При длительных стоянках тепловозов в зимнее время вне помещения
необходим периодический прогрев водяной, масляной и топливной систем
дизеля, который может осуществляться работой двигателя на холостом ходу
или при помощи специально установленного на тепловозах до № 0502
котла-подогревателя, работающего на дизельном
топливе. На последующих выпусках тепловозов (по согласованию с МПС)
котлы-подогреватели не ставят. Однако в некоторых депо еще продолжают
пользоваться котлами-подогревателями (их с тепловозов не демонтируют).
Котел-подогреватель и вся относящаяся к нему аппаратура расположены с
левой стороны тепловоза, у его передней входной двери (рис. 49). Котел
10, установленный на тумбе, прикреплен при ее помощи к настилу рамы
тепловоза, а средняя часть котла связана о боковой стенкой кузова.
На общем кронштейне, прикрепляемом к котлу, смонтирован блок насосов,
состоящий из топливного насоса 8, водяного насоса 15 и вентилятора 16.
Приводятся эти агрегаты электродвигателем 14 серии П12 (110 В, 1 кВт,
3000 об/мин), причем шестеренчатый топливный насос — через упругую
муфту, а
вентилятор и водяной насос — посредством
клиноременной передачи. Номинальная частота вращения водяного насоса и
вентилятора составляет 3800 об/мин.
Электродвигатель 14 питается от аккумуляторной батареи и развивает
1470—1500 об/мин. До установки электродвигателя необходимо переключить
его обмотку возбуждения с последовательного на параллельное соединение.
Дизельное топливо поступает самотеком из топливного бачка 22 к
реверсивному шестеренчатому насосу 8 серии Г11-11А и по нагнетательному
трубопроводу подается к форсунке 13. Перед форсункой установлен обратный
клапан 17, который препятствует скоплению дизельного топлива в форсунке
и затеканию его в воздушный патрубок котла и оттуда при остановках
топливного насоса — в корпус.
На нагнетательном трубопроводе установлен также перепускной клапан 19.
Его пружина отрегулирована на давление 6—6,5 кгс/см2. При давлении
нагнетания, превышающем установленное, топливо идет на перепуск к
всасывающей стороне топливного насоса. Давление топлива показывает
манометр 5, расположенный на щитке управления 1. Здесь также находится
электротермометр 3, указывающий температуру воды на выходе из котла,
которая не должна превышать 90° С.
Для зажигания факела применены агрегат зажигания 7 марки НСЗ-2АМ и свеча
поверхностного разряда 12 марки СЭ-15В. Зажигание включается кнопкой 4.
На щитке управления расположены автоматические выключатели 2 и 6. Первый
служит для включения электродвигателя котла, а второй — для включения
электродвигателя прокачки масла через водомасляный теплообменник.
При помощи вентилей 18 и 20 котел может быть отключен от водяной
системы, а при помощи вентиля 21 — от топливного бачка.