Модели аппаратов на воздушной подушке

       Учебники - Транспорт     Модели и любительские суда на воздушной подушке (Ежи Бень) - 1983 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  ..

 

 

3
Модели аппаратов на воздушной подушке

 


3.1. Вступление


В настоящее время моделистами создается большое количество моделей различных типов АВП, которые являются копиями натурных аппаратов либо представляют собой оригинальные конструкции, иногда же это модели транспорта будущего. В зависимости от предназначения модели на воздушной подушке классифицируют следующим образом: масштабные самоходные, спортивные, экспериментальные.

Модели АВП можно также классифицировать в зависимости от того, к какой разновидности транспорта они относятся: СВП; сухопутные АВП; железнодорожные АВП; аппараты, использующие воздушную подушку только для отрыва от земли и приземления; средства внутризаводского транспорта.

На основании этой классификации в дальнейшем будут рассматриваться необходимые условия для любительского моделирования.

В любительском моделировании нашли отражение принципы, создания натурных АВП. Чаще всего в моделях АВП используют камерную схему, периферийное сопло, эффект влияния поверхности на крыло и винт самолета, воздушную подушку скегового типа. В конструктивном плане создают миниатюрные копии хорошо известных АВП либо проектируют новые морские СВП, сухопутные и железнодорожные АВП, а также АВП нового, будущего поколения.

Для моделей АВП используются двигатели всех типов, которые применяются в авиа-, авто- и судомоделизме. Наиболее же широко применяются двигатели внутреннего сгорания и электромоторы.

Управление моделями осуществляется дистанционно: как по радио, так и с помощью тросов (кордовые модели).

В зависимости от назначения создаются разнообразные модели по конструкции, технологии изготовления и эстетическому совершенству. Масштабные самоходные модели принято считать наиболее совершенными с точки зрения конструкции и дизайна. Спортивные модели интересны способностью развивать большую скорость, преодолевать различные препятствия на пересеченной местности, а также широким диапазоном маневренности. С помощью экспериментальных моделей можно изучать характерные аэродинамические и конструктивные особенности и свойства новых аппаратов в условиях движения.

Масштабные самоходные модели обладают всеми характеристиками, линиями корпуса и пропорциями настоящего АВП, что достигается сравнительно большой массой аппарата и достаточным запасом мощности двигателя для создания воздушной подушки и силы тяги и для движения. Для обеспечения необходимых ходовых качеств модели конструкторы нередко прибегают к увеличению площади несущей поверхности и площади рулей, что помогает лучше управлять движением аппарата. Прибегать к подобным решениям следует осторожно, так как модель может получиться непропорциональной по своим размерам.

При конструировании моделей следует учитывать необходимость обеспечения остойчивости модели и способности к сопротивлению механическим ударам и воздействиям внешних препятствий. Наибольшее удовлетворение конструктору-любителю

 

приносит постройка мощного, тщательно технологически разработанного и оригинального по ходовым качествам аппарата. Модели этого типа способствуют популяризации АВП.

Спортивные модели должны отвечать прежде всего специфическим требованиям, которые предъявляют к ним спортивные состязания.

Для того чтобы модель АВП могла развить максимальную тягу, естественно, требуется установить двигатель максимальной мощности, обладающий при этом наименьшей массой. Модели с поршневыми двигателями в категориях: 2,5; 5; 10 см3, а также модели с электрическим приводом вызывают наибольший интерес. Чтобы в полной мере использовать все возможности для получения высоких результатов, следует выбирать те моторы, которые имеют лучшие показатели величины мощности на единицу массы. Очень важен также выбор оптимального воздушного винта, который наиболее подходил бы для данного двигателя и предполагаемой скорости движения модели. Большое значение имеет аэродинамическое сопротивление аппарата, которое должно быть минимальным, для чего следует использовать конструкцию с минимальной площадью поперечного сечения и выступающих частей корпуса.

Все это приводит к усложнению конструкции АВП. Следует отметить, что обычно спортсмен склонен стремиться одновременно и к простоте конструкции, и к достижению наивысших результатов, показываемых моделью.

Экспериментальные модели служат для проведения испытаний более совершенных АВП. В процессе их создания возникает возможность выявления конструктивных недостатков и эксплуатационных особенностей будущих АВП.

Модели, предназначенные для использования над поверхностью воды, должны обладать соответствующей плавучестью, которая гарантирует поддержание модели на водной поверхности после остановки двигателя, создающего воздушную подушку. Для масштабной модели объем плавучести должен соответствовать двукратной общей массе модели. Форма корпуса не должна затруднять образование воздушной подушки, а также ухудшать аэродинамику аппарата. Для обеспечения плавучести моделей АВП лучше всего использовать пенопласт, так как он достаточно легок и не размокает в воде.

Модели железнодорожных АВП движутся по специальной колее, направляющей движения аппарата. Такие модели должны иметь приспособленную для этой колеи форму корпуса.

Модели, использующие принцип воздушной подушки только при полете в непосредственной близости от земли или воды, а также в момент старта и приземления, по своему конструктивному решению приближаются к моделям экранопланов или самолетов. Эти модели могут свободно летать или управляться с помощью корда. Для старта и поддержания заданного курса полета в воздухе необходимо прежде всего обеспечить устойчивость и управляемость моделей, а также выполнить все требования, предъявляемые к летающей модели. Наиболее подробные сведения по этому вопросу можно найти в книгах по авиамоделизму.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  ..