ГЛАВА IV СХЕМА И ОБОРУДОВАНИЕ ВОЗДУШНОЙ СИСТЕМЫ ТЕПЛОВОЗА ТУ2

  Главная      Учебники - Тепловозы     Узкоколейный тепловоз ТУ2 (В А. Грибков, П. В. Григорьев) - 1958 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  ..

 

 

 

ГЛАВА IV СХЕМА И ОБОРУДОВАНИЕ ВОЗДУШНОЙ СИСТЕМЫ ТЕПЛОВОЗА ТУ2



Воздушная система состоит из источника сжатого воздуха (компрессора), механизмов и аппаратов, в которых сжатый воздух используется в качестве рабочего тела (пневматический тормоз, песочницы, привод управления дизелем, электроаппаратура и др.), соединенных между собой воздухопроводами.

 

 

 

Компрессор тепловоза ТУ2



Питание воздушной системы сжатым воздухом осуществляется компрессором типа Э-400 с механическим приводом от нижнего вала распределительного редуктора, с передаточным отношением 17 : 25. При наибольшей скорости вращения вала компрессора 1 020 об/мин его производительность при противодавлении 8 кг/см2 составляет 0,7 м31мин.

Компрессор (рис. 54) двухцилиндровый, одноступенчатый, состоит из корпуса 1 с клапанной коробкой 2 и крышками 26 и 17, двух поршней 4, кривошипно-шатунного механизма и цилиндрического редуктора с передаточным отношением 17 : 88.

 


Корпус компрессора 1 представляет собой чугунную отливку, в которой заодно выполнены два цилиндра и картер для коленчатого вала и редуктора. Сверху корпус закрывается крышкой 26, которая плотно, через картонную прокладку, притягивается болтами к корпусу. На корпусе имеются три ушка 14, с помощью которых компрессор устанавливается на трех стойках, укрепленных на сварной раме.

В цилиндры компрессора запрессованы сменные гильзы 3, в которых перемещаются пустотелые поршни 4 с двумя компрессионными 21 и одним маслосбрасывающим 18 кольцами. Маслосбрасывающее кольцо, расположенное на юбке поршня, имеет поперечное сечение, способствующее возвращению в картер излишков масла с рабочей поверхности гильзы цилиндра. Паз для маслосбрасывающего кольца имеет фаску со стороны коленчатого вала, а в поршне просверлены радиальные отверстия для возврата смазки в картер.

Возвратно-поступательное движение поршни получают от коленчатого вала 11 при помощи шатунов 8. Поршневая головка шатуна неразрезная, с запрессованной втулкой. Поршневой палец 20
неподвижно укреплен в бобышках поршня стопорным винтом 19. Кривошипная головка шатуна разъемная с заливкой баббитом. Крышка 13 крепится к телу шатуна 8 двумя болтами. Между крышкой и телом шатуна ставится набор стальных прокладок, число которых уменьшают по мере износа слоя баббита; таким путем регулируется зазор между шейкой коленчатого вала и головкой шатуна.

Коленчатый вал 11 состоит из двух штампованных частей, соединенных между собой диском путем сварки. На диск коленчатого вала насажено ведомое зубчатое колесо 12, в зацеплении с которым находится ведущая шестерня 6, сидящая на коническом хвостовике приводного вала 16. Зубчатые колеса редуктора шевронные, состоят из двух половин, соединенных между собой заклепками. Ведомое колесо укреплено на диске коленчатого вала болтами, а ведущая шестерня входного вала посажена на шпонке и фиксируется гайкой с замковой шайбой.

Коренные подшипники 9 коленчатого вала разъемные, с откидными крышками, имеют стальные вкладыши, залитые слоем баббита, и предохранены от проворачивания штифтами, запрессованными в откидные крышки.

К корпусу компрессора укреплена клапанная коробка 2, которая является общей крышкой обоих цилиндров. В коробке расположены четыре клапана: по краям два всасывающих, а между ними два нагнетательных. Всасывающие клапаны посредством каналов в клапанной коробке сообщаются с цилиндрами и штуцером всасывающей трубы, а нагнетательные — с цилиндрами и штуцером нагнетательной трубы.

 

Величину подъема клапанов ограничивают имеющиеся в клапанной коробке крышки упоры.

В картере компрессора при заполнении его маслом на 45 мм над уровнем днища корпуса образуется масляная ванна, в которую частично погружается ведомое зубчатое колесо редуктора. При вращении зубчатого колеса масло разбрызгивается и часть его попадает в маслоуловитель, укрепленный на внутренней стороне верхней крышки, откуда самотеком по желобам и канавкам оно поступает для смазки поршней и шатунных головок.

Цилиндры, коренные подшипники и вкладыши консольного подшипника ведущего вала также смазываются путем распыления смазки в картере компрессора и подачи смазки по желобам и канавкам. Наполнение картера маслом производится до уровня, расположенного на 15 мм ниже кромки отверстия в угольнике 23. Длительная остановка компрессора без спуска масла из корпуса в зимнее время не допускается (при «холодной» стоянке тепловоза).

При центровке вала распределительного редуктора с валом

компрессора допускается несоосность не более 0,05 мм и перелом осей не более 0,1 мм на длине 200 мм. После центровки входного вала компрессора с валом распределительного редуктора рама компрессора приваривается к раме тепловоза.

Для предохранения компрессора от перегрузки инерционными усилиями, возникающими при пуске и остановке дизеля и изменениях скорости вращения коленчатого вала, промежуточный вал, соединяющий компрессор с раздаточным редуктором, имеет фрикционную муфту максимального момента.

 

 

Рис. 54. Компрессор:
1 — корпус; 2 ~ клапанная коробка; 3-гильза цилиндра; 4 — поршень; 5 —упорное кольцо; 6 — шестерня (ведущая); 7—упор вала; 5—шатун; 5 —коренной подшипник; 10 — заглушка коренного подшипника; 11 — коленчатый вал; 12 —зубчатое колесо; 13 —крышка шатунного подшипника; 14 — ушки для крепления компрессора; 15 — вкладыш вала; 16 — вал приводной; 17, 26 — крышки;
18— поршневое кольцо маслосбрасывающее;
19 — стопорный винт поршневого пальца;
20 — поршневой палец; 21 — поршневое кольцо компрессионное; 22, 24 — спускные пробки; 23 —угольник для наполнения картера
маслом; 25 — сапун

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  ..