Общие требования к погрузочно-разгрузочным операциям
с взрывчатыми материалами на специально выделенных местах ж/д
станции
1. Места для погрузки, выгрузки и перегрузки ВМ на специально выделенных
станциях, а также места для стоянки вагонов с такими грузами вне поездов
или вне сформированных составов (за исключением сортировочных путей, на
которых вагоны с ВМ могут находиться под накоплением) должны быть
удалены от жилых и производственных строений, территорий тяговых
подстанций, грузовых складов, общих мест погрузки, выгрузки и хранения
грузов, от мест налива и слива опасных жидких грузов, от главных
станционных путей на расстояние не менее 125 м.
2. На электрифицированных участках для указанных целей выделяются, как
правило, неэлектрифицированные пути. В тех случаях, когда таких путей
выделить не представляется возможным, могут использоваться
электрифицированные пути. Контактная сеть этих путей должна быть
выделена в самостоятельную группу с электропитанием через отдельный
секционный разъединитель, оборудованный дополнительным заземляющим
ножом.
Погрузка и выгрузка электродетонаторов на электрифицированных путях, а
также все погрузочно-разгрузочные работы на этих путях, осуществляемые с
применением подъемных механизмов и приспособлений; работы, связанные с
необходимостью приближения людей, грузов, механизмов, приспособлений к
контактной сети на расстояние менее 2 м, должна производиться только
после снятия напряжения в контактной сети. В этих случаях лицам,
руководящим погрузкой или выгрузкой, запрещается приступать к работам до
получения письменного уведомления от начальника станции или дежурного по
станции о снятии напряжения и заземления провода.
Места, предназначенные для производства погрузочно-разгрузочных работ с
ВМ, должны иметь необходимые средства пожаротушения и устройства
стационарного и переносного электрического освещения с арматурой и
светильниками во взрывобезопасном исполнении. В исключительных случаях,
в пунктах, где нет систематического отправления или поступления ВМ,
Допускается оснащение светильниками в открытом исполнении, которые
должны находиться не ближе 10 м от места погрузки, выгрузки и
складирования таких грузов.
Стационарное или переносное электрическое освещение должно быть
выполнено в соответствии с требованиями ПТЭ и мер безопасности,
устанавливаемых руководителями соответствующих предприятий, учреждений,
организаций.
Для подхода автомобильного транспорта к местам погрузки и выгрузки
должны быть удобные подъезды.
3. Выбор указанных мест на станциях и прием их в эксплуатацию
производятся комиссией в составе начальника станции, военного коменданта
железнодорожного участка и станции, представителей
санитарно-эпидемиологической станции, пожарной охраны дороги, ОСП МВД
России, Госгортехнадзора и согласовывается с местными органами власти.
Предложения о включении в перечень конкретных станций для работ с ВМ,
принадлежащими МО России, ФСБ России, МВД России, начальник дороги,
начальник военных сообщений и начальник ОСП МВД России после
согласовывания с правительством Российской Федерации направляют в МПС
России для опубликования.
4. При отсутствии места, удовлетворяющего перечисленным в пунктах 1 - 3
требованиям, комиссия может устанавливать наиболее удобное для этих
целей место с отступлением от указанных требований. В этом случае
комиссия определяет дополнительные меры безопасности в зависимости от
местных условий.
Выбор места оформляется актом, подписываемым членами комиссии.
В соответствии с п. 3.6.14 настоящих Правил установленные места, а также
пути для стояния вагонов с опасными грузами указываются в
техническо-распорядительном акте станции.
5. Погрузка и выгрузка ВМ на подъездных путях предприятий, учреждений,
организаций, а также на специально выделенных местах станций, если эти
места имеют необходимое освещение, производятся круглосуточно.
При отсутствии на специально выделенных местах станций фронтов погрузки
и выгрузки груза, имеющих достаточное освещение, погрузочно-разгрузочные
работы с ВМ осуществляются лишь в светлое время суток. С наступлением
темноты эти работы должны быть прекращены.
Выгрузку, погрузку, перегрузку всех ВМ из вагонов, бывших в крушении
(аварии), или при наличии явных признаков нарушения порядка размещения
груза в вагонах разрешается производить только в светлое время суток. В
районах Крайнего Севера, где в зимний период светлое время суток не
превышает 4 ч, эти работы выполняются при повышенном электрическом
освещении с арматурой и светильниками во взрывоопасном исполнении.
Достаточность такого освещения определяется ответственным представителем
грузоотправителя (грузополучателя), специально выделяемым в соответствии
с п. 3.5.4 настоящих Правил для руководства указанными работами. Уровни
освещенности в местах погрузки, выгрузки, перегрузки и ремонта должны
соответствовать СНиП 11-4-79 и ОСТ 32-9-81.
Взамен СНиП II-4-79 постановлением Минстроя РФ от 2 августа 1995 г. N
18-78 утверждены и введены в действие с 1 января 1996 г. Строительные
нормы и правила СНиП 23-05-95 "Естественное и искусственное освещение"
О необходимости выгрузки вагонов только в светлое время начальник
станции составляет акт с участием сопровождающих груз специалистов или
начальника караула, представители грузополучателя, а по грузам МО России
- военного коменданта железнодорожного участка и станции, если он
имеется на данной станции, и по грузам МВД России и ФСБ России -
представителя ОСП МВД России на железной дороге.
6. Погрузочные и подъемные средства всех видов (тачки, тележки салазки,
рольганги, транспортеры, лебедки, краны, аккумуляторные погрузчики и
т.д.), применяемые при работах с ВМ, должны быть в полной исправности и
иметь приспособления или устройства, предохраняющие груз от падения.
Лебедки подъема груза грузоподъемных машин, а у стреловых кранов - и
лебедки подъема стрелы при работе с ВМ должны быть оборудованы двумя
тормозами. Нагрузка на грузоподъемные машины, оборудованные таким
образом, не должна превышать норм, предусмотренных технической
документацией (формуляром, паспортом и инструкцией).
При наличии одного тормоза на лебедке подъема груза, а у стрелковых
кранов - и на лебедке подъема стрелы, нагрузка не должна превышать 75%
грузоподъемности, разрешенной для данного грузоподъемного механизма.
Запрещается использование стреловых и других кранов при скорости ветра,
превышающей 75 % допускаемой для марки данного крана.
Погрузка и выгрузка ВМ производятся штатным и специально допущенным к
производству работ с такими грузами подъемным такелажем и
приспособлениями, не образующими при ударе искру.
Если при погрузке, выгрузке ВМ необходимо применение железных и стальных
строп и других захватывающих приспособлений, то разрешается использовать
штатные и установленные погрузочные приспособления (механизмы),
предусмотренные технической документацией при работе с этими грузами и
имеющие необходимую изоляцию.
Пригодность и исправность погрузочных и подъемных средств, подлежащих
использованию на погрузочно-разгрузочных работах с ВМ, перед началом
этих работ проверяется ответственным работником, специально выделенным
грузоотправителем (грузополучателем), выполняющим указанные работы.
7. Погрузочно-разгрузочные работы с ВМ проводятся с максимальной
осторожностью. Места с грузом нельзя подвергать толчкам, ударам и
тряске. Подъем и спуск их должны производиться медленно и плавно.
Переноска грузов на руках или носилках должна производиться с крайней
осторожностью.
Волочение тяжелых мест допускается в исключительных случаях только по
ровному настилу из досок, с особой осторожностью.
При гололедице, во избежание скольжения рабочих, территория у мест
погрузки, выгрузки ВМ должна быть обязательно посыпана песком и золой.
Передвижение вагонов с ВМ вдоль фронта погрузки-выгрузки или на путях
отстоя вручную запрещается.
Порядок передвижения на станционных путях и на подъездных путях вагонов
с ВМ кабестанами, электрошпилями и другими механическими средствами
устанавливается специальными инструкциями, утвержденными соответственно
начальником отделения дороги или руководителем предприятия, учреждения,
организации, в ведении которого находится подъездной путь.
8. Вагоны с ВМ, прибывшие в пункт назначения, при сдаче груза
грузополучателю должны быть осмотрены им, а при сопровождении груза
военизированной охраной МПС России - также приемосдатчиком станции с
целью установления исправности кузова, дверей, люков, запоров и пломб.
При входе в вагон грузополучатель обязан осмотреть его внутри и
убедиться в целости тары и отсутствии рассыпанных (разлитых) ВМ.
9. В случае когда при погрузочно-разгрузочных работах будет обнаружено,
что часть ВМ рассыпана (выпала из упаковки) или разлита, руководитель
этих работ обязан руководствоваться мерами безопасности в соответствии с
аварийной карточкой на данный груз.