Транспортная бригада для управления оленьими упряжками
Грузы в условиях Севера перевозятся на большие расстояния, люди при этом
находятся в пути неделями, а иногда и месяцами. Для лучшей организации
перевозок и облегчения труда людей, как показывает практика, необходимо
создавать транспортные бригады. Состав и снаряжение транспортной бригады
должны обеспечивать нормальные условия работы и кормления оленей,
наивысшую производительность труда и создание хороших условий для
отдыха, обогрева, просушки одежды и питания людей.
Такая бригада обычно состоит из 4—5 человек и управляет в зимнее время
обозом из 26—32 грузовых нарт, а летом 26—32 вьюками. Для передвижения
каждый член бригады имеет легковую нарту, а в летний период — верховое
седло. Кроме того, с обозом зимой передвигается нарта-палатка и нарта с
хозяйственным имуществом бригады.
Обоз при парной запряжке оленей в грузовую нарту имеет от 73 до 90
оленей зимой и 36—45 оленей летом. Из них в зимний период в запряжке
находится 65-80 оленей, а летом — 28—35. Остальные 8—10 оленей идут как
запасные.
Каждый человек в бригаде управляет 6—7 грузовыми нартами зимой или
вьюками — летом.
Бригаду возглавляет бригадир, назначающийся из
наиболее опытных работников; он организует обоз, ведет его, принимает и
сдает грузы, заботится о быте и питании людей, кормлении, охране и
правильном использовании оленей в пути.
В большинстве районов советского Севера для окарауливания и сбора оленей
в бригадах используются оленегонные собаки. Введение оленегонных собак
проводится и на севере Хабаровского края. В Пенжинском районе.
Корякского национального округа и Анадырском районе Чукотского
национального округа созданы специальные государственные питомники
оленегонных собак.
3—4 собаки зимой и 1—2 летом намного облегчают труд бригады по охране и
пастьбе животных.
Чтобы обеспечить бесперебойное движение обозов при бессменном
использовании животных в течение года, работа оленей не должна превышать
восемь часов в сутки. Через каждые 45—50 минут движения обоза оленям
необходимо давать 10—15-минутный отдых. В полдень делается двухчасовой
привал, на время которого зимой оленей не распрягают, но летом
развьючивают. Дневка дается через каждые четыре дня пути. Раз в две
недели животным предоставляется двухдневный отдых.
Во время ночевок олени выпасаются на пастбище иод охраной дежурного
пастуха и собаки. Подкормка животным задается два раза в день, утром при
вылавливании оленей для запряжки и в полдень во время обеденного
перерыва.
Работы зимой и летом выполняются по следующему примерному суточному
расписанию:
1. Подъем 6 часов
2. Установка кораля, вылавливание оленей, раздача
подкормки, мелкий ремонт упряжи, завтрак б— 8 часов
3. Запряжка, седловка, завыочивание, уборка и
укладывание имущества и кораля 8— 9 часов
4. Движение обоза 9—13 часов
5. Обеденный перерыв, во время которого олени
получают концентраты 13—15 часов
6. Движение обоза 15—19 часов
7. Распряжка и размещение оленей на пастбище,
развертывание палатки, мелкий ремонт, ужин
бригады 19—21 час
8. Отдых бригады, дежурство на пастбище 21—06 часов
Во время пастьбы оленей члены бригады дежурят поочередно. В дни отдыха
дежурят два человека, по 12 часов каждый. В зимнее время олени свободно
выпасаются на пастбище под наблюдением дежурного пастуха и собаки. В
летнее время олени пасутся на привязи, дежурный следит за тем, чтобы они
не путались на привязях, поит и перевязывает их на новые, богатые кормом
места.
Для защиты оленей от гнуса в летнее время, помимо окуривания дымом,
применяется смазывание шерстного покрова растительным маслом (но не
льняным — оно склеивает шерсть), солидолом или рыбьим жиром
с.добавлением к ним 3—5 процентов скипидара с лизолом в равных долях.
Смесь перед употреблением необходимо взболтать. Смазывать ею надо спину,
бока, живот, ноги и рога животного. Делается это утром и вечером.
Успех перевозки во многом зависит от правильной наметки предстоящего
маршрута, определения места стоянок и выполнения элементарных
дорожно-подготовительных работ. Вдоль пути расстанавливаются вехи,
прорубаются лросеки в кустарниках, срезаются мешающие движению деревья,
размечаются объездные пути, подъемы и спуски. Перевалочные пункты на
пути движения должны иметь брезенты или иные средства защиты грузов от
непогоды.
Готовя обоз, правления колхозов или руководители совхозов составляют
графики его движения с подробным
указанием дорог, длины суточных переходов, разметкой мест дневок и
ночевок и расписанием для всех связанных с транспортом работ. График
движения обоза является основным документом транспортной бригады.