»:

 

 

Блок А4 "Защита Imах" защищает расщепитель фаз от токов перегрузки и от неправильной работы пусковой схемы. Кроме того, блок обеспечивает включение расщепителя фаз только после появления питающего напряжения и отключения расщепителя фаз и других нагрузок при исчезновении питающего напряжения, а также при недопустимом повышении питающего напряжения. 

 

 

 

 

 

 

 

подключает базу транзистора V20 через резистор R28 к отрицательному выводу выпрямителя V1. В дальнейшем транзистор V20 будет открыт, а транзисторы V17 и V18 не влияют на работу схемы. Таким образом, временем заряда конденсатора С5 обеспечивается задержка включения реле Р1 и начало запуска расщепителя фаз.

 

 

Блок А2 *Защита Umax* (рис. 258) содержит: однополупериодный выпрямитель, на выход которого включен измерительный делитель напряжения на резисторах Rl—R5

 выпрямительный мост V17, к которому подключен питающий делитель на стабилитронах VII—V13, V15 и резисторах R7—R10\ формирователь опорного напряжения на стабилитроне V7 и резисторе R13; усилитель на транзисторах V8, V9, V14 и исполнительное реле Р1.

Измерительный и питающий делители соединены параллельно и подключены к контактам A1, Б2 штепсельного разъема Ш1, на которые подается напряжение 

 

 

по проводам 61, 62ИВ. Включение части резисторов в цепи измерительного и питающего делителей напряжений на стороне переменного тока, а другой части — на стороне постоянного тока обеспечивает снижение напряжения на выпрямителях VI, V2 и V17.

Для повышения четкости срабатывания реле Р1 транзисторы V9 и V14 включены по схеме триггера с положительной обратной связью через резистор R12.

При кратковременном повышении входного напряжения выдержка времени на включение реле Р1 определяется суммарным временем заряда конденсаторов

C1, С2 и СЗ до уровней, вызывающих переключение транзисторов V8 и V14.

Диод V5 защищает переход база — эмиттер транзистора V8 от обратного напряжения, а диод V10 — транзистор V14 от перенапряжений. Резистор R14 исключает ложные срабатывания защиты при включении напряжения. Регулируют уставку защиты от повышения напряжения переменным резистором R1. Работоспособность блока проверяют нажатием кнопочного выключателя В1 «Проверка».
 

Контакты А2 и АЗ разъема Ш1 соединены внутренней перемычкой, что позволяет контролировать включение штепсельного разъема и исключить возможность пуска расщепителя фаз при отключенном блоке защиты.

Контакт реле Р1 в цепи проводов 15НА-15НБ включает катушку реле БМН, которое сигнализирует о срабатывании блока.

Электродвигатель насоса трансформатора ДНТ защищен от перегрузок тепловыми реле ТР7 и ТР8 и от коротких замыканий предохранителями ПрП и Пр12. При срабатывании тепловых реле их блокировки в проводах 28—28А отключают контактор КНТ. При неработающем ДНТ во избежание перегрева трансформатора не должно быть тяговых нагрузок на трансформаторе. Для этого при неработающем ДНТ блок-контакт КНТ в проводах 11Г-11Д отключает контактор ЛК1.

 

 

Управление двигателями компрессора. Электродвигатели компрессоров получают питание по секционным проводам 61, 62, 63 с соседнего моторного вагона (рис. 259). Управление компрессорами производится автоматически при помощи регуляторов давления АК. Регуляторы давления расположены в служебном помещении головных вагонов и имеют уставку на включение около 0,6 МПа (6 кгс/см2) и на отключение около 0,8 МПа (8 кгс/см2).

Включение контактора мотор-компрессора КМК возможно лишь после окончания запуска расщепителя фаз, когда получит питание секционный провод 28 и от него на головном (прицепном) вагоне промежуточное реле ПНФ. Размыкающий контакт ПНФ в проводах 27-27В разрывает цепь катушки реле времени компрессора РВК. Якорь реле РВК отпадает с выдержкой времени 5 с и замыкает свой контакт в проводах 27-27А. Катушка КМК получает питание по цепи: 15, Пр12, 15Х, контакт АК, 27, контакт РВК, 27А, контакт ПРК, 27Г, катушка КМК, 30. После включения КМК двигатель компрессора запускается.

Для облегчения запуска компрессора и исключения противодавления при отключении контактора КМК его блок-контакта ми 15X-15Л включается вентиль разгрузочного клапана компрессора ВМК. ВМК соединяет с атмосферой цилиндр компрессора и участок пневматической магистрали от компрессора до обратного клапана.

Выдержка времени после запуска расщепителя фаз необходима для предотвращения одновременного запуска вспомогательных машин. По достижении давления сжатого воздуха в магистрали 0,8 МПа (8 кгс/см2) срабатывает регулятор давления АК и снимает питание с поездного провода 27, отключая все компрессоры поезда. При снижении давления до 0,6 МПа (6 кгс/см2) контакт регулятора давления замыкается, и компрессоры включаются.

 

Отключение двигателя компрессора происходит при остановке расщепителя фаз данной секции. В этом случае отключается реле ПНФ, его контакт в проводах 27-27В включает реле РВК, которое в свою очередь своим контактом в проводах 27-27А разрывает цепь КМК. Контактор КМК отключается также при срабатывании тепловых реле ТР7, ТР8, защищающих электродвигатель от перегрузок. При этом блок-контактами тепловых реле в проводах 15Х-15СА или 15СЛ-15СМ снимается питание с катушки промежуточного реле компрессора ПрК, контакты которого в проводах 27А-27Г разрывают цепь питания КМК.

 

 

 

Рис. 259. Схема управления двигателями компрессора

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     49      50      51      52     ..