Упряжь для ездовых оленей

  Главная       Учебники - Транспорт      Олений транспорт Чукотки

 поиск по сайту     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10    ..

 

 

 

Упряжь для ездовых оленей

Для нартовой езды на оленях народы советского Заполярья пользуются лямочной упряжью.

Лямочная упряжь изготовляется прямой или боковой тяги.

В лямочной упряжи прямой тяги тяж от лямки петли, надеваемой на шею, проходит под грудью, животом и между задними ногами животного, сила тяги передается на гребень шеи и плечи. При движении тяж трет внутреннюю поверхность задних ног животного. В лямочной упряжи боковой тяги петля наискось пересекает холку и грудь, тяж проходит справа или слева задних конечностей оленя. Упряжь боковой тяги вынуждает оленя везти одним плечом, двигаться несколько боком, тяж трет наружную поверхность задних конечностей в области скакательных суставов.
 

Для перевозки грузов чукчи пользуются лямочной упряжью боковой тяги с одиночной запряжкой оленей в нарту.

Чукотская лямочная упряжь боковой тяги, не имея блоков, ограничивает припряжку дополнительных животных и недостаточно прочна. Между тем работы по перевозке леса, горючего и других материалов требуют значительного увеличения тяговых усилий, а этого нельзя добиться в одиночной чукотской запряжке.

Оленеводы западных районов советского Севера для перевозки больших грузов, до 500 и выше килограммов на нарту, издавна пользуются лямочной упряжью прямой тяги. Многолетний опыт совхозов и колхозов подтвердил преимущества такой упряжи. Сейчас она рекомендуется как типовая.

Простое введение блочного сопряжения упряжи и нарты, удлинение тяжа, изменение положения лямки на теле работающего оленя превращает одиночную чукотскую лямочную упряжь в многооленную прямой тяги.

Грузовая лямочная упряжь прямой тяги допускает запряжку в нарту двух, трех и четырех оленей. Изготовляется она по расчету иа троечную запряжку из тех же материалов, что и чукотская упряжь боковой тяги.

Троечная грузовая лямочная упряжь прямой тяги состоит из трех лямок с тяжиками (постромками), одного тяжа, трех колец (коушей) и трех оголовий.

Лямки должны быть достаточно прочными, чтобы выдержать силу тяги, и достаточно мягкими, чтобы не наносить повреждений животным. Лямки могут изготовляться из тяжелой юфти, шорно-седельного полувала, кожи морского зверя, рукавной или поясной тесьмы шириной 50 миллиметров или тесьмы вожжевой шириной 25—30 миллиметров.
 

 

 

 

Раскройка юфти, шкуры морского зверя и шорноседельного полувала производится поперек кожи с таким расчетом, чтобы хребтина приходилась посредине лямки.

Вожжевая тесьма при изготовлении лямок свертывается вдвое так, чтобы на концах лямки получились петли, и прошивается на машине или вручную. Петли на концах как кожаных, так и тесьмяных лямок тщательно заделываются и обшиваются кожей.

Для предупреждения натирания шеи животного на середину тесьмяных лямок, в том месте, где тесьма накладывается на гребень шеи, нашиваются куски юфти размером 150 X 40 миллиметров глянцем к телу. Лямки как кожаные, так и тесьмяные тщательно пропитываются дегтем или консервирующим составом из трех частей оленьего или рыбьего жира и одной части смолы. Консервирующий состав перед употреблением подогревается. Кожаные лямки накладываются глянцем к телу, мездрой наружу.

Тяжик (постромка) служит для соединения лямки с тяжем, на одном конце он имеет деревянную или костяную пуговицу (чалак).

Изготовляется тяжик из хорошо тянутой сыромятной кожи или кожи морского зверя, длина его 120 сантиметров, ширина 25—30 миллиметров.

Тяж изготовляется из хорошо тянутого сыромятного ремня или кожи морского зверя, шириной 30—40 миллиметров, при толщине 3—3,5 миллиметра или железной цепи. Лучшим тяжем для всех сезонов года является железная цепь из 6—7-миллиметровой проволоки с овальными кольцами размером 20 X 40 миллиметров. Тяж продевается в головки саней и должен свободно скользить в них. Если тяж из цепи, то к головкам нарт привязывают железные кольца (коуши). Длина тяжа 2 метра. Оголовья (пуни) заменяют уздечки или недоуздки и являются простым и удобным поводком. Изготовляются из прочной веревки или ремня.

При сборке парной упряжи чалаки тяжиков продеваются в петли лямок, а свободные концы тяжиков привязываются к петлям ременного или кольцам цепного тяжа. В троечной запряжке на свободный конец тяжика среднего оленя привязывается кольцо (коуш) из железа, кости или дерева, которое также должно свободно скользить по тяжу.

При запрягании лямка надевается на шею так, чтобы тяжик прошел под грудью и между задними ногами оленя. Если у животного натерт гребень шеи, лямки прямой тяги используются как лямки боковой тяги. Для этого лямки надеваются наискось, как при боковой тяге, и животное везет плечом, а не гребнем шеи. Срок службы упряжи при мелком ремонте 4—5 лет.

Для переездов налегке чукчи пользуются упряжью боковой тяги при парной запряжке оленей в нарту.

Материальная обеспеченность и культурные запросы оленеводов неизмеримо возросли. Движение людей и грузов, перевозимых на легковых нартах между табунами и населенными пунктами, увеличилось. Грузоподъемность парной легковой запряжки стала недостаточной. Чукотская лямочная упряжь боковой тяги, не имея блочной системы сопряжения с нартой, не дает возможности припрягать третьего и четвертого оленя и ограничивает возможность увеличения грузоподъемности легковой нарты. Оленеводы западных районов советского Севера для езды налегке и для перевозки людей пользуются многооленной лямочной упряжью боковой тяги. Многооленная лямочная упряжь боковой тяги проста в изготовлении, легко подгоняется, занимает устойчивое положение в отношении центра тяжести тела животных. Блочная система многооленной упряжи обеспечивает равномерную тягу оленями всей запряжки, дает возможность запрягать в нарту от 2 до 6 и более животных, не нарушая общей схемы запряжки и ее маневренности.

Введение в чукотскую упряжь тасмы — пояса — и блочной системы впрягания животных дает возможность пользования ею как многооленной. Дополнения эти не требуют коренной переделки существующей упряжи и доступны каждому оленеводу.

Многооленная лямочная упряжь боковой тяги может изготовляться из кожи морского зверя, тяжелой юфти, шорноседельного полувала или льняной тесьмы. При недостатке кожи, пояс (тасма) с успехом может быть сделан из рукавной тесьмы шириной 75 миллиметров. Комплект легковой многооленной лямочной упряжи рассчитывается на запряжку четырех оленей. В него входят четыре лямки с тяжиками и коушами, три оголовья, уздечка с вожжей, тяж с тремя коушами и ремнем для привязывания упряжи к головкам нарты, хорей — шест для управления запряжкой.



 

 

 

 

8. Легковая лямочная упряжь боковой тяги.
1—лямка; 2 —пояс (тасма); 3 — лямочная насадка; 4 — уздечка; 5 —тяжик; 6 — положение упряжи на теле животного; 7 — схема веерной легковой запряжки.
 

 

 

 

Лямка боковой тяги слагается из собственно лямки, пояса и лямочной насадки. Три лямки слева или справа, в зависимости от того, с какой стороны пускается передовой олень, имеют уздечки (оголовья); две средние из них — тяжики с кольцами (коушами).

Сшивается упряжь «в глазок». Чалаки и пуговицы изготовляются из трубчатых костей, рогов оленя или из металла. Лямочная насадка, тяжики, оголовья и уздечка для передового оленя изготовляются из кожи оленя, лося, морского зверя, хорошо тянутого сыромятного ремня или вожжевой тесьмы.

Вожжа уздечки передового оленя делается длиной 6—7 метров, из ремня или веревки.

Тяж изготовляется из кожи морского зверя, хорошо тянутой и пропитанной жиром сыромятной кожи или из цепи. Длина ременного тяжа 4—5, цепного—3 метра. При пользовании цепным тяжем лямки передового и крайнего оленей должны иметь тяжики без колец (коушей). При сборке упряжи лямки и пояса насаживаются на лямочную насадку, затем привязываются тяжики и оголовья. При запрягании оленей тяжики двух внутренних оленей перекрещиваются. При мелком текущем ремонте легковая лямочная упряжь боковой тяги служит 4—5 лет.