С ЧЕГО НАЧИНАТЬ ПОСТРОЙКУ АЭРОСАНЕЙ

  Главная        Учебники - Транспорт      Юным конструкторам аэросаней (И.Н. Ювенальев)

 поиск по сайту     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10    ..

 

 

 

С ЧЕГО НАЧИНАТЬ ПОСТРОЙКУ АЭРОСАНЕЙ

 

 

Общие советы юным конструкторам аэросаней

В любой работе есть два наиболее трудных момента — это, во-первых, начать работу, причем начать ее правильно, и во-вторых, кончить работу, то есть суметь ее доделать, довести до тех технических данных, которые были намечены в начале работы.

Начинать постройку аэросаней нужно с их конструирования. А конструирование — это совершенно определенный процесс, имеющий строгую последовательность.

Прежде всего необходимо определить основные требования, предъявляемые к будущей машине, рассчитать ее, изучить и обобщить уже имеющийся опыт. Надо критически оценить построенные и испытанные ранее машины, проанализировать каждый их узел и на основании этого анализа отобрать то лучшее, что наиболее подходит для ваших условий, отвечает вашим требованиям.

Отобранный материал надо скомпоновать, вычертить будущую машину, подсчитать ее размеры, составить спецификацию материала, заготовить его и только после этого приступить к постройке.

Не следует, как это многие делают, слепо копировать предложенную каким-либо журналом схему машины. Ее можно принять за основу, все ее узлы надо проработать с учетом ваших местных условий и проверить расчетом, согласовать все размеры. Это избавит вас от многих досадных ошибок.

Кроме этого, в работе полезно руководствоваться следующими соображениями.

Прежде чем приступить к разработке конструкции машины или ее отдельных узлов и деталей, необходимо определить их назначение, уяснить себе условия их работы.

Не следует вводить в конструкцию лишние, не работающие детали, так как это только усложняет и утяжеляет машину, увеличивает затраты средств и труда. Если можно без ущерба для прочности, удобства работы или обслуживания снять с машины какую-либо деталь, это нужно сделать.

При выборе схемы надо учитывать, что, кроме основных требований, любая конструкция должна быть сделана как можно проще, дешевле, по возможности из имеющихся в наличии материалов и, главное, как можно меньшего веса. В то же время вся машина и все ее детали должны быть красивыми, пропорциональными по форме, удобными в изготовлении и достаточно прочными.

Нужно помнить, что лучше и значительно дешевле истратить время на разработку конструкции, вычерчивание чертежей и подсчет точных размеров, чем, сделав детали или узлы, переделывать их из-за несоответствия размеров.

Никогда не измеряйте размеры деталей на чертеже, если он выполнен не в натуральную величину. Любой размер может быть подсчитан. Это гораздо точнее. Обязательно проверяйте размеры стыковки деталей, цепочки размеров, чтобы не получилось отверстие намного больше или меньше диаметра болта, а размер от «головы до хвоста» был бы совсем другой, чем от «хвоста до головы».

 

 

 

 

Рис. 3. Аэросани конструкции А. Ф. Воронова, предназначенные для охоты
 

 

 

Учитывайте, что при изготовлении невозможно выполнить детали точно по номинальному размеру. Пользуйтесь системой допусков и посадок по Государственному стандарту, это избавит вас от подгонки одной детали к другой. Не старайтесь добиваться излишней точности и чистоты обработки там, где это не вызывается необходимостью. Излишняя точность во много раз удорожает детали, увеличивает затраты времени на их изготовление.

Работайте всегда хорошим и исправным инструментом. В умелых руках он является залогом быстрого и качественного изготовления деталей, узлов и машины в целом.

Теперь вы знаете, с чего начать.

Прежде всего необходимо четко определить назначение аэросаней. От этого будет зависеть конструкция машины в целом и ее отдельных деталей. Дело в том, что назначение во многом определяет и тип машины и ее ходовые качества.

Если строят спортивные аэросани для участия в скоростных соревнованиях, то они не будут похожи на аэросани, предназначенные для перевозки грузов, для выездов на охоту или рыбную ловлю.

Спортивные аэросани должны рассчитываться на достижение максимальной скорости и иметь очень высокое динамическое качество в ущерб удобству водителя, прочности и т. п.

Для таких аэросаней и воздушный винт рассчитывают совершенно по-другому.

Аэросани для охотника, например, также обладают специфическими особенностями. В частности, любитель Александр Федорович Воронов на построенных им аэросанях (рис. 3, рис. 40) сделал ножное управление машиной, чтобы на охоте иметь возможность на ходу свободными руками держать ружье. Кроме того, аэросани должны быть прочными, надежными и удобными при выполнении длительных рейсов. На них нужно предусмотреть место для добычи.

Какие же типы аэросаней существуют и в чем их различие?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10    ..