Система уравновешивания. Во время работы
дизеля при перемещении деталей шатунно-кривошипного механизма,
совершающих возвратно-поступательное движение, возникают силы инерции.
Эти силы переменны по величине и направлению и действуют вдоль оси
цилиндров. Они состоят из сил инерции первого и второго порядков.
В дизеле ЯАЗ-М204А силы инерции (первого порядка) частей, движущихся
возвратно-поступательно, создают неуравновешенный момент, действующий в
плоскости коленчатого вала и стремящийся опрокинуть дизель. Этот момент
уравновешивается равным по величине, но действующим в противоположном
направлении моментом.
Уравновешивающий момент создается вращающимися
противовесами системы уравновешивания дизеля. Противовесы представляют
собой эксцентричные грузы, размещенные попарно по концам
распределительного и уравновешивающего валов и вращающиеся в
противоположном направлении. Противовесы, расположенные с задней стороны
дизеля, выполнены в виде приливов как одно целое с шестернями
распределительного и уравновешивающего валов. Противовесы, расположенные
с передней стороны дизеля, выполнены в виде эксцентрических поковок.
Силы инерции второго порядка полностью уравновешиваются вследствие
принятой схемы коленчатого вала.
Клапанный механизм. Открытие клапанов и
движение плунжера насоса-форсунки происходит под действием кулачков
распределительного вала, которые сообщают толкателям поступательное
движение. Толкатели через короткие штанги приводят в движение коромысла,
а коромысла — клапаны и плунжеры насосов-форсунок.
Коромысла каждого цилиндра установлены на валике, укрепленном в двух
чугунных стойках, каждая из которых прикреплена одним болтом к верхней
плоскости головки. Плечо коромысла клапана, действующее на клапан,
подвергнуто закалке. В плече коромысла насоса-форсунки сделано
отверстие, в которое запрессован шаровой палец с завальцованной на нем
шаровой чашкой. С другой стороны плеч коромысел запрессованы бронзовые
втулки, в отверстия которых вставлены стальные распорные втулки. Внутри
последних проходят пустотелые пальцы, соединяющие коромысла с вилками,
которые связаны со штангой. Ввертывая или вывертывая штангу, регулируют
зазор между торцами клапанов и коромыслами или положение плунжера
насоса-форсунки по высоте.
Толкатель представляет собой стакан, нижняя часть которого заканчивается
вилкой. В отверстия вилки установлена ось ролика. Для каждых трех
толкателей предусмотрена стальная направляющая, укрепленная в нижней
части головки цилиндров. Она необходима для сохранения правильного
расположения роликов толкателей относительно кулачков и служит
приспособлением при сборке и разборке.
Патрубки выпускных клапанов одного цилиндра соединены в общий канал,
идущий к выпускному овальному окну. Выпускные клапаны так же, как и
стаканы насосов-форсунок, окружены охлаждающей водой.
Нагнетатель. На дизелях ЯАЗ-М204А установлен
нагнетатель воздуха объемного типа, состоящий из корпуса, двух торцовых
плит, крышек, двух трехлопастных роторов, шестерен и привода, в
отверстие корпуса которого запрессован маслоналивной патрубок системы
смазки двигателя.
Выходное окно корпуса нагнетателя, установленного на двигателе,
совпадает с окном воздушной камеры блока цилин-
дров; к фланцу входного окна нагнетателя крепится
впускной трубопровод двигателя. К корпусу нагнетателя прикреплены
топливоподкачивающий насос системы питания, корпус регулятора частоты
вращения и водяной насос системы охлаждения двигателя, привод которого
осуществляется от валов ротора.
Во время работы двигателя верхний ротор приводится во вращение валом
привода нагнетателя, шестерня которого зацеплена с шестерней
распределительного вала, а нижний ротор — шестерней, зацепленной с
шестерней верхнего ротора. Роторы вращаются в противоположные стороны с
одинаковой скоростью. Давление подаваемого нагнетателем воздуха
достигает при большой частоте вращения коленчатого вала двигателя 0,06
МПа.
Для получения достаточного давления воздуха во время пуска и на малой
частоте вращения холостого хода двигателя в приводе нагнетателя
применено передаточное число, обеспечивающее частоту вращения роторов, в
1,95 раза превышающую частоту вращения коленчатого вала. Для
предохранения нагнетателя от повреждения при резком изменении скорости
вращения коленчатого вала двигателя и разгрузки шлицевых соединений
привода и подшипников верхнего ротора от сил, которые могут возникнуть
при перекосах корпуса нагнетателя относительно вала, в приводе
установлены передняя и задняя упругие муфты.
Корпус, торцовые плиты, крышки и роторы нагнетателя изготовлены из
алюминиевого сплава, шестерни со спиральными зубьями — из стали. Валики
роторов вращаются на двух шарикоподшипниках, установленных в гнездах
торцовых плит. Задние подшипники воспринимают от роторов осевые силы и
удерживают роторы от продольных перемещений. Со стороны роторов у
каждого подшипника установлен самоподжимной сальник, предотвращающий
проникание масла в рабочее пространство нагнетателя. Лопасти роторов
сделаны спиральными для более равномерной подачи воздуха и уменьшения
шума во время работы.