Ручной маслоподкачивающий насос служит для
нагнетания масла в систему дизеля перед его пуском, чем обеспечивается
смазка шеек коленчатого вала и других деталей дизеля в момент пуска
последнего.
Ручной маслоподкачивающий насос поршневой,
двустороннего действия состоит из корпуса 1 (рис. 46), двух крышек 2,
поршня 3 с размещенными в нем нагнетательными клапанами, двух
всасывающих клапанов и привода поршня с рукояткой 5. В корпусе имеется
два колодца, в одном из которых помещается поршень, в другом — два
всасывающих клапана 7 с нажимными пружинами 6. Поршень имеет форму
цилиндра с прямоугольными отверстиями внутри, в которых находятся
распираемые пружиной два нагнетательных шариковых клапана. По образующей
цилиндра поршня расположено отверстие В, соединяющее внутреннюю его
полость с нагнетающим отверстием в корпусе. Поршень перемещается
рукояткой 5, которая насажена на рычаг 4.
Подвод масла к насосу и отвод от него к дизелю осуществляется через
поворотные угольники 11, укрепленные на корпусе насоса зажимами 10. При
качании рукоятки поршень получает возвратно-поступательное движение, при
котором по одну сторону поршня происходит всасывание масла, по другую —
его нагнетание. Так, при движении поршня вниз в камере А возникает
разрежение, шарик открывает отверстие и масло заполняет камеру и
связанные с ней каналы. При движении поршня в обратном направлении в
камере А создается давление, под действием которого всасывающий клапан
закрывается, а нагнетательный сдвигается внутрь поршня. При этом масло
попадает во внутреннюю полость поршня и далее по отверстию В в
нагнетательный трубопровод к дизелю. Производительность
маслопрокачивающего насоса равна 2,5 л/мин за 100 полных ходов поршня
(при температуре масла 50—60С).
Насос установлен на раме тепловоза вблизи масляного фильтра. Всасывающая
труба его присоединяется к трубе, подводящей масло от бака к масляному
насосу дизеля, нагнетательная — к трубопроводу центрального подвода
масла.