Транспортная бригада для управления оленьими упряжками

  Главная       Учебники - Транспорт      Олений транспорт Чукотки

 поиск по сайту     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10    ..

 

 

Транспортная бригада для управления оленьими упряжками


Грузы в условиях Севера перевозятся на большие расстояния, люди при этом находятся в пути неделями, а иногда и месяцами. Для лучшей организации перевозок и облегчения труда людей, как показывает практика, необходимо создавать транспортные бригады. Состав и снаряжение транспортной бригады должны обеспечивать нормальные условия работы и кормления оленей, наивысшую производительность труда и создание хороших условий для отдыха, обогрева, просушки одежды и питания людей.

Такая бригада обычно состоит из 4—5 человек и управляет в зимнее время обозом из 26—32 грузовых нарт, а летом 26—32 вьюками. Для передвижения каждый член бригады имеет легковую нарту, а в летний период — верховое седло. Кроме того, с обозом зимой передвигается нарта-палатка и нарта с хозяйственным имуществом бригады.

Обоз при парной запряжке оленей в грузовую нарту имеет от 73 до 90 оленей зимой и 36—45 оленей летом. Из них в зимний период в запряжке находится 65-80 оленей, а летом — 28—35. Остальные 8—10 оленей идут как запасные.

Каждый человек в бригаде управляет 6—7 грузовыми нартами зимой или вьюками — летом.
 

Бригаду возглавляет бригадир, назначающийся из наиболее опытных работников; он организует обоз, ведет его, принимает и сдает грузы, заботится о быте и питании людей, кормлении, охране и правильном использовании оленей в пути.

В большинстве районов советского Севера для окарауливания и сбора оленей в бригадах используются оленегонные собаки. Введение оленегонных собак проводится и на севере Хабаровского края. В Пенжинском районе. Корякского национального округа и Анадырском районе Чукотского национального округа созданы специальные государственные питомники оленегонных собак.

3—4 собаки зимой и 1—2 летом намного облегчают труд бригады по охране и пастьбе животных.

Чтобы обеспечить бесперебойное движение обозов при бессменном использовании животных в течение года, работа оленей не должна превышать восемь часов в сутки. Через каждые 45—50 минут движения обоза оленям необходимо давать 10—15-минутный отдых. В полдень делается двухчасовой привал, на время которого зимой оленей не распрягают, но летом развьючивают. Дневка дается через каждые четыре дня пути. Раз в две недели животным предоставляется двухдневный отдых.

Во время ночевок олени выпасаются на пастбище иод охраной дежурного пастуха и собаки. Подкормка животным задается два раза в день, утром при вылавливании оленей для запряжки и в полдень во время обеденного перерыва.

Работы зимой и летом выполняются по следующему примерному суточному расписанию:

1. Подъем 6 часов

2. Установка кораля, вылавливание оленей, раздача

подкормки, мелкий ремонт упряжи, завтрак б— 8 часов

3. Запряжка, седловка, завыочивание, уборка и

укладывание имущества и кораля 8— 9 часов

4. Движение обоза 9—13 часов
 

 

5. Обеденный перерыв, во время которого олени

получают концентраты 13—15 часов

6. Движение обоза 15—19 часов

7. Распряжка и размещение оленей на пастбище,

развертывание палатки, мелкий ремонт, ужин

бригады 19—21 час

8. Отдых бригады, дежурство на пастбище 21—06 часов
Во время пастьбы оленей члены бригады дежурят поочередно. В дни отдыха дежурят два человека, по 12 часов каждый. В зимнее время олени свободно выпасаются на пастбище под наблюдением дежурного пастуха и собаки. В летнее время олени пасутся на привязи, дежурный следит за тем, чтобы они не путались на привязях, поит и перевязывает их на новые, богатые кормом места.

Для защиты оленей от гнуса в летнее время, помимо окуривания дымом, применяется смазывание шерстного покрова растительным маслом (но не льняным — оно склеивает шерсть), солидолом или рыбьим жиром с.добавлением к ним 3—5 процентов скипидара с лизолом в равных долях.

Смесь перед употреблением необходимо взболтать. Смазывать ею надо спину, бока, живот, ноги и рога животного. Делается это утром и вечером.

Успех перевозки во многом зависит от правильной наметки предстоящего маршрута, определения места стоянок и выполнения элементарных дорожно-подготовительных работ. Вдоль пути расстанавливаются вехи, прорубаются лросеки в кустарниках, срезаются мешающие движению деревья, размечаются объездные пути, подъемы и спуски. Перевалочные пункты на пути движения должны иметь брезенты или иные средства защиты грузов от непогоды.

Готовя обоз, правления колхозов или руководители совхозов составляют графики его движения с подробным
указанием дорог, длины суточных переходов, разметкой мест дневок и ночевок и расписанием для всех связанных с транспортом работ. График движения обоза является основным документом транспортной бригады.